Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





час) 17-11 АТ. Психология общения



07.04.20 (1 час) 17-11 АТ

Психология общения

 

Уважаемые студенты!

Вам необходимо изучить теоретический материал лекции и выполнить задание для самоконтроля.

Выполненное задание отправляете  на почту tu0607@yandex.ru

Срок сдачи – до 14.00  08.04.20

Отправляя документ на проверку, озаглавьте его так

Ваша фамилия_17-11 АТ_ Психология общения_Лекция 12_07.04

Пример: Иванов_17-11 АТ_ Психология общения_Лекция 12_07.04

 

ВНИМАНИЕ!

Темы за 31.03 и 01.04. вам предлагается изучить по материалу, который выделен в качестве самостоятельной работы и дан в ПРИЛОЖЕНИИ № 2 этого документа!

 

 

Тема: Стресс и его особенности

 

Цель: осмысление понятий «стресс», «стрессоры», «стрессоустойчивость», «стресс-менеджмент»; изучение особенностей развития стресса и направлений работы по управлению им

 

План изучения темы:

1) Понятие о стрессе и стрессорах, стадии развития стресса, его причины, симптомы, виды.

2) Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент.

3) Стрессоустойчивость и ее развитие.

4) Задание для самоконтроля.

 

Литература:

1. Панфилова А.П. Теория и практика общения / А. П. Панфилова.- Москва: Академия, 2018.- 368 с.

2. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для СПО / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 209 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01134-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/399564

 

    1) Понятие о стрессе и стрессорах, стадии развития стресса, его причины, симптомы, виды

 

    Предлагаю вначале посмотреть видеоурок Стресс и его влияние на человека, и ответить на вопросы

 

    Ссылка:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16036365360241562514&from=tabbar&p=2&parent-reqid=1585807783380660-4856941906704460300324-production-app-host-man-web-yp-192&text=%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81+%D0%B8+%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82

    Вопросы для анализа видеоурока

    1) Как определяется стресс и стрессоры в видео?

    2) Какие есть стадии развития стресса и в чем их особенности?

    3) Какими признаками (симптомами) характеризуется стресс?

    4) Всегда ли стресс опасен для человека?

    5) Какие есть правила управления стрессом?

 

    Сделаем вывод по этому вопросу.

 

    Стресс - это совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров.

    Стрессоры могут быть как внешние (например, нехватка времени для завершения работы, увольнение или прием на работу), так и внутренние (например, внутриличностные конфликты, неопределенность в будущем). Но и внешние, как утверждают ученые, это побочные продукты внутренних стрессоров.

    Канадский исследователь Г. Селье выделил три стадии стресса:

- стадия мобилизации: возникает тревожная реакция, при которой мобилизуются все защитные функции организма;

- стадия сопротивления: начинается, если сила стрессора соответствует адаптационным возможностям организма. Уровень его сопротивляемости растёт и становится значительно больше нормы;

- стадия истощения: развивается при длительном действии стрессора, когда возможности адаптации истощаются.

    Стресс сопровождается симптомами (признаками) психологического и физиологического характера.

    В нашем сознании стресс чаще оценивается как негативное явление для здоровья и жизни. Но есть и положительная сторона у стресса. Ученые выделяют дистрессы - вредные стрессы, возникающие при критическом напряжении, и эустрессы - полезные стрессы, когда мы испытываем волнение, азарт и энтузиазм, например, в надежде на благополучный исход в ожидании защиты ВКР.

    Дистрессы делятся на эмоциональные (вызываются, например, обидой или виной перед близкими), психологические (пример, производственный конфликт), физиологические (вызываются, например, болями, сильными физическими нагрузками).

 

    2) Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент

 

    Стресс на рабочем месте может быть вызван объективными и субъективными факторами (стрессорами). Примерами объективных (или внешних) могут быть тяжелые и опасные условия работы, форс-мажорные обстоятельства. Субъективные связаны с межличностными отношениями и внутриличностными особенностями работников.

    Для профилактики и преодоления стресса важен стресс-менеджмент. Это управление собой при воздействии стресса, позволяющее преодолевать его последствия. Другими словами, это управление стрессом.

    Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности можно осуществлять на двух уровнях:

- управления стрессом на уровне организации;

- управление стрессом на уровне личности.

 

    Управление стрессом на уровне организации осуществляется через создание благоприятного психологического климата. Существенную роль в его создании играет выполнение этического кодекса или этических принципов делового общения, как между коллегами, так и руководителем и подчинёнными; командные проектные работы.

    Другие способы управления на уровне организации – удобный график работы, который выстраивает в том числе и сам сотрудник; меры социальной поддержки; комфортные и безопасные условия труда; обучение сотрудников антистрессовым методам общения и деятельности с помощью тренингов, курсов; мероприятия по организации совместного досуга (например, корпоративные праздники) и поддержанию здорового образа сотрудников (например, посещение фитнесс-клубов).

    На уровне личности управление стрессом происходит через освоение и применение каждым сотрудником методов профилактики стресса и развития стрессоустойчивости. К способам профилактики стресса можно отнести полноценный отдых и сон, правильное питание, физические нагрузки. Не обойтись здесь без применения конструктивных способов разрешения конфликта, адекватного эмоционального реагирования в них и использования упражнений на саморегуляцию. Это как раз мы и рассматривали на предыдущих занятиях!

 

    3) Стрессоустойчивость и ее развитие

    Стрессоустойчивостью называется процесс адаптации человека к условиям сложных жизненных ситуаций, а также способность или качество, позволяющее сопротивляться стрессовым обстоятельствам и возвращаться к нормальному расположению духа.

    Можно выделить четыре типа стрессоустойчивости, а исходя из этих типов, есть и четыре категории людей:

    1) Стрессонеустойчивые люди. Для них любое неожиданное событие оказывается стрессом, а комфорт состоит в размеренности и стабильности, как можно меньшем количестве из ряда вон выходящих ситуаций. Реагируя на стресс, они теряются и могут вести себя неадекватно.

    2) Стрессотренируемые люди. Они адаптированы к медленным и постепенным изменениям, к ним они приспосабливаются без проблем. Однако резкие перемены их пугают, путают мышление, выбивают из колеи, повергают в депрессивные состояния.

    3) Стрессотормозные люди. Это активные личности, спокойно воспринимающие резкие перемены. Они способны мгновенно адаптироваться практически к любым изменениям, реагируя оптимально и быстро. Нервная система их очень вынослива и переносит тяжелые нагрузки.

    4) Стрессоустойчивые люди. Они обладают психикой, которую почти невозможно разрушить. Для них характерна жизнь в быстром ритме, а стабильность и размеренность вызывает у них отторжение.

    ПРОВЕРЬТЕ УРОВЕНЬ СВОЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА, КОТОРЫЙ ДАН НИЖЕ, В ПРИЛОЖЕНИИ № 1.

    Исследования стрессоустойчивости показывают, что главным фактором, который влияет на способность к адаптации в жизни, для человека является забота и прочные социальные отношения. Но есть и другие факторы, способствующие высокой стрессоустойчивости:

- умение управлять эмоциями и контролировать импульсивность;

- развитые коммуникативные навыки;

- умение решать проблемы;

- позитивное самовосприятие;

- уверенность в себе и своих силах;

- навыки планирования и достижения целей.

    Для развития стрессоустойчивости над этими факторами нужно постоянно работать, как индивидуально, так и совместно с коллегами, самостоятельно или под руководством специалистов. В следующем уроке мы обратимся к способам развития стрессоустойчивости.

 

    4) Задания для самоконтроля

 

    Инструкция: выполните тестовые задания по теме, ответы запишите в бланке. Этот бланк с ответами отправьте на проверку.

 

Бланк с ответами

 

№ задания Ответ № задания Ответ
   
   
   
   

 

Выберите правильный ответ:

1. Деструктивный стресс, когда человек больше не может бороться с негативными стрессорами

А) эустресс В) стрессор
Б) дистресс Г) истощение

2. Фактор, вызывающий состояние стресса

А) эустресс В) стрессор
Б) дистресс Г) стресс

 

3. Для какой из стадий развития стресса характерно это состояние: тревога, возникающая в ответ на действия стрессора, мобилизует организм и готовит его к срочным действиям, защите?

А) стадия мобилизации

Б)  стадия сопротивления

В) стадия истощения

 

4. Процесс управления стрессом – это

А) стессоустойчивость В) стрессор
Б) стресс-менеджмент Г) дистресс

 

5. Качество, позволяющее сопротивляться стрессовым обстоятельствам и возвращаться к нормальному расположению духа, - это

А) стессоустойчивость В) стрессор
Б) стресс-менеджмент Г) эустресс

 

Верные (+) или ложные (-) следующие утверждения:

6. Стресс краткосрочный, легкий полезен организму, он помогает мобилизовать силы и повысить возможности адаптации.

 

7. Стрессоустойчивость – это наследственные особенности, а потому, мы не можем развивать это качество.

 

8. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности, на производстве можно осуществлять на уровне организации и на уровне личности.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»

 

    Инструкция. Вы получите более объективный результат, если ваши ответы будут искренними. Обведите кружком подходящий вариант вашего ответа на каждое утверждение: Редко 1 Иногда 2 Часто 3

 

1.Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 12 3

2.Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров(а) 12 3

3.Я постоянно переживаю за качество того, что делаю 12 3

4.Я бываю расстроен(а) агрессивен(а) 12 3

5.Я не терплю критики в свой адрес 12 3

6.Я бываю раздражителен(а) 12 3

7.Я стараюсь быть лидером, там, где это возможно 12 3

8.Меня считают человеком настойчивым и напористым 12 3

9.Я страдаю бессонницей 12 3

10.Своим недругам я могу дать отпор 12 3

11.Я болезненно переживаю неприятности 12 3

12.У меня не хватает времени на отдых 12 3

13.У меня возникают конфликтные ситуации 12 3

14.Мне недостает уверенности, чтобы реализовать себя 12 3

15.У меня не хватает времени для любимых дел 12 3

16.Я все делаю быстро 12 3

17.Я испытываю страх за свое будущее 12 3

18.Я часто переживаю из-за своих обдуманных поступков 12 3

 

Обработка результатов

Суммарное число баллов

54 – очень низкий

50-53 - низкий

46-49 – ниже среднего

42-45 – чуть ниже среднего

38-41 - средний

34-37 – чуть выше среднего

30-33 – выше среднего

26-29 - высокий

25-18 - очень высокий

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

Задание для самостоятельной работы по темам за 31.03 и 01.04

 

Тема: Этические принципы общения между руководителем и подчиненными в ситуациях профессиональной деятельности

 

Цель: осмысление содержания этических принципов делового общения между руководителем и подчиненными

 

Литература:

1. Захараш Т.Б. Психология общения: учебное пособие / Т.Б. Захараш; Моск. ун-тим. С.Ю. Витте. Филиал в г. Ростове-на-Дону. [Электронное издание].

– М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 116 с. – 1,11 Mb.

2. Панфилова А.П. Теория и практика общения / А. П. Панфилова.- Москва: Академия, 2018.- 368 с.

 

Задание: изучите характеристику этических принципов общения между руководителем и подчинённым, между коллегами. Для самоконтроля выполните тест. ОТВЕТЫ НЕ ОТПРАВЛЯЮТСЯ!

 

Этические принципы общения между руководителем и подчиненными

    В лекции 10 (предыдущий урок) было разъяснено, что такое этические принципы делового общения и почему они важны в ситуациях профессиональной деятельности. Были рассмотрены этические принципы делового общения между коллегами. В этой лекции будут раскрыты этические принципы общения между руководителем и подчиненными, и подчиненными с руководителем.

    Свод этических принципов общения для руководителя по отношению к подчиненным:

    1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

    2. При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

    3. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующее замечание, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

    4. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберете правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

    5. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

    6. Тогда, когда уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте, и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

    7. Никогда не советуйте подчиненному, как поступить в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.

    8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

    9. Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

    10. Соблюдайте принцип распределенной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

    11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря заслугам самого руководителя.

    12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

    13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

    14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.

    15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

    Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые рекомендуется использовать в деловом общении подчиненному с руководителем.

    1. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы .,.?"

    2. Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

    3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или только "нет" Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "нет", служит постоянным раздражителем.

    4. Будьте преданы и надежны, что не будьте подхалимов. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, а поступки нельзя предвидеть.

    5. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением "через голову", сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности.

    6. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

 

Тест для самоконтроля        

    Инструкция: проверьте, как вы усвоили теоретический материал по теме и выполните тестовые задания.

    Верные (+) или ложные (-) следующие утверждения:

1. Руководителю лучше всего утаивать свои ошибки от подчиненных, чтобы не уронить свой авторитет.

2. Руководителю не нужно увлекаться моральными стимулами, например, хвалить подчиненного, достаточно материального стимулирования.

3. Если подчиненному нужно решить вопрос с руководством, то важно соблюдать субординацию, начинать надо с общения с непосредственным руководителем.

4. Прием «бутерброда» - когда между двумя слоями критики спрятана похвала.

5. Если подчиненного руководитель нагружает обязанностями и ответственностью, то подчиненный вправе узнать и спросить о своих правах.

6. Критиковать следует личность подчиненного сотрудника, например, уместны выражения «Вы безответственный сотрудник» или «Это на вас похоже».

7. В общении с руководителем не навязывайте ему свою точку зрения агрессивно, командный тон и упрямство здесь излишне.

8. Соблюдение субординации в общении с руководителем в ситуациях совместного отдыха или в ситуации, когда начальник сам рассказывает какую-то отвлечённую историю из жизни или анекдот.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.