Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для студентов, находящихся на индивидуальном обучении



             Для студентов, находящихся на индивидуальном обучении

Лекция 1-2. Развитие детской литературы в 1920-1930-е годы. Темы, проблемы, жанры, герои.

Материал представлен в файле ВКонтакте за 01.09.20.

Лекция 3-4. Тема революции и гражданской войны в детской литературе

Тезисы

1. Обращенность литературы для детей к важным событиям социальной жизни, стремление показать активное участие детей в событиях революции и гражданской войны. Эта тема стала ведущей в детской литературе 20-30-х годов XX века.

2. Первым, кто поднял эту тему в детской литературе, был П. Бляхин. 1922 г. повесть «Красные дьяволята», передавшая дух героики и романтики первых лет революции и положившая начало развитию в детской литературе жанра героико-романтической повести. Красный цвет как символ революции стал основным в детской литературе, отразив характер новой эпохи. С. Григорьев «Красный Бакен», Д. Фурманов «Красный десант», М. Колябская «Красный партизан», Г. Никифоров «Красные воробьи».

3. Критика этих лет с тревогой отмечает бурное оживление авантюрной литературы, упрощение происходящих событий, почти баснословную удачливость юных героев, на которых авторы возлагали решение ответственных задач, подмену внутреннего состояния своего героя торопливым описанием внешних событий, биографических фактов, отдельных поступков героев, зачастую психологически не мотивированных.

С. Ауслендер: Колька Рыжий из рассказа «Много впереди», Ванька Картузов из повести «Дни боевые», Петька Харитонов из рассказа «Случай на море».Л. Остроумов: Макар Жук из трилогии «Макар-следопыт».

Подобные книги пользовались популярностью среди юных читателей, однако нарушали законы художественной правды, дезориентируя их в верном понимании революционных событий и места детей в них.

4. Одновременно получило реалистическое направление в решении этой темы. Начало положил А. Неверов повестью «Ташкент-город хлебный» ( 1923). На страницах произведений А. Кожевникова «Жиган», П. Голубева «Ефимка-партизан», В. Каверина «Сигнал к штурму», Б. Лавренева «Ленька-кронштадтец», Л. Новикова-Прибоя «В бухте «Отрада», Е. Верейской «Таня-революционерка», А. Гайдара «Р.В.С.». «Школа» реалистически и правдиво представлены дети и их участие в событиях, осмысление и понимания происходящего под влиянием взрослых, опытных и мудрых наставников.

5. Проблема беспризорничества как следствия происходящих событий, приобщения детей-сирот к новой трудовой жизни. Первая книга, поднявшая эту проблему, Л. Сейфуллиной «Правонарушители» (1922), сб. рассказов А. Кожевникова «Шпана»(1925). Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД» (1927).

Задание к практическому занятию (16.09.20).

1. Прочитать повесть П. Бляхина «Красные дьяволята» и рассказ А. Гайдара «Р.В.С.». Проследить, как автор изображает участие подростков в событиях гражданской войны. Провести сравнительный анализ.

Выполнить письменно и отправить по эл. почте tbenkovskaya@yandex.ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.