|
|||
Итог урокаУрок №11 29.09.2020 Тема: « Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». Цели:
Объяснение новой темы. Продолжая изучение поэмы Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо», называю вам тему сегодняшнего урока. Но прежде чем приступить к ее изучению, предлагаю вам ответить на вопрос: как вы понимаете, что такое счастье? Итак, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как решается проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». План: 1.Словарная работа. 2.Историческая справка ( выступления обучающихся). 4.Работа с текстом произведения в микрогруппах. 5.Комментирование песен Гриши Добросклонова. 1. Сегодня мы открываем новую страницу в словаре. Обратите внимание. На доске записаны слова, встречающиеся в тексте поэмы, правописание которых вам надо запомнить.
В словарь- Русь, Россия, заступник, обездоленный, странники, спасенный. Историческая справка. а/ 19 февраля 1861 года Александр П издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ? Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел. Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп – временно-обязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину ). б/ Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы. Нищенский надел не мог прокормить крестьянина и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. в/ Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после « освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившиеся в отказе принять эти документы. Как же воспринял Н.А.Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского: « В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части « Положения о крестьянах». « Да разве это настоящая воля! – говорил Некрасов. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать его». Н.А.Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут. Начало поэмы « Кому на Руси жить хорошо» - с знаменательными названиями губернии, уезда, деревень приковывает наше внимание к бедственному положению народа. « В каком году рассчитывай В какой земле угадывай На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков Семь временнообязанных Подтянутой губернии Уезда Терпигорева Пустопорожней волости Из смежных деревень Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобилино, Горелово, Неслово, Неурожайка тож... Поэма – путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущая панорама жизни. В центре поэмы не судьба отдельной личности, а широкий охват народной жизни. И вопрос по которому разгорается спор – самый главный в жизни всего крестьянства. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке крестьян оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как о материальном благополучии. Вопрос о счастье, который будут решать странники – не личный, а общественный и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства. А теперь проследим по тексту поэмы, как автор передает динамику нарастания спора, чтобы сделать выводы по теме урока.
Найдите строки в поэме, в которых говорится о понимании счастья различными героями.
( Богатство, владение собственностью, всеобщая покорность, неограниченная власть над людьми) Помещик Оболт-Обалдуев считал труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Чтение цитат из текста. - Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано? ( Глава « Счастливые») Выслушав эти рассказы « Счастливых» странники отвергают мужицкие представления о счастье « дырявом с заплатами», « горбатом с мозолями».
- Как же удалось простому крестьянину завоевать доверие людей? Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий « счастливо». « вольготно», « счастье», «воля»,»свобода». 4. Матрена Тимофеевна. ( Чтение цитат из текста) Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери. Счастье Матрены – не стать солдаткой, найти силы молчать, терпеть и растить детей. 5.Савелий – богатырь святорусский. ( Чтение цитат из текста). Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучия в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Рассказы о жизни этих героев убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Н.А.Некрасов считал, что « наше счастье невозможно без счастья других». « В каких бы условиях ни стоял человек, он не может быть вполне счастливым, если его окружают несчастливые». Так преобразовывалась идея поэмы. Ввод в поэму Гриши Добросклонова связан прежде всего с новым решением заглавного вопроса. 6. Гриша Добросклонов . ( Чтение цитат из текста). В чем его счастье? Его счастье в том, что он пишет песни для народа. Комментирование песен Гриши Добросклонова: « Доля народа», « Средь мира дольнего», « Русь». Итак, поэт создает « народную книгу». Гриша, по оценке автора, счастливый человек. За время путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Они единодушно называют счастливым Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова. Счастье Гриши не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника. В борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов находит смысл жизни. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека. Закрепление. а/ Как же решается проблема счастья в поэме? б/ Чьи образы положил в основу Некрасов, рисуя Гришу Добросклонова? Итог урока Произведение Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни. А человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет его найти. В начале урока мы пытались ответить на вопрос, что такое счастье? Вы говорили, что это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой. А мне хочется закончить сегодняшний урок стихотворением Э.Асадова «Что такое счастье?»
Что же такое счастье? Одни говорят страсти: Карты, вино, увлеченье – Все острые ощущенья. Другие верят, что счастье – В окладе большом и власти В глазах секретарш увлеченных И в трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, внимание И общность переживанья. По мненью четвертых – это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Еще есть какое мненье, Что счастье – это горенье, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета. А счастье, по-моему, просто, Бывает разного роста От кочки и до Казбека В зависимости от человека. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро. Человек не может быть счастлив, когда страдает весь мир. Л.Н.Толстой. Счастье – это когда тебя понимают. П. Васильев. Счастье – это не только иметь, брать, получать, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью. В. Чивилихин. Домашнее задание:
|
|||
|