![]()
|
||||||
Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований.
Задание КЛАССИФИКАЦИИ
Сделать ветвящиеся схемы (можно – в таблицах, чтобы все ветки вместились) для одной из трех классификаций по выбору. Например, 1 класс по Шванцаре – по материалу. От этого класса – не менее четырех веток: вербальные, невербальные, манипуляционные, рисуночные… Пример схемы В каждую ветку схемы написать название конкретной методики (в некоторых ветках уже вписаны). Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре [5] Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям: 1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.); 2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); 3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов; 4. по психической активности испытуемых: o интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; o экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); o проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы; o исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт. 2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову [2] Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям: 1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные; 2. по назначению: o общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта); o тесты профессиональной пригодности; o тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов); o тесты достижений; 3. по материалу, которым оперирует испытуемый: o бланковые; o предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера); o аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.); 4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые; 5. по форме ответа: устные и письменные; 6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи; 7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта); 8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи); 9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами; 10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты; 11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные. 3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину [4] Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям: 1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема: o объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); o стандартизованные самоотчеты: § тесты-опросники, открытые опросники; § шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация; § индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток; o проективные техники; o диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры); 2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.
"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований." В.К. Гайда Литература: 1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. – М. : Педагогика, 1982. С. 114-119. 2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18. 3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 4. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17. 5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага : медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.
|
||||||
|