Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВТОРНИК 15 сентября. ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ прислать до 22 сентября.



7 класс

ВТОРНИК 15 сентября. ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ прислать до 22 сентября.

СОЛЬФЕДЖИО

1 Учебник. Стр. 4 № 4, 5 петь

2.  Домашние задания Урок № 2 задание 1,2

Вторник 22 сентября. ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ принести на урок!!! 29 сентября.

СОЛЬФЕДЖИО

1. Учебник стр. 5 № 7, 9. № 9 –выучить наизусть

2. Домашние задания Урок № 2 полностью.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

На 29 сентября.

Конспект: Биография А.П. Бородина.

Прочитать о романсах и послушать их.

https://www.youtube.com/watch?v=3tSqXlIvVP0

https://www.youtube.com/watch?v=wpjFaUc56FE

2. Александр Порфирьевич  БОРОДИН

(1833 – 1887)

2. 1. Биография

Александр Порфирьевич Бородин – уникальная фигура в культуре XIX столетия. Он поражает размахом своей деятельности: учёный-химик, композитор, автор блестящих литературных статей, общественный деятель.

Александр Порфирьевич вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской традиции» М. И. Глинки, основатель эпического симфонизма, основоположник (наряду с П. И. Чайковским) русского классического квартета.

А. П. Бородин родился в Петербурге 31 октября 1833 года. Отцом его был князь Лука Степанович Гедианов, а матерью – крепостная, дочь солдата Авдотья Константиновна Антонова. По этой причине брак не мог быть зарегистрирован в церкви. Ребенок получил фамилию и отчество княжеского крепостного Порфирия Бородина[1].

Маленький Саша с ранних лет проявил незаурядные способности, тягу к естественным наукам и к музыке. Мать старалась дать сыну разностороннее образование. С этой целью на дом были приглашены лучшие педагоги. Ещё в детстве Бородин усвоил три иностранных языка: французский, немецкий, английский, а в молодые годы изучил и итальянский. В 8 лет он научился играть на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели. В 9 лет сочинил первую музыкальную пьесу – польку «Элен», посвятив её девочке, в которую был влюблён. В 13 лет Бородин – автор небольшого концерта для флейты, а к 14 годам – ряда камерно-инструментальных пьес.

Кроме музыки, с детских лет Александр Порфирьевич увлекался естествознанием и химией. Его комната была похожа на настоящую химическую лабораторию, где он проводил опыты.

В 17 лет Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, однако всё свободное время отдавал музыке: посещал симфонические концерты, слушал романсы А. Гурилёва, А. Алябьева, А. Варламова, музицировал в любительском ансамбле. Уже в студенческие годы, познакомившись с музыкой М. И. Глинки, полюбил её навсегда: оперу «Иван Сусанин» знал наизусть.

Окончив академию, Бородин некоторое время работает в госпитале. Там он случайно знакомится с Модестом Петровичем Мусоргским – молодым офицером, будущим композитором и соратником по «Могучей кучке». В 1858 году блестяще защищает диссертацию и получает степень доктора медицины.

С целью дальнейшего совершенствования талантливого и перспективного молодого учёного посылают за границу, где он работает вместе со своими друзьями – впоследствии выдающимися учёными – Д. Менделеевым, И. Сеченовым, С. Боткиным. Три года, проведённые в Европе, имели большое значение для музыкального развития Бородина.

В Гейдельберге Бородин знакомится со своей будущей женой – Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой из Москвы. Своей блестящей игрой она пробудила в Бородине огромный интерес к творчеству Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа.

В 1862 году, вернувшись в Россию, будущий композитор становится профессором Медико-хирургической академии, начинает педагогическую деятельность. Среди студентов и коллег он пользуется уважением и бесспорным авторитетом. В том же году происходит ещё одно важное событие: Бородин знакомится с Милием Алексеевичем Балакиревым – талантливым музыкантом, руководителем Бесплатной музыкальной школы и главой содружества молодых композиторов «Новая русская школа» («Могучая кучка»).

Балакирев становится настоящим учителем начинающему композитору Бородину. Под его руководством Александр Порфирьевич приступает к работе над Первой симфонией (1862 – 1867). Премьера симфонии состоялась в 1869 году в концерте Русского музыкального общества и имела большой успех. Впоследствии появляются вокальные произведения: «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса», «Море», «Фальшивая нота».

В 1869 году рождается замысел Второй симфонии, известной под названием «Богатырская». Одновременно Бородин приступает к сочинению оперы «Князь Игорь», работа над которой продолжалась до самой смерти, но так и не была завершена.

Постепенно музыка Бородина получает признание на родине и за границей. На музыкальном фестивале в Баден-Бадене была исполнена его Первая симфония, высоко оцененная слушателями. Особенно ею восторгался Ференц Лист – гениальный венгерский пианист и композитор, с большой симпатией относившийся к произведениям Бородина и композиторов всей русской музыкальной школы. В душевной беседе с Бородиным он сказал: «У Вас громадный и оригинальный талант… Следуйте Вашим путём никого не слушая. Вы во всём всегда логичны, изобретательны и совершенно оригинальны».

В конце 70 – начале 80-х годов Бородиным были созданы два струнных квартета, явившиеся ценным вкладом в сокровищницу камерной музыки. Особенно выделялась третья часть («Ноктюрн»)  Второго квартета – жемчужина инструментальной песенной лирики.      

В 80-е годы появляются яркие романсы и песни: «Для берегов отчизны дальной» на стихи А. Пушкина, «У людей-то в дому» на слова Н. Некрасова, «Спесь» на слова А. Толстого. С большим усердием работает композитор также над Третьей симфонией (она осталась незавершённой).

Много времени Бородин отдаёт научно-педагогической и общественной деятельности. Он организовывает Высшие женские медицинские курсы, руководит химической лабораторией в Академии, часто выезжает в научные командировки за границу. Длительная напряжённая работа на нескольких «фронтах» одновременно привела к преждевременной смерти Бородина. 15 февраля 1887 года в возрасте 53 лет он внезапно скончался от сердечного приступа.

Основным делом жизни Александра Порфирьевича Бородина была химия и медицина. Музыку он считал «забавой», сочинял её урывками, в основном, когда оставался дома из-за болезни. Поэтому друзья, подшучивая, желали, «вопреки общепринятым обычаям, не здоровья, а болезни» (из писем композитора).

Творческое наследие Бородина невелико, но разносторонне. В нём представлены опера, симфоническая музыка, в том числе программная симфоническая картина        «В Средней Азии», посвящённая Ф. Листу, романсы, фортепианные произведения, камерно-инструментальные ансамбли.

В своей музыке Бородин воплотил мощь русского народа, величавые богатырские образы национального былинного эпоса. Это обусловило эпический характер музыкального стиля композитора. Вместе с тем, в его произведениях встречаются задушевные лирические напевы, изысканно-красочные картины Востока, шуточно-игровые и сказочно-фантастические образы.

Вопросы и задания:

1. Когда и где родился А. П. Бородин?

2. Чем увлекался Бородин в детстве и юности?

3. Где работал Бородин на протяжении всей своей жизни?

4. Кто стал настоящим учителем для начинающего композитора?

5. Кто из европейских композиторов первым оценил музыку Бородина?

6. Какие образы получили наиболее яркое воплощение в творчестве Бородина?

7. В каких жанрах работал композитор?

 

2. 2. Романсы

Вокальное творчество Бородина невелико по объему. Им написано всего 16 романсов и песен, причём большая часть – в короткий промежуток времени с 1867 по 1872 годы. Композитор обращался к поэзии А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, но чаще сам создавал тексты, становившиеся литературной основой его вокальных сочинений.

Воплощая поэтический текст в музыке, Бородин не стремился следовать за всеми его смысловыми поворотами, ему важнее было отразить главенствующее настроение стихотворения. В отличие от вокальных сочинений Даргомыжского или Мусоргского, в его романсах на переднем плане находятся не речевые обороты, а пластичная и выразительная мелодия. Роль фортепианной партии заключается в передаче эмоциональной атмосферы слова, в поддержке вокальной мелодии и лишь иногда – в подчёркивании отдельных деталей поэтического текста.

В романсах Бородина отражены основные образные сферы его музыки: эпическая, лирическая, драматическая, комедийная. К эпической линии можно отнести «Песню тёмного леса», близкую по стилистике русским былинам, балладу «Море», в череде контрастных эпизодов воссоздающую трагическую историю отважного пловца, и, конечно же, картинно-фантастические сказки «Морская царевна» и «Спящая княжна».

Романс «Спящая княжна» написан композитором на собственные слова. В центре музыкального произведения – часто встречающийся в волшебных сказках образ красавицы, усыплённой злыми силами. Основная тема рисует картину глубокого сна: мерная убаюкивающая мелодия, подчёркнутая ритмическим покачиванием в партии фортепиано.

Гармоническая красочность больших секунд, словно застывших в тишине глухого леса, предвосхищает находки композиторов-импрессионистов.

Дважды таинственная атмосфера спящего леса нарушается слухами о грядущем пробуждении. На смену закруглённым мелодическим оборотам приходят настойчивые повторы звуков и активные восходящие и нисходящие линии, покачивающиеся кварты в фортепианной партии уступают место решительным шагам по целотоновой гамме, напоминающие тему волшебника Черномора из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Однако романс Бородина – это не просто сказочная зарисовка. Композитор вложил в своё произведение аллегорический смысл. В образе спящей княжны он воплотил закованную в кандалы Россию, ждущую освобождения.

Лирическая сфера в вокальном наследии Бородина представлена романсами на стихи Г. Гейне («Отравой полны мои песни», «Из слёз моих», «Красавица рыбачка»), на собственные слова («Фальшивая нота»), а также песнями в народном характере, написанными для голоса в сопровождении фортепиано и виолончели («Разлюбила красна девица», «Слушайте, подруженьки, песенку мою»). Но лучшим в этой группе, безусловно, является романс-элегия «Для берегов отчизны дальной» (сл. А. С. Пушкина), принадлежащий к числу шедевров русской вокальной лирики.

Хотя романс посвящён жене Бородина – Екатерине Сергеевне, он был написан в 1881 году под впечатлением смерти М. П. Мусоргского. Его музыка передаёт возвышенное чувство глубокой скорби, вызванное тяжёлой утратой. Стихотворение А. С. Пушкина, положенное в основу романса, рассказывает о горечи расставания с любимой. Вокальная партия выдержана в напевно-декламационной манере, в ней преобладают секундовые и терцовые интонации, лишь эпизодически оттесняемые экспрессивными мелодическими оборотами. Равномерная пульсация диссонирующих аккордов, сохраняющаяся на протяжении всего романса, усиливает ощущение душевной скованности, вызывая чувство неотвратимого несчастья.

Интересны романсы Бородина, воплощающие образы комедийно-юмористические: ироническая картинка в народном духе «У людей-то в дому» на слова Н. Некрасова и сатирически-характерная «Спесь» на слова А. Толстого.

Вопросы и задания:

1. На чьи стихи Бородин писал свои вокальные сочинения?

2. Какой подход к воплощению поэтического текста характерен для Бородина?

3. Какова роль фортепианной партии в романсах композитора?

4. Перечислите основные образные группы в вокальной музыке Бородина.

5. Какое жанровое обозначение дал Бородин романсу «Спящая княжна»?

6. Какое событие послужило толчком для создания романса «Для берегов отчизны дальной»?

 


[1] В 1840 году перед смертью Л. С. Гедианов дал вольную своему сыну, который числился крепостным.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.