Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс. Ход урока. Оргмомент.. Постановка целей и задач урока.



6 класс

Урок №19-20.Слово и его лексическое значение. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.

Цели:

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий поискового характера, узнавать слова , имеющие только форму множественного числа.

Характеризовать функциональную роль данной категории имен существительных. Находить информацию о таких именах существительных в учебной литературе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные : проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, определять границы собственного знания и незнания.

 

Ход урока

1. Оргмомент.

 

2. Постановка целей и задач урока.

Работа учителя. Работа учащихся
Слайд 1.Сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа: «Изучайте значение слов и вы избавите свет от половины его заблуждений». Эти слова принадлежат А.С. Пушкину (демонстрация репродукции картины В. Тропинина «Портрет Пушкина»)  - Как вы понимаете это высказывание? - Почему так важно знать точное значение слов? - Вспомните, как называется раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Какую цель поставим на сегодняшний урок? Учащиеся читают эпиграф, размышляют над строками эпиграфа. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи.
  1. Мотивация учебной деятельности. Игра «Найдите пару».
Работа учителя. Работа учащихся
У некоторых из вас на парте лежат желтые и зелёные листочки. На жёлтых листочках – лексическое значение, на зеленых – слово, имеющее это лексическое значение. Задача учащихся, имеющих зеленые листочки, узнать своё слово по услышанному лексическому значению и, как только это произойдет, необходимо встать и называть слово. Остальные учащиеся оценивают, правильно ли товарищ встал, и если правильно – все записываем слово в тетрадь.  
Сооружение для хранения зерна Элеватор
Наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.   Эскалатор
Основной тип землеройных машин, оснащённых ковшом Экскаватор
Коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. экскурсия
Научный метод исследования, проба, опыт. эксперимент

- Проверьте написание слов.

- Оцените свою работу согласно критериям :

 За каждое правильно написанное слово – 1 балл.

Учащиеся определяют по лексическому значению слово, анализируют работу других учащихся, записывают слова в тетрадь, повторяя правописание слов. Проверяют написание слов, сверяя с образцом. Оценивают свою работу, выставляя баллы.
  1. Работа по теме урока. Работа с толковым словарём.
Работа учителя. Работа учащихся
- Что такое лексическое значение слова? - Куда мы можем обратиться в случае затруднения понимания значения слова?  - Найдите значение слова: 1 ряд – аккорд 2 ряд – реформа 3 ряд – лауреат Составьте и запишите простое предложение с этим словом. Выделите грамматическую основу. Работают с толковым словарем, определяют лексическое значение слова. Составляют предложение – пример употребления слова. Выделяют грамматическую основу.

5.Актуализация знаний. Лексическое и грамматическое значения слова

Работа учителя. Работа учащихся в парах
- Какое значение слова вы определили с помощью толкового словаря? - Какое еще значение есть у слова, кроме лексического? - Поработайте в парах: распределите следующие признаки слова в нужную группу. Слайд 3. Слово «мольберт». 2 группы: «Содержание, смысл» и «Морфологические признаки». Слайд 4. Проверка. Слайд 5. Промежуточное закрепление. - Выберите правильное утверждение, запишите номера в тетрадях. Распределяют признаки на 2 группы, определяя лексическое и грамматическое значения слова. Сравнивают с образцом. Делают выводы, что у слова есть лексическое и грамматическое значение. На промежуточном закреплении выбирают правильные утверждения. Сравнивают с образцом.

6. Работа над темой урока. Многозначные слова

Работа учителя. Работа учащихся.
1.Постановка проблемного вопроса Слайд 6. - Прочитайте предложение. На мольберте ребята увидели картину с изображением мыши. - Что увидели ребята? - Почему возможны варианты ответа на это вопрос. - Сколько значений у слова «мышь»? - Как называются такие слова? - Как в словарной статье отражается многозначность слова? Слайд 7. Изучение статьи. 2.Практическая работа со словарем. - У вас на столах лежат карточки со словами. Пользуясь толковым словарем, найдите среди предложенных слов многозначные и отметьте галочкой.  - Какие слова у вас вызвали сомнения? - Почему слова «бумажник» и «люлька» тоже имеют 2 значения, но не являются многозначными? Учащиеся читают предложение, предлагают варианты ответов на вопрос. Делают вывод о многозначных и однозначных словах. Выясняют, как многозначность отражается в словарной статье (несколько значений под номерами в одной статье) Работают с толковым словарём, определяют многозначные слова. Сравнивают многозначные слова и омонимы.

7. Работа над темой урока. Многозначные слова и омонимы.

Работа учителя. Работа учащихся.
 1.Постановка проблемного вопроса Слайд 8 -Русский литературовед, пушкинист Сергей Михайлович Бонди говорил: «Прежде чем говорить о графине , надо определить, что мы имеем ввиду…. - Продолжите фразу учёного. - Как определить многозначное слово или омоним? -Как словарная статья может нам в этом помочь? 2. Промежуточное закрепление. Слайд 9.  - Закончите предложения, записав в тетрадь добавленные вами фразы. - Проверьте себя. Учащиеся определяют смысл высказывания, добавляют слова «сосуд» или «человек» и делают вывод о словах- омонимах. Определяют принципиальные отличия многозначных слов и омонимов. Записывают в тетрадь концовки предложений, повторяя знания о многозначных словах и омонимах. Сравнивают ответы с образцом.

8. Работа над темой урока. Синонимы.

Работа учителя. Работа учащихся.
 1.Наблюдение за языковым материалом Слайд 10 - Почитайте текст. - Вспомните, из какого произведения отрывок? - Прочитайте выделенные слова. - Как называются такие слова. - Выпишите их парами. - Какие слова называются синонимами? 2.Практическая работа. Распределительный самодиктант. Слайд 11. - Распределите слова на группы синонимов. - Проверка. Читают текст, определяют произведение и автора. Выделяют слова-синонимы, дают определение синонимам. Определяют синонимичные слова и распределяют в группы.

9. Работа над темой урока. Синонимы.

Работа учителя. Работа учащихся.
- Какие слова называются антонимами? Восстановленный диктант - Дополните предложения подходящими по смыслу словами и запишите полученные предложения. Слайд 12 -Проверка. Слайд 13 Дают определения антонимам. Восстанавливают предложения, подбирая антонимы. Сверяют с образцом.

10.Рефлексия учебной деятельности

Работа учителя. Работа учащихся.
Закончите предложения Слайд 14 Анализируют полученные на уроке знания, систематизируют их, повторяют и закрепляют новые знания.  Оценивают свою работу на уроке, участие в различных видах работ, уровень своего знания/ незнания.

11.Домашнее задание

Работа учителя. Работа учащихся.
Выполните дома Упражнение 99 стр.55 Записывают задание в дневник, анализируют задание, при возникновении вопросов по методике выполнения задания, задают вопросы учителю

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.