|
|||
Определите жанр произведений.. й (по тексту Г.Х.Андерсена) или 2-й (по тексту М.И.Цветаевой).. Вариант 1-й. Выполните анализ прозаического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст произ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 3. Определите жанр произведений.
А) Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. ___________________________________________
Б) Я сколько раз видал, приметьте это сами: Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами. ____________________________________________
В) От доброго дерева добрый и плод. ______________________________________
Г)Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. __________________________________________________
Часть вторая.Максимальный балл за вторую часть – 20 баллов. Выберите только один из предложенных ниже вариантов: 1-й (по тексту Г.Х.Андерсена) или 2-й (по тексту М.И.Цветаевой).
Вариант 1-й. Выполните анализ прозаического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст произведения Андерсена. А) О чем это произведение? Какова его главная мысль? Б) Какие художественные средства помогают автору передать идею произведения и характеры героев? В) Какому жанру, на Ваш взгляд, соответствует данное произведение? Объясните, почему Вы так считаете. Г.Х.Андерсен Перо и чернильница (Перевод А.Ганзен) Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: "Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?.. Да, поистине удивительно!" - Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! - обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. - Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк - я ведь совсем не знаю природы, - как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях, и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно! - Правильно! - сказало гусиное перо. - Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы! - Вы слишком неопытны! - возразила чернильница. - Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало - и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями, и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня! - Чернильная бочка! - сказало перо. Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос. Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что: "Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди - поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы - только инструменты в руках создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!" Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу "Мастер и инструменты". - Что, дождались, сударыня? - сказало перо чернильнице, когда они остались одни. - Слышали, как он прочел вслух то, что я написало? - То есть то, что вы извлекли из меня! - сказала чернильница. - Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру! - Чернильная душа! - сказало перо. - Гусь лапчатый! - ответила чернильница. И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера... Ему одному честь и хвала! Вариант 2-й. Выполните анализ поэтического произведения, отвечая на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст. При анализе опирайтесь на текст стихотворения М.И.Цветаевой. М. И. Цветаева Книги в красном переплете Из рая детского житья
Чуть легкий выучен урок,
А) Как вы поняли смысл стихотворения? Какой предстает лирическая героиня? Б) Какие художественные средства помогают поэту рассказать о моментах своего детства? Почему использованы именно такие эпитеты, метафоры? В) Что вы знаете об авторе стихотворения? Как вы можете прокомментировать имена, упомянутые в стихотворении? Почему упомянуты именно они? Составьте связный комментарий, указывая, по возможности, век и страну.
|
|||
|