|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анкета. Уважаемые участники опроса!Стр 1 из 2Следующая ⇒
Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0», г. Мурманск
Шкулий Мария, ученица 6 А класса гимназии N 2 г Мурманска, научный руководитель учитель по русскому языку и литературе гимназии N 2 г. Мурманска Федорова Ксения Сергеевна
Научная статья на тему "ЗАГОЛОВОК В ДЕТСКИХ СМИ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ»
ЗАГОЛОВОК В ДЕТСКИХ СМИ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Актуальность темы. Детские средства массовой информации (далее –СМИ) сегодня занимают отдельную ячейку в общей системе СМИ. Специфика детской журналистики в целом и прессы для детей в частности заключена в ее целевой аудитории, средствах воздействия на читателя, приемах отображения действительности, формах и способах контакта с аудиторией. Знакомство ребенка со специализированными СМИ способствует социализации и означает начало самостоятельной интеллектуальной жизни [1]. Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения системного подхода к изучению заголовков в детских СМИ как средства привлечения внимания в контексте развития отечественных исследований с учетом динамичных изменений, происходящих в современной информационной сфере детских СМИ. Заголовок в современных СМИ (печатном, электронном) является одним из основных способов привлечения внимания читателя. Читатель находит то, что его интересует, именно по заголовкам. Искусство делать заголовки – одно из важнейших в журналистике. Заголовки должны или информировать, или интриговать, тогда газету или журнал возьмут в руки, купят, прочитают. Таким образом, заголовок выступает в роли связующего звена между субъектом (СМИ) и объектом (аудиторией). Выбор языкового средства, при формулировании заголовка в детских СМИ, в первую очередь, направлено на привлечение и удержание внимания детей. Заголовочная часть любой статьи имеет главенствующую позицию в структуре журналистского текста. Объект исследования – средства привлечения внимания в средствах массовой информации. Предмет исследования – заголовок в детских средствах массовой информации как средство привлечения внимания. Обзор литературы по теме. Являясь средством привлечения внимания, заголовок является средством воздействия на читателя [2]. Об установлении контакта с читателем пишет также Е.Н. Комаров [3]. Изучение заголовков в СМИ имело место в работах Багмановой А.Р., Бессонова А.С., Вахтель Н.М., Дзидахановой З.С., Дроги М.А., Ергалиева К.С., Жилавской И.В., Задровской Е.С., Залюбовина И.И., Киндеркнехта А.С., Комарова Е.Н., Корниловой К.Е., Курмыгиной А.О., Лазаревой Э.А., Степанюк В.В., Шостак М.И. и др. Однако, особенности формулировки заголовков в детских СМИ как средства привлечения внимания недостаточно отражено в современной литературе. На наш взгляд, необходим комплексный взгляд на данную проблему, что поможет показать целостную картину использования заголовков авторами в детских СМИ, осознать важность заголовков в детских СМИ как средства привлечения внимания. Постановка цели. Цель настоящего исследования – на основе исследования заголовков детских СМИ доказать важность заголовков как средства привлечения внимания. Задачи исследования. В соответствии с целью в статье решается ряд задач: 1) проанализировать понятие и выявить основные функции заголовков; 2) исследовать имеющиеся классификации заголовков; 3) разработать анкету и провести анкетирование среди детей 10-13 лет на предмет исследования роли заголовков детских СМИ как средства привлечения внимания; 4) провести эксперимент исследования заголовков детских СМИ (на основе изучения заголовков детского журнала «GEOлёнка»); 5) представить анализ выявленных особенностей заголовков детского журнала «GEOлёнка»; 6) сформулировать выводы по результатам исследования. В работе осуществлен обзор основных направлений научных исследований заголовков в СМИ для детской аудитории. Методология исследования. Ведущие методы исследования: описательный метод, включающий в себя обобщение, систематизацию и интерпретацию данных о целях и характере использования в системе детских СМИ; метод анализа и синтеза, с помощью которого был проанализирован теоретический материал о заголовках в детских СМИ как носителях информации о журналистском тексте и определения роли заголовков в детских СМИ как средства привлечения внимания; сравнительный анализ, позволивший выделить сходство и различия в классификациях заголовков детских СМИ. В работе используется метод контент-анализа заголовков (проведено анкетирование среди детей 10-13 лет на предмет исследования роли заголовков детских СМИ как средства привлечения внимания). При проведении исследования применен метод эксперимента – метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуются явления действительности (за основу взята работа Болотновой Н.С. «Филологический анализ текста» [4]). Кроме того, будет применен метод сплошной выборки заголовков из печатных детских изданий, который также обеспечит точность исследования. Теоретическая значимость исследования обеспечена тем, что оно может Практическая значимость исследования заключается в возможности Результаты исследования. Над формированием эффектных действенных заголовков в детских СМИ ежедневно работает огромное количество журналистов, формулируя названия для своих материалов с применением различных средств выразительности. Для привлечения внимания детской аудитории есть большое количество методов и способов, которые авторы применяют при создании заголовков. Заголовок в детских СМИ занимает важное место в журналистском материале. В первую очередь, в нем идет речь о теме публикации. Другое принципиальное его предназначение – привлечение внимания детской аудитории. К тому же название в полной мере способно передать настроение самого автора, продемонстрировать его оценку происходящего.
1. Понятие и функции заголовков в СМИ.
«Заголовок – это своего рода вывеска, и чем она красочнее, тем больше гарантии, что материал будет прочитан» [5]. Но хороший заголовок должен быть не только ярким, но и выражать содержание материала, который он представляет. Писатель Джон Голсуорси отмечал, что «заголовки удваивают размер событий» [6]. Это подтверждается большим количеством заголовков в современной прессе, которые содержат в себе мини-текст. Таким образом реализуется закон «языковой экономии»: одним словом, емким словосочетанием или маленькой фразой обозначается масштабное событие. Заглавию приписывают функцию привлечения внимания читателя как одну из главных [7]. Восприятие любого текста в дискурсе - сложный процесс, в его организации важную роль играют компоненты, специально ориентированные на адресата, на выстраивание стратегии его внедрения в сферу дискурса, на построение его деятельности по интерпретации. Эти компоненты присущи произведению, за ними в процессе его бытования закрепилась роль - быть тем фактором, который «отвечает» за связь с реципиентом. Речь идет о заголовочном комплексе произведения или отдельном заголовке. Эти элементы входя в дискурс, будучи органически связанными с ним, они стоят на «выдвинутой», надтекстовой позиции, что и определяет их функции [8]. Заголовочный комплекс (заголовочный ансамбль) - это подсистема внутри текстовой системы, состоящая из элементов, находящихся вне текста. Заголовочный ансамбль включает в себя заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки (текст в тексте), анонсы. Это так называемые выдвинутые элементы, они объединены тем, что, будучи тесно связанными с основным текстом по содержанию, в структурноречевом плане сохраняют некую самостоятельность, отдельность от текста [9]. Заглавие текста - его ключевая позиция. Функции этого важного элемента любого произведения наиболее корректно рассматривать в аспекте восприятия адресата. Именно подход к дискурсу с позиций его восприятия помогает вскрыть механизмы создания заглавия, понять его особенности. Учет позиции реципиента важен, поскольку это личность, которая в процессе познавательной деятельности воспринимает содержание через его словесное оформление [10].
Схема 1. Соотношение наиболее распространенных частей заголовочных частей с текстом
Заголовок – это структурный компонент текста, который называет проблему, описываемую в публикации, предваряет и подытоживает содержание текста, представляет статью в корпусе других текстов и на рынке Согласно Е.С. Задровской, специфика заголовка в том, что «он, наряду с зачином и концовкой, относится к тем композиционным элементам текста, которые привлекают повышенное внимание при первом знакомстве с публикацией. Сделать заголовок легким для восприятия, информативным и одновременно интригующим – одна из труднейших задач журналиста» [13]. Н.А. Заигриной считает, что заголовок является не только первым, но и последним звеном в тексте: «Заголовок представляет собой своеобразное рамочное обрамление текста, к которому читатель при желании может обратиться вновь после прочтения всего текста, и в этом случае заголовок является последним звеном в тексте. Он переосмысливается вновь и наполняется новым содержанием» [14]. Таким образом, заголовок не только предваряет, предвосхищает содержание публицистической статьи, но и может подытоживать основные смысловые компоненты, излагаемые в публикации. По мнению исследователей, «именно заголовок пробуждает интерес читателя к содержимому статьи, определяет актуальность и новизну предложенного к прочтению материала» [15]. В электронных СМИ значение заголовка возрастает, потому что здесь он играет роль гиперссылки, с помощью которой читатель может перейти собственно к тексту публикации. То есть заголовок выполняет рекламную функцию, стимулируя читательский интерес, от него во многом зависит успешность материала [16]. Ю.В Глухова и Ю.В. Привалова считают заголовок «неотъемлемой частью газетных публикаций», хороший заголовок, согласно этим же авторам, «во многом повышает конкурентоспособность периодического издания» [17]. При исследовании заголовков особое внимание авторы уделяют вопросам типологии заголовков, предметом дискуссии является вопрос о выполняемых заголовком функциях. По мнению Э.А. Лазаревой, заголовок выполняет свое назначение на трех этапах восприятия текста. На первом, «дотекстовом», этапе задача заголовка – привлечь внимание читателя, вызвать интерес. Уровень внимания – это первое приобщение читателя к произведению, когда возникает временный, ситуационный интерес. Именно такое восприятие заглавия до прочтения всего произведения формируется благодаря тому, что реализуется графически-выделительная, номинативная, рекламная функция. При этом основная роль газетного заголовка состоит в том, чтобы привлечь читателя к тексту, побудить его прочитать сообщение, содержащееся в публицистическом материале [18]. Во время знакомства с текстом заголовок реализуется в информативной функции (в свернутом виде он способен выражать содержание текста, которое представляет ряд тезисов, связанных друг с другом и уточняющих друг друга). Читатель, воспринимая публикацию, интуитивно соотносит заголовок с тем или иным элементом смысловой схемы текста. Заголовок играет большую роль в формировании эмоционального воздействия на читателя, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае заголовок выполняет интегративную функцию. Интеграция (связность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет композиционную (архитектоническую) роль, как бы прогнозируя членение текста на части, его архитектонику. После прочтения газетного материала наступает третий этап восприятия, на котором заголовок выполняет номинативную функцию. Читатель запоминает публикацию, если она обратила на себя внимание содержанием или выразительным композиционно-речевым построением. Заголовок здесь служит «компрессированным текстом». Но достаточно часто возникает такая проблема, как «обманутые ожидания аудитории». Используя различные языковые средства выразительности, сочиняется заголовок, который в результате привлекает внимание к малосодержательному материалу. Создается впечатление, что подобные заголовки даются не для того, чтобы привлечь читателя к теме, к содержанию, а только для того, чтобы замаскировать беспомощное содержание, откупиться от важной темы громкой фразой, рассчитанной не столько на регулярного читателя, сколько на возможного обследователя газеты, нередко судящего о содержании по заголовкам. Особой популярностью такие приемы пользуются в бульварной (желтой) прессе. И, наоборот, интересная статья может остаться без внимания, если она снабжена тусклым, шаблонным заглавием [19]. Следовательно, заголовок должен сочетать в себе единство формы и содержания, передавать отношение автора и редакции к происходящим событиям, подчеркивать значение сообщаемого факта, и, таким образом, воздействовать на читателя. «Заголовок есть предельно сжатое и меткое выражение главной идеи произведения» [20], обладающее определенными функциями, которые четко прослеживаются: номинативная (или назывная), информативная (или коммуникативная) и рекламная. С точки зрения выполняемых функций выделим подходы, отражающие требования, предъявляемые к заголовкам, сформулированные в разное время. Так, В.Л. Риверс в 1964 г. предложил следующие требования к заголовку: 1) захватить внимание читателя; 2) передать суть рассказа; 3) символически оценить новость; 4) сделать газету более привлекательной [21]. Б. Вестли в 2003 г. были предложены следующие требования к заголовку газетной статьи: 1) индексировать новости; 2) в одиночку (только заголовок) суметь донести новость читателю [22]. Современные исследователи, К.С. Ергалиев, К.М. Текжанова, Е.Б. Асанбаева, выделяют первостепенные (основные) функции заголовка: информативность и соответствие содержанию, а также второстепенные (дополнительные): грамматическое построение, авторская оценка [23]. «Заголовок в журналистике: короткая фраза, функциональный смысл которой заключается в отделении материалов друг от друга на полосе издания; главный тезис любого произведения, который выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции» [24]. Согласно Е.Н. Комарову, заголовку в печатных СМИ присущи следующие функции: [25] - выделительная: привлечь внимание экстралингвистическими средствами (размер и цвет шрифта); - номинативная: назвать текст; - контактоустанавливающая: установить и поддержать контакт; - информативная: дать краткую информацию; - рекламная: анонсировать материал, заинтересовать содержанием; - воздействующая: вызвать реакцию читателя. В рамках нашего исследования интерес представляют, прежде всего, рекламная и воздействующая функция заголовков, т.к. именно такие заголовки построены с использованием выразительных средств создания оценки. Одним из самых распространенных приемов привлечения внимания, используемых в оценочных заголовках, является включение устойчивых выражений разного характера. Особой частотностью обладают фразеологические обороты, пословицы, поговорки и крылатые выражения. Функции современных заголовков не ограничиваются описанием событий или сообщением новостей. Заголовок создает канал восприятия читателем текста статьи, конструируя сеть ассоциаций, эмоциональную насыщенность и оценочность транслируемой информации. Заголовок должен выделять самую значимую информацию текста статьи, притягивая к себе внимание читателя, направлять ход его мыслей при дальнейшем чтении. Графически заголовок отделен от остального материала, поэтому воспринимается читающим как наиболее важная часть текста, как своеобразный ключ к его декодированию. Аккумулируя в себе смысловые доминанты последующего текста, заголовок «индивидуализирует» его, делает уникальным. Одновременно «категоризирует» его, т. е. позиционирует в информационном пространстве других текстов [26]. Являясь неотъемлемой структурной частью журналистской публикации, заголовок не только дает произведению индивидуальноавторское название (номинативная функция), но и на визуальном уровне отделяет один материал от другого на газетно-журнальной полосе (выделительная функция), акцентирует внимание читателя на тексте как носителе необходимых сведений (информативная функция), пробуждает потребительский интерес (воздействующая функция). Исследователь З.С. Дзидаханова отмечает свойственную заголовку полифункциональность: «Предваряя текст, он несет определенную информацию о содержании материала и одновременно с этим Нельзя не согласиться с мнением, что заголовок, несущий в себе одновременно информативное и интригующее начала, во многом определяет успешность журналистского материала, его эффективное результирующее воздействие на потребителя. Потому на страницах печатной периодики разворачивается порой нешуточная борьба за внимание читательской аудитории, и, по мнению исследователя А. О. Курмыгиной, «в этой борьбе газетный заголовок можно считать главным оружием. Ведь не случайно теоретики СМИ говорят даже об искусстве газетного заголовка, классифицируя «заголовочные» приемы и методы» [28]. Из вышесказанного видно, что заголовки – важнейший элемент текста. В детских СМИ они являются важным средством привлечения внимания. Заголовок может максимально использоваться в целях привлечения внимания к информации. Это повышает воздействующий потенциал заголовочной информации за счет снижения его информативной ценности. Мнения лингвистов применительно к функциям газетных заголовков расходятся. Тем не менее, большинство исследователей выделяют такие функции заголовков: 1) назывная; 2) информативная; 3) воздействующая; 4) рекламная.
2. Классификация заголовков в СМИ
Проведенный анализ источников, позволяет сделать вывод, что существует множество разновидностей заголовков, которые, однако, даже в целях поддержания читательской заинтересованности следует использовать и сочетать максимально грамотно, осторожно, разумно. А.А. Мирошниченко выделяет фактический, образный (игровой) и заголовок-клише, хотя есть и другие подходы к типологии заголовков современных печатных СМИ [29]. И.И. Залюбовин по степени информативности выделяет информативный, информативно-игровой и игровой, также предлагая подвиды игровых заголовков [30]. Э.А. Лазарева различает четыре типа заголовков: 1) заголовки, ориентируемые на прямое понимание; 2) заголовки, для понимания которых необходимо обращение к тексту; 3) заголовки, интерпретируемые сразу, но требующие повторного осознания после прочтения текста статьи; 4) заголовки, в которых фразы прецедентных текстов используются в прямом значении [31]. Нередко заголовки создаются таким образом, что для их понимания требуется обращение к тексту (обычно это игровые заголовки и тизеры), а также заголовки, интерпретируемые без двойного смысла, но требующие повторного осознания после прочтения текста статьи [32]. Для исследования заголовков деловых изданий М.И. Шостак предлагает такие типы: хроника, резюме, бегущая строка, цитата, интрига, ужастик [33]. При этом, как отмечает исследователь, что наиболее подходящим для деловых изданий является первый тип заголовка – фактический, который выражен в форме простого предложения (с глаголом!) передает главную мысль или интригу текста [34]. Исследователь М.И. Шостак выделяет такие виды журналистских заголовков, как «заголовок-хроника», дублирующий основную новость; «заголовок – «бегущая строка», когда начало заголовочного материала плавно переходит в основной текст; «заголовок-резюме», позволяющий прокомментировать событие косвенно; «заголовок-цитата», называющий главное действующее лицо и его точку зрения; «заголовок-интрига», использующий недосказанность, многозначительность и побуждающий читать материал дальше; «заголовок-«ужастик», повествующий о насилии, жестокости, преступлениях; «игровой заголовок», использующий тропы, лозунги советских времен, измененные автором крылатые слова, пословицы, афоризмы, а также восклицания, пародийные формы [35]. Способы создания заголовка и заголовочного комплекса разнообразны. Различают: [36] ‒ Заголовок-хроника (он сообщает о самой главной информации, заключенной в тексте последующей статьи). ‒ Заголовок-«бегущая строка» (в качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст). ‒ Заголовок-констатация и резюме (он косвенно повествует о каком-либо событии, скрывает его прямые оценки, подается в ироничной или игровой форме). ‒ Заголовок-цитата (прямая или косвенная) (они позволяют удвоить интерес читателей). ‒ Заголовок-интрига и сенсация (он указывает на факт, не раскрывая его полностью, заинтересовывая и побуждая читать статью дальше). ‒ Заголовок-лозунг и призыв, обращение (содержат в себе узнаваемое выражение, словосочетание, призыв). В зависимости от аудиторной ориентированности издания, разделяют способы подачи заголовков. Например, по степени информативности: а) информативный; б) информативно-игровой; в) игровой. В этом случае каждый заголовок коррелирует с жанром материала – маленькая заметка довлеет к информативным (содержатся только сухие факты о погоде), репортаж или колонка (большие тексты с выраженной авторской интонацией) – к игровым заголовкам. Интригующий заголовок явно привлекает внимание к тексту и создает интригу. Информативный – сообщает, что здесь находятся краткие сведения о предмете, вынесенном в заглавие. Если с последним все относительно ясно и строится он чаще всего на простом законе соотношения темы и ремы (главная деталь выводится в начало предложения), то с выразительными средствами игровых заголовков – несколько сложнее [37]. Таким образом, сегодня существует множество различных разновидностей заголовков, которые, однако, даже в целях поддержания читательской заинтересованности следует использовать и сочетать максимально грамотно, осторожно, разумно.
3. Анкетирование
В результате проведенного исследования разработана анкета (приложение 1) и проведено анкетирование среди детей 10-13 лет на предмет исследования роли заголовков детских СМИ как средства привлечения внимания. Респонденты – учащиеся школ г. Мурманска от 10 до 13 лет (27 человек). Анкетирование позволило сделать следующие выводы.
1. Какими СМИ Вы чаще всего пользуетесь?
Рисунок 1 – Наиболее часто используемые СМИ, %
2. Как часто Вы пользуетесь СМИ в целях получения информации?
Рисунок 2 – Частота использования СМИ, %
3. На что Вы в первую очередь обращаете внимание перед тем как прочитать текст в СМИ?
Рисунок 3 – На что обращено внимание респондентов перед прочтением текста СМИ, %
4. Насколько по-Вашему важен заголовок в восприятии текста СМИ?
Рисунок 4 – Важность заголовка в восприятии текста СМИ, %
5. Случалась ли с Вами ситуация, когда Вы начали читать текст, так как Вас заинтересовал заголовок, и не дочитывали его до конца, из-за того, что Вам становилось неинтересно?
Рисунок 5 – Потеря интереса к чтению текста при «цепляющем» заголовке, %
6. На каком этапе у Вас складывается понимание того, о чем пойдёт речь в тексте СМИ?
Рисунок 6 – Этапы понимания смысла текста СМИ, %
7. Как часто после прочтения заголовка у Вас уже складывается общее впечатление о сути текста СМИ?
Рисунок 7 – Частота влияния заголовка на понимание общего впечатления о смысле текста СМИ, %
8. Бывало ли у Вас такое, что содержание текста СМИ не соответствовало содержанию заголовка?
Рисунок 8 – Несоответствие содержания текста СМИ содержанию его заголовка, %
9. Как по-Вашему, какие три функции заголовка наиболее важны для текста в СМИ?
Так как каждый выбирал по 3 варианта ответа, то при расчете процента за 100% мы берем уже не 27 (кол-во респондентов), а 81 (кол-во ответом 27 чел*3 ответа = 81).
Рисунок 9 – Наиболее важные функции заголовков СМИ, %
10. Согласны ли Вы со следующей фразой: «Заголовок - это своего рода вывеска, и чем она красочнее, тем больше гарантии, что материал будет прочитан»?
Рисунок 10 – Согласие респондентов с мыслью: «чем ярче и красочнее заголовок, тем больше вероятность прочтения текста», %
4. Эксперимент
Экспериментальное исследование осуществлялось при помощи методов выборки, лингвистического наблюдения, лингвистического анализа и описания. Научная работа была подготовлена в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и доступ в библиотеку был ограничен. В 2016 году моя семья выписывала детский журнал «GEOлёнка», его 12 выпусков 2016 года сохранились у нас и работа выполнена на их основе. Geoленка - интересный, красочный журнал для детей, который является продолжением взрослой версии Geo. На сегодняшний день выпуск данного журнала прекращен. Было проанализировано 40 заголовков. Выбор журнала «GEOлёнка» обусловлен тем, что издание представлено на всей территории России, относится к одному из наиболее читаемых детских журналов, пользуется авторитетом и доверием детей. Необходимость исследования заголовков детских СМИ как средства привлечения внимания вызвана тем, что заголовок дает первоначальную информацию о тексте, он связан с тем или иным содержательным элементом (основной мыслью, тезисом, образом героя и др.). Информативные возможности заголовка достаточно велики. Заголовок может обозначать тему и давать оценку изложенному материалу. Но главная функция заголовка в детских СМИ – привлечь внимание читателя к публикации. Примечательно, что во всех номерах «GEOлёнка» на первых страницах есть такая рубрика как «Фото месяца». В ней представлены очень интересные и необычные фото животных. Обзор осуществленного среза заголовков детского журнала «GEOлёнка» показывает, что большинство заголовков максимально информативны, например, заголовок «Холод – не тётка» говорит нам о том, что Россия – страна с довольно холодным климатом, поэтому нам не лишним было бы знать, как организм реагирует на понижение температуры и что надо делать, чтобы не замерзнуть. Или другой заголовок – «Глаза как блюдца». Статья с таким названием рассказывает об удивительном животном – долгопяте, очень похожем на лимуров. У него очень длинный голый хвост, который помогает балансировать во время прыжка с дерева на дерево. Его большие глаза вызывают умиление. Однако, не все заголовки «GEOлёнка» содержат яркие стилистические средства. Полагаем, что связано это с тем, что десятки публикаций достаточно сложно снабдить ярким заголовком. В каждом номере журнала «GEOлёнка» есть несколько схожих рубрик «Соседи по планете», «Оказывается», «До чего дошел прогресс», «Машина времени» и др. Так, раздел «Вопросы на засыпку» включает оригинальные заголовки: «Из чего состоит огонь?», «Может ли лягушка проглотить крысу», «Почему цветы пахнут» и др. Авторами используются метафоры, призванные сделать заголовок более выразительным и «художественным», украсить его (например, заголовок «Жемчужный кораблик», «Подводный колибри», «Летние санки» и др.). При этом яркие авторские метафоры в тексте «GEOлёнка» – редкость. Будучи проявлением языкового искусства, яркие метафоры требуют времени на создание и обдумывание, а его у авторов не всегда хватает. Еще одна черта анализируемых заголовков «GEOлёнка» – это их двусмысленность, искажающая смысл информационного сообщения, порождающая ненужные смысловые оттенки, затрудняющая понимание текста. Рассмотрим несколько заголовков такого рода: «Глаз – алмаз» (статья про птиц), «Райский жених» и др. Данный заголовочный комплекс вводит читателя в заблуждение и вызывает некоторое недоумение. Анализируя собранный материал, в рубрике «Машина времени» обратились и к такому нестандартному заголовку как «История туалета». Из статьи с таким заголовком мы узнаем, что 19 ноября 2001 г. в Сингапуре собрались 200 делегатов из разных стран мира. Они образовали Всемирную туалетную организацию, в 19 ноября объявили Всемирным днем туалета. Но не для того, чтобы повеселиться, и не затем, чтобы бросить вызов обществу, в котором говорить на эту тему не принято. Они хотели обратить внимание на один поразительный факт. В век компьютерных технологий два миллиарда жителей планеты Земля никогда не видели туалета и вынуждены справлять нужду где придется (речь идет о жителях Индии, Пакистана, Афганистана, Непала, где более 50% жителей ни разу не были в туалете, даже в общественном). Это ведет к распространению дизентирии, холеры, тифа, гепатита А и полиомиелита). Выводы. Язык детских СМИ последних лет насыщен необычными заголовками. Проведенный анализ публикаций детских СМИ показал, что они являются благодатным материалом для исследователя-лингвиста. В них содержится маленький текст, содержание которого раскрывается в статье. Заголовки участвуют в работе принципа «экономии» языковых средств. Применяемый нами метод сплошной выборки заголовков из печатных детских изданий показал, что во всех номерах «GEOлёнка» на первых страницах есть такая рубрика как «Фото месяца». В ней представлены очень интересные и необычные фото животных. Обзор осуществленного среза заголовков детского журнала «GEOлёнка» показывает, что большинство заголовков максимально информативны. Однако, не все заголовки «GEOлёнка» содержат яркие стилистические средства. Полагаем, что связано это с тем, что десятки публикаций достаточно сложно снабдить ярк<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|