|
|||
ГЛАВА 24ЛЕЧЕНИЕ ОСПЫ. БРУМ-БУ)ГЛАВА 24ЛЕЧЕНИЕ ОСПЫ (БРУМ-БУ) Затем риши Маносиджи вымолвил просьбу:
Каковы причины, условия, признаки, различия, проявления и способы печения болезни римс, называемой брум-бу? Пусть Царь лекарей благоволит рассказать!
В ответ было изречено: Причина и условия брум-бу — общие для всех римс. Суть болезни в том, что жар попадает в чху-сер, оттуда — в кости, костный мозг и губчатое вещество костей, в глубине которых он растет, и вылезает затем наружу в виде высыпаний. Поэтому болезнь и называется брум-бу1. Различают два вида — черную и белую [брум-бу]. Черная имеет три разновидности: отек «бычья шея», «засохшие кровавые клеши» и «полые медные гвозди». У белой также три разновидности: «белые градины», «круглый, как верх шлема» и сиб-бу коб-да. Признаки бывают общими и частными. Общие признаки:боли в суставах, озноб, чувство слабости, отсутствие аппетита, горечь во рту, бессвязная речь, утомляемость, особенно болит голова, биение в сердце и легких, мясо краснеет и уплотняется, мурашки по телу, рвота желчью, чувство раскалывания костей — это первые признаки болезни до ее созревания. В средней [стадии] появляется сыпь, как будто становится немного легче. В последней [стадии] болезнь уже проявляется как черная или белая. При отеке «бычья шея», относящемся к черной брум-бу, сыпь наружу не выходит, зато очень сильные боли, отекает все тело — три доша усиливают черный чху-сер. При «засохших кровавых клещах» на теле темно-красные плотные высыпания, похожие на вшей. При «полых медных гвоздях» верхушки высыпаний с углублениями. Две эти разновидности брум-бу происходят от крови и желчи. При них болит голова, в пульсе, моче и во внешности [признаки] жара. При «белых градинах» — белые твердые [высыпания]. При «круглой, как верх шлема» [высыпания] крупные и редкие. При сиб-бу коб-цe [высыпания] частые и плотные. Эти разновидности брум-бу происходят от ветра и слизи; боли при них, как при чхам-па, признаков жара мало; если они не перейдут в [черный вид], то проходят сами. Лечение бывает общим и частным. Общее лечение. Сначала, пока болезнь не созрела, открывай поры; когда болезнь созреет, выгоняй жар изнутри; и, наконец, удаляй следы сыпи. Об открытии пор. В полдень дай пригоршню сгущенного теплого отвара тиноспоры, «трех плодов», сверции, адатоды и бадана язычкового. Как лекарство переварится, проступит пот, который надо вытирать ватой и мукой. Когда поры откроются, сыпь быстро выступит наружу. Если болезнь сильная, сделай это несколько раз. В этой [стадии] лучше потения нет процедур. Давай похлебку из дробленого ячменя с молоком, молоко, свежий дар, вареную муку, кипяток; и ночью и днем держи [больного] в тепле, иначе от холода и сквозняка сыпь уйдет внутрь. От сочной пиши сыпь, не выходя наружу, проникает в плотные [органы]. Если сыпь ушла внутрь, дай гороховый суп или отвар. Изгнание жара порошками и отварами. Сперва отваром гетеропаппуса, желтушника и щавеля и отваром перца Бунге выведи сыпь наружу. Жар выводят порошками из «соков» и «камней». «Состав из соков». Дай белый сандал, безоар, шафран, миробалан хебула, мускатный орех, бамбуковую манну, мускус и рог носорога, запить снеговой водой. «Состав из камней». К «царям четырех разрядов»2 добавь киноварь белую, мускус, буру и сахар, запить вином. Дозы и число приемов определи по силе жара и состоянию больного. «Соки» излечивают жар полых и плотных [органов], а «камни» сушат и выгоняют наружу чху-сер. Если болезнь сильная, чередуй «соки» и «камни». Если сыпь не выступает, но есть отек и озноб, смажь отваром нал-брас3 и солодки в молоке. Для выведения сыпи, которая вернулась вовнутрь, и сыпи, которая появилась снова, дай с сахаром кусочек ядовитого борца, величиной с зерно ячменя. Как проступит пот, чередуй «камни» и «соки», добавив в один из них ртуть в количестве одной четверти от всего порошка. Дозы увеличивай и назначай шесть раз в день — так вытянешь сыпь. Когда вся сыпь проступит, многие выздоравливают. И наконец, как стирают следы от сыпи. Если язвы гноятся и сильно мокнут, просуши золой оленьих рогов, полыни Гмелина, касатика, полыни йог-мо и желтого коровьего навоза. Высыпания на подошвах и ладонях высыхают первыми. При бессоннице, зевоте, дрожи, «легкости» сознания и уменьшении признаков жара в пульсе и моче ослабляй ограничения в пище. Назначай свежее мягкое топленое масло, свежее мясо и масло, мед — сначала понемногу, потом все больше и больше. От излишнего вина сыпь будет гноиться и зудеть, поэтому вино давай только для запивания лекарств4. Чтобы [больной] поправлялся быстрее, корми хорошо. Чтобы удалить [оспины] на лице, следует мыть мочой, мазать козьим и свиным жиром с меконопсисом щетинистым. Частные способы лечения зависят от вида болезни и входных дверей. Печение разновидностей брум-бу. Отек «бычья шея» суши порошком гороха, дожелта опаленной шкуры носорога и шкуры со слоновьей шеи, чередуя его с обычными лекарствами. Если отек большой, пусти кровь из ближних сосудов, сделай очищение пилюлями из молочая дур-бйид, пикроризы, салового дерева и цветков борца синего — запивать коровьей мочой. При «засохших кровавых клещах» и «медных гвоздях» давай отвар из «шести хороших», мускуса и золы кабаньего кала с козьей кровью или же вышеописанный состав из соков с добавкой сверции, ластовника, пикроризы и адатоды. Если жар очень сильный, добавь еще камфору. При белой брум-бу дай состав из камней, добавив фанат и эмблику. Если отек не сходит от лечения — смерть через семь дней; если красные пятна не переходят в сыпь — через пять дней; если черные лепешки не нагнаиваются — через девять дней. Больной может умереть от сильного ограничения в пище при «белых градинах» и от повторного проявления сыпей. Лечение в зависимости от входных дверей. При попадании в сердце — безумие, дрожь, пугливость; дай состав из соков с добавкой камфоры. Если безумие не пройдет, [больной] умрет. При попадании в легкие — частый кашель, колющие боли, гнойная мокрота; дай состав из соков, добавив термопсис и солодку. Если не поможет, больной умрет от закупорки горла. При попадании в печень краснеют глаза и колет над печенью; дай состав из соков, добавив медвежью желчь, мумие и кашмирский шафран. Если будет омрачение сознания, рвота и понос с кровью, [больной] умрет. При попадании в тонкие кишки — рвота и понос с желчью; дай состав из соков, добавив марену, ластовник и горец сибирский. Если начнется понос с кровью — значит, произошло прободение полости и [больной] умрет. Все эти разновидности брум-бу подавляются ртутью. При попадании в глаза смазывай камфорой и мускусом, или же грудным молоком с подофиллом, или же смазывай медвежьей желчью, барбарисовой кхандой, цинком и копотью латуни, смешав с грудным молоком. Корочки и грязь удаляй птичьим пером. Промывай водой с камфорой и шафраном, прикладывай примочки с холодной водой. Если брум-бу в глотке, ставь компресс из горячей вареной муки; дай порошок аира, костуса и нашатыря, отвар полыни Сиверса и жидкость, выжатую из конского навоза. Если это не помогает, соскреби лопаточкой5 и дай этот же порошок. Если брум-бу в мочевом пузыре, дай густой отвар нашатыря, костуса, алтея и мускуса; введи через трубочку чеу в мочевой пузырь воду с нашатырем, мускусом, аиром и костусом. Так подавляют ядовитую болезнь брум-бу.
«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Тантра наставлений. Завершилась глава двадцать четвертая «Лечение брум-бу» Примечание: 1 Словарное значение термина брум-бу (brum-bu) — «оспа». Однако третья разновидность «белой брум-бу, названная здесь сиб-бу-коб-цe, по словарям идентифицируется как «корь». 2 «Цари четырех разрядов [камней]» — по одной версии, это два вида камня «спинка лягушки» и два вида минерала цхиг-тхуб, по версии «Дополнительной тантры», — камень «спинка лягушки», гематит коричневый, мрамор и кальцит. 3 Термин нал-брас (nad-'bras) означает: 1) плоды чернокорня лекарственного, 2) корочки с оспин. «Вайдурья-онбо» придерживается здесь второго значения. 4 Составы из «камней» запиваются только вином. 5 Комментарии не вносят ясность в эту фразу. Возможно, речь идет о соскребании сыпи или налета в горле.
|
|||
|