Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стремололитавр»)



 

Симфоническая музыка

Сергей Сергеевич
Прокофьев

СИМФОНИЯ №1
«Классическая»


Повторматериала

 

 

•Симфония –(от греч. –simphonia –
созвучие) –ведущий жанр оркестровой

музыки, сложное, богато развитое
многочастное музыкальное произведение.

•По своему значению в музыке сравнима с
драмой или романом в литературе.

•Как правило, симфонии пишутся для
большого оркестра смешанного состава

(симфонического), но существуют и
симфонии для струнного, камерного,
духового и других оркестров; в симфонию
могут вводиться хор и сольные вокальные
голоса.


Историятермина

В античности —в Древней Греции и в Древнем Риме —
«симфонией» называли благозвучное сочетание тонов.
Средневековая наука полностью унаследовала античные значения

«симфонии».

В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях
сборников мотетов и иной духовной —церковной или
паралитургической —музыки, относилось оно к вокальному
многоголосию.

С момента рождения оперы, в самом конце XVI века, в ней всегда
присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные
интермедии —любой такой эпизод именовался «симфонией».

В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за
оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в
инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях —в
сюитах, кантатах и операх.


•Классическая симфония (созданная
композиторами венской классической школы)

состоит, как правило, из четырёх частей,
написанных в сонатной циклической форме; в
XIX—XX веках широкое распространение
получили композиции как сбо́льшим, так и с
меньшим количеством частей.

 

•Она дала название новому, неизвестному
прежде составу оркестра и самой значительной

области инструментальной музыки —широкому
спектру её форм и жанров, объединяемых
понятием «симфоническая музыка».


ВеликиесимфонистыXVIIIвека

     
 

 


ЛюдвигванБетховен

 

 

 


 

МоцартВольфган
Амадей


Почти все симфонии, написанные венскими
классиками, имеют четыре части:


Сонатноеаллегро.Быстраяи наиболеедраматичная,иногда предваряетсямедленным вступлением.Какправило, пишетсявформесонатного аллегро,нодалеконевсе первыечастизвучатвбыстром темпе.  
II.Медленная,задумчивая, посвященамирнымкартинам природы,лирическим переживаниям,элегичная, пасторальная,скорбнаяили трагическаяпонастроению. IV.Быстрыйфинал,близкий кнародной,песенно- танцевальной,жанрово- бытовоймузыке.Он(какитог всехчастей)отличается жизнеутверждающей концепцией.
   

 


 

 



Рассмотримрядсимфоний,
являющихсобойяркийпример, отражениежанра.


Симфония№103

(«Стремололитавр»)

ЙозефГайдн(1732-1809)


•Картины мирной счастливой жизни, быта, природы
составляют основу творчества Й.Гайдна.

•С ним связан расцвет симфонии.

 

•Симфония «С тремоло литавр» получила свое
название от первого такта медленного вступления, в

котором звучит тремоло литавр.

 

 

•При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться
как универсальная циклическая форма.


Симфония№40.

ВольфгангАмадейМоцарт(1756 –1791)


•Симфония № 40 занимает особое место в
творчестве В.А. Моцарта. Внутреннее

содержание её богато, сложно и широко
развито.

•Симфонию № 40 можно сравнить с
«Джокондой» Леонардо да Винчи, ибо

смешение чувств в ней столь же загадочно и
таинственно.

 

•Глубина и непостижимость образа возникает
от слияния контрастов в едином, внутренне

противоречивом, как и сама жизнь, целом.


•Три части Симфонии –1, 2, 4 –написаны в
сонатной форме.

•1 часть начинается с изложения главной
партии: трепетной, нежной. Контрастом звучат

акцентированные аккорды. Будто
предвестники бури.

•2 часть контрастирует с 1 –её образный строй
–светлая и спокойная лирика.

•3 часть –менуэт, но в этой Симфонии он лицег
танцевальности. Строгая, ритмичная тема

подчеркивает решимость.

•Для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие

основной темы смело и ново.


Симфония№1. «Классическая». СергейПрокофьев(1891 –1953)


•С. Прокофьев –крупнейший композитор XX
столетия.

•Музыка его прочно связана с традициями
прошлого, но, вместе с тем, является

новаторством в области музыкального языка,
средств выразительности, приемов
музыкальной драматургии.

•В симфонической музыке достижения
композитора велики: начиная симфонической

сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью
симфониями.


•В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально
претворил черты гайдновского симфонизма.

Не случайно она названа «Классическая».
•В ней сохранены логика и строгость,

концепция классической формы XVIII века, и в
то же время её отличает современный
музыкальный язык.

•Музыка полна острых, «колючих» тем,
стремительных пассажей, ярких акцентов.,

новизны гармоний.

•В финале звучит ослепительная радость.

•Не случайно на музыку Симфонии ставились
хореографические композиции.


Симфония№5.

ЛюдвигванБетховен(1770 –1827)


•В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала
развиваться глухота. Но композитор не

покорился судьбе, сумел вернуться к
творчеству.

•Симфония № 5 проникнута героическим,
мятежным духом.

•«Так стучится в дверь к нам судьба.» -так, по
свидетельствам современников, Бетховен

сказал о первых тактах Симфонии.
•Основной мотив, яркая выразительная музыка

дают возможность трактовать Симфонию как
отражение борьбы человека с ударами
судьбы.


•Позже Симфония была сассоциирована с
мифом о Прометее, который похитил у богов с

Олимпа огонь и передал его людям. За это
боги жестоко наказали его.

 

•Сегодня Симфония № 5 приобретает особый,
нравственный смысл.


Симфония№8. «Неоконченная».
ФранцШуберт(1797 –1828)


•Творчество Ф. Шуберта называют началом
эпохи романтизма в музыке.

•Благодаря композитору появился новый тип
лирико-романтической симфонии.

•Симфония № 8 явилась обобщением образов
вокальных сочинений Шуберта.

•Так как Симфония имела всего две части,
современники композитора прозвали её

«Неоконченной».

•1 часть прописана в сонатной форме. Тема

вступления –своеобразный эпиграф.
•Между главной и побочной темами конфликт

как таковой отсутствует.


ВасилийСергеевичКалинников
(1866 –1900)

Симфония№1


•Василий Калинников –первый русский
композитор, получивший известность

благодаря своим симфоническим изысканиям.
•Симфонию № 1 называют «песней жаворонка»

русского симфонизма. В этой музыке, так же
как и в лирических пейзажах русских
художников, поет русская природа.

•1 часть звучит как искренняя, эмоциональная
исповедь человеческой души. Она написана в

традиционной форме сонатного аллегро.
•Главную и побочную темы экспозиции

отличает эпическая широта, энергия и
певучесть. В репризе утверждается
оптимистический тон повествования.


Симфония№5.

ПетрИльичЧайковский( 1840 –1893)


•Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал
близкую ему тему –борьбу человека с

мрачными силами, стоящими на пути к
счастью.

 

•В Симфонии четыре части.

 

•В ней переплетаются трагические
размышления о смысле жизни, поэтическое

восприятие природы, погружение в атмосферу
быта того времени.


•1 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой
вступления. «Полнейшее преклонение пред
судьбой.» -так определилиеё смысл сам
композитор.

•Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление главного героя вырваться из оков.
•В разработке чередуются две темы –краткий
разбег и прерывистое движение.

•Реприза завершается угасанием звучности,
словно подчеркивая мысль о бесцельности
сопротивления судьбе.


Симфония№7. «Ленинградская» ДмитрийШостакович(1906 –1975)


А.А.Ахматова(1889 –1966)

«…Азамною,тайной
сверкая

Иназвавшисебя«Седьмая»,
Нанеслыханныймчалась

пир

Притворившисьнотной

тетрадкой,
Знаменитаяленинградка

Возвращаласьвродной
эфир…»


•Трагические образы музыки Д. Шостаковича
связаны с потрясениями времени, борьбой и

страданиями человека.

•Симфония № 7 посвящена блокадному

Ленинграду. Она получила всемирное
признание как символ борьбы с фашизмом.

•В августе 1942 года ленинградцы нашли в
себе силы исполнить Симфонию в зале

Филармонии под руководством дирижера
Карла Ильича Элиасберга.


Полезные ссылки

•Видео-урок

 

•Й.Гайдн Симфония №103




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.