|
||||||||
А. И. Копытин. ТРЕНИНГ ПО ФОТОТЕРАПИИ. Копытин А. И.А. И. Копытин ТРЕНИНГ ПО ФОТОТЕРАПИИ
РЕЧЬ Санкт-Петербург 2003
Копытин А. И. К65 Тренинг по фототерапии. 96с.: ил. ISBN 5-9268-0233-4 СПб.: Издательство «Речь», 2003. — Книга посвящена новому для России направлению арт-терапии — терапии с использованием фотографии. Проанализированы функции и направления фототерапии, приведены примеры групповой и индивидуальной работы, описаны основные категории упражнений. Книга будет интересна и для специалистов, и для широкого круга читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ 3 Часть I ФОТОГРАФИЯ В КАЧЕСТВЕ ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОГО, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И РАЗВИВАЮЩЕГО СРЕДСТВА Глава 1. Определение фототерапии. Некоторые психологические функции фотографии ......................................................................... 8 1.1.Определение фототерапии и ее связь с разными искусствами 8 1.2.Психологические функции фотографии......................... 10 1.3. Примеры фототерапевтических занятий и работ их участниц 15 Глава 2. Фотография в контексте психотерапии искусством и арт-терапии 25 2.1.Общая характеристика психотерапии искусством и арт-терапии 25 2.2.Фотография как инструмент изобразительного искусства и арт- 2.3. Обоснование лечебно-коррекционного и развивающего применения Глава 3. Различные варианты и цели использования фотографии в психотерапии и тренинге.............................................. 42 Часть II ТЕХНИКИ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ Глава 4. Общая характеристика различных техник, игр и упражнений 50 Глава 5. Группа А. Развитие визуального и понятийного мышления, памяти, внимания, тонкой моторики............................................ 52 Похожие предметы........................................................... 52 Системы последовательного порядка............................. 53 Горизонтальность и вертикальность...... ,....................... 53 Ближе — дальше; выше — ниже; справа — слева........ 54 Построение и фотографирование предметных композиций 54 Фотоколлаж «Дом, сад, магазин».................................... 55 Карта района или города.................................................. 55 Песочница с фотографиями (Лей Дж. и Хаузи Дж., 2000) 56 Глава 6. Группа Б. Общие темы................................................... 58 Работа с полярностями..................................................... 58 Праздники.......................................................................... 59 Времена года..................................................................... 59 Тренинг по фототерапии Стихии...,............................................................................ 60 Цвета вокруг нас............................................................... 61 Иллюстрации..................................................................... 62 Глава 7. Группа В. Восприятие себя .......................................... 64 •Линия жизни/ Жизненный путь..................................... 64 Воспоминания детства..................................................... 65 Прошлое, настоящее, будущее......................................... 66 Грани моего «Я»/ Ролевая карта...................................... 66 Мужское и женское внутри и вокруг меня.................... 67 Автопортрет....................................................................... 68 Символический/ метафорический автопортрет............. 69 Самореклама...................................................................... 71 Я как представитель определенной профессии, социальной группы, культуры............................................................. 71 Мои друзья в прошлом и настоящем............................... 73 Чувства и состояние в данный момент........................... 74 Мои секреты/ проблемы.............................................. 74 Мир моих интересов и увлечений.................................. 75 Глава 8. Группа Г. Техники, игры и упражнения для работы в парах 77 Разговор............................................................................. 77 Совместный фотоколлаж................................................. 78 Создание портрета............................................................ 79 Совместный проект............... ,.......................................... 80 Глава 9. Группа Д. Техники, игры и упражнения для коллективной работы 82 Коллективный фотоколлаж............................................. 82 Коллективный проект...................................................... 83 Фотопослание.................................................................... 84 Глава 10. Группа Е. Техники, игры и упражнения мультимодального характера. Сочетание фотографии со сценическим искусством, движением и танцем и иными видами творческой деятельности... 86 Фотография в сочетании со свободным движением..... 86 Выразительные жесты и позы......................................... 87 Танец чувств...................................................................... 88 Живые скульптуры........................................................... 89 Галерея образов................................................................. 90 Работа с гримом................................................................. 91 ЛИТЕРАТУРА............................................................................ 92 Авторские программы А. И. Копытина .................................... 93 Программа базовой подготовки в области арт-терапии и других направлений терапии искусством................................... 93 Семинар-тренинг «Возможности фотографии в психотерапии, психологическом консультировании и социальной работе» 95 Семинар-тренинг «Новые драматерапевтические техники: многообразие возможностей».......................................... 96 ВВЕДЕНИЕ Несмотря на сравнительно длительное существование искусства фотографии, ее применение с лечебно-коррекционными и развивающими целями до последнего времени было редким. Нам известны лишь единичные публикации, в которых описывается практика использования фотографии в интересах оздоровления, психотерапии и реабилитации (Бурно М. Е., 2002; Барби М., 2002; Копытин А. И., 2002в; Кук И., 2000; Лей Дж., Хаузи Дж., 2000; Мартин Р., 2002; Krauss D. A., Fryrear J. L., 1983; Spence J., 1986; Weiser J., 1993). Отчасти это связано с тем, что «разговорная» психотерапия, как правило, обходила стороной зримые свидетельства жизненного опыта клиента и лишь иногда привлекала фотоснимки в качестве материала для обсуждения. В то же время психотерапевтический потенциал фотографии привлекает специалистов в области психического здоровья, заставляя их искать возможность для ее включения в лечебно-оздоровительные программы. Являясь представителями разных направлений психотерапии и консультирования, а иногда и имея различную базовую подготовку, эти специалисты по-разному обосновывают психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие фотографии: одни руководствуются клинико-психиатрическими критериями и рассматривают занятия фотографией как одну из форм терапии творческим самовыражением (Бурно М. Е., 2002), другие пытаются найти ей применение в контексте игровой и игровой семейной психотерапии (Кук И., 2000; Лей Дж., Хаузи Дж., 2000), феминистского (Мартин Р., 2002), визуально-нарративного (Барби М., 2002) и иных подходов. Поскольку фотография связана с созданием зрительных образов, было бы естественно ожидать определенный интерес к ее использованию со стороны арт-терапевтов. Но как это ни парадоксально, они применяют ее в своей работе с клиентами ничуть не чаще, чем представители иных психотерапевтических направлений, хотя ими иногда предлагаются весьма интересные варианты включения фотографии в арт-терапевтический процесс, примером чему может быть техника фотоколлажа. В современной арт-терапевтической литературе можно также найти образцы оригинального прочтения фотографических образов на основе использования новейших представлений теории культуры и социально-психологических концепций (Хоган С., 2001). В этой книге мы постараемся обосновать и продемонстрировать различные формы и варианты применения фотографии в качестве лечеб-но-коррекционного и развивающего средства. Автор книги убежден, что фотография может стать составной частью весьма эффективной здоро-вьесберегающей «технологии», что в сочетании с ее доступностью для детей и взрослых способно сделать ее ценным инструментом работы практических психологов и врачей-психотерапевтов, педагогов и социальных работников, а также художников и профессиональных фотографов, пытающихся применить свой талант и умения в целях творческого и эмоционального развития личности. Значительные возможности варьирования форм и вариантов проведения фототерапевтических занятий позволяют применять их в работе с людьми с самыми разными потребностями и уровнем развития, начиная с детей 3-4 лет и заканчивая взрослыми и лицами весьма преклонного возраста. Фотография может быть средством самовыражения и самопознания, социализации и «эмоционального воспитания», принося значительную пользу психическому и физическому здоровью самых разных людей, и мы надеемся, что выход в свет этой книги послужит более активному применению в фотографии этом качестве.
Часть I ФОТОГРАФИЯ В КАЧЕСТВЕ ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОГО, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И РАЗВИВАЮЩЕГО СРЕДСТВА Глава 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОТЕРАПИИ. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФОТОГРАФИИ 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОТЕРАПИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С РАЗНЫМИ ИСКУССТВАМИ Фототерапия связана с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Более подробно о различных вариантах ее применения мы расскажем несколько позже, однако сразу отметим, что фототерапия предполагает как работу с готовыми фотоматериалами, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественные описания и т. д. Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом) и другими людьми (участниками психотерапевтической или тренинговой группы). Такое воздействие в какой-то мере может иметь место и при занятиях в группах художественной фотографии и при проведении разного рода обучающих или развивающих программ. Искусство фотографии само по себе многогранно, однако в любом случае в его основе лежит создание художественных образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография предполагает использование определенных технических средств. Фотография, таким образом, является «технизированным» видом изобразительного искусства, что, с одной стороны, делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творчес-кую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьированием их формата и цветности, созданием особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии — с трансформацией и корректировкой образов. «Технизированность» фотографии как одного из жанров изобразительного искусства означает относительно высокую осознанность действий. Это, однако, не исключает проявления в процессе занятий фотографией неосознаваемых чувств и потребностей. Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями — выбирать из нее то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность (сюрреальность), которая невидима физическим зрением. В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится своеобразным «транзитным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности. Благодаря своим игровым возможностям, фотография может приносить удивительное ощущение свободы, возможно, столь же сладостное, как и то ощущение свободы, которое переживает во время игры ребенок. По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых дчя них чувств и представлений. Ее можно рассматривать как своего рода ритуал, обеспечивающий социализацию и формирование идентичности, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию. Все это обусловливает тесную связь фотографии со сценическим искусством, а также возможность использования представлений и техник современной драматерапии применительно к терапевтической фотографии. Фотографирование часто связано с саморепрезентацией — представлением себя в определенном образе реальной или воображаемой аудитории, и хотя мы часто не осознаем, в какой мере при этом наши внешность и поведение изменяются, а «сценарий» разыгрываемой перед фотоаппаратом драмы нам неведом, в это время все равно происходит нечто, напоминающее мини-спектакль, воздействие которого и на его участников, и на зрителей порой весьма значительно. В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и движения. Мы можем увидеть на фотографиях разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, в том числе вызванные находящимися рядом с нами людьми и предметами, а также нашим пребыванием в той или иной среде. Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования телесного образа «Я», пластического выражения чувств и потребностей и получения нового телесного опыта и его интеграции. В терапевтическом же контексте это позволяет использовать фотографию в сочетании с техниками телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии и привлечь заложенные в них теоретические представления для обоснования механизмов исцеляющего воздействия фотографии. Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что на фотографии изображено, и прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий и переживаний и связать воедино разные аспекты опыта. Сопровождающие показ фотографий рассказы подчас весьма затейливы и красочны, что не только усиливает воздействие зрительных образов, но и позволяет выразить полнее и глубже связанные с ними чувства и мысли. Все это заставляет признать нарративный, или повествовательный, элемент фотографии очень важным и имеющим большое значение для достижения терапевтических эффектов. Данное обстоятельство можно также учесть при проведении фототерапевтических занятий, предлагая их участникам либо сочинить на основе фотографий различные истории в форме рассказов, притч или сказок, либо создать своеобразные мини-сценарии, позволяющие обозначить основных действующих персонажей, их поступки, то, что могло предшествовать изображенному на фотографии событию и что может за ним последовать. Фотография, таким образом, интегрирует в себе многие виды творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников. 1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФОТОГРАФИИ В этом разделе будут перечислены те психологические функции фотографии, которые обеспечивают возможность ее применения с вышеназванными целями.
1. Фокусирующая / актуализирующая функциясвязана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий — как положительно, так и 2. Стимулирующая функциясвязана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — 3. Кроме того, фотосъемка и последующее восприятие фотографий и 4. Объективирующая функцияв какой-то мере связана с фокусирую 5. Фотография также позволяет увидеть и осознать эти изменения, 6. Смыслообразующая функцияфотографии заключается в ее способ -ности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как 7. Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообра-зующую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживаниям, равно как и действиям и переживаниям других людей, является не столько «природно данным», сколько внедренным в его сознание и бессознательное в процессе социализации. С точки зрения представлений постмодерна, смыслы наших поступков и переживаний являются «конструктом» — порождением различных языковых и неязыковых знаковых систем, которыми мы пользуемся на разных этапах своей жизни. Культура и социум учат нас приписывать нашим чувствам и действиям вполне определенное значение, хотя они в принципе могут иметь неограниченное множество иных значений. Такое приписывание чувствам и действиям определенного смысла, как правило, носит адаптивный характер, хотя в некоторых случаях может быть причиной более или менее выраженной дизадаптации. Последнее особенно вероятно в том случае, если само общество и его культура являются инструментами насилия или контроля одних групп населения над другими. При этом те группы населения, которые занимают в нем более привилегированное положение, в том числе за счет ущемления интересов других групп, будут вольно или невольно стремиться использовать разные знаковые системы (включая кино, изобразительное искусство, музыку, телевидение, прессу и другие медиа-средства) для того, чтобы утвердить в обществе ту систему значений, которая служила бы сохранению сложившегося порядка вещей. Однако, поскольку данная система значений служит сохранению неравноправия, она будет в той или иной мере искажать реальный смысл человеческих отношений и переживаний и выступать в качестве одного из факторов патогенизации. Одной из задач применения фототерапии в этих условиях может быть «освобождение» человека от ложных, «сконструированных» значений и формирование новой системы значений, более достоверно отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность. Так, в результате фототерапии женщина может прийти к осознанию того, что ее тендерные предпочтения, например использование макияжа, одежды определенного типа, выражение лица и т. д., не являются ни «природно данными», ни отвечающими ее реальным потребностям. 8. Данная функция тесно связана с функциями рефрейминга и реорганизации.«Рефрейминг» в переводе с английского означает «помещение в 9. Контейнирующая (удерживающая) функциясвязана с тем, что фото 10. Экспресснвно-катарсическая функцияфотографии заключена как в особенности когда человек находится в кадре, связана с выражением чувств посредством жестикуляции, позы, мимики, костюма. Дополнительные возможности для выражения чувств заключены в использовании музыки, различных аксессуаров, а также в самой среде, в которой проводится съемка. При этом большое значение может иметь подготовка к съемке и то, что за нею следует, когда порой в течение довольно продолжительного времени человек может входить в определенное состояние и переживать его в присутствии окружающих, что обеспечивает заметный катарсический эффект. 11. Защитная функция фотографии,отчасти также смыкающаяся с ее контейнирующей и объективирующей функциями, связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, например, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуждение того, что на них изображено, является для него психологически небезопасным. При этом он может ощутить, что именно он, и никто другой, определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его возможность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения чувства психологической безопасности и, в конечном итоге, возможно, сделает его более готовым к показу фотографий. Это, по крайней мере, некоторые из наиболее важных, как нам кажется, психологических функций фотографии, позволяющих использовать ее в качестве лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего инструмента. Приведенные ниже примеры иллюстрируют некоторые моменты фототерапевтических занятий. Данные примеры включают не только описание ряда техник и упражнений, но и образцы работ участниц тренинговых групп и их комментарии. 1. з. примеры фототерапевтических ЗАНЯТИЙ И РАБОТ ИХ УЧАСТНИЦ Хотя у нас имеется опыт применения фотографии в работе с психиатрическими пациентами, в этой главе будут проиллюстрированы, главным образом, те занятия, которые проводились с тренинговыми группами. Некоторые из этих занятий включают использование готовых фотогра- фий. Участники группы могут принести с собой личные фотографии, на которых они изображены в разные периоды своей жизни, и тогда им может быть предложено показать друг другу снимки, дополнив их своими комментариями относительно обстоятельств, в которых эти снимки были сделаны, и чувств, которые они переживали в момент съемки. Иногда показ и обсуждение снимков протекают в свободной форме, иногда — организуются ведущим, чтобы обеспечить фокусировку внимания участников группы на определенных аспектах их опыта и системы отношений. Показ и обсуждение готовых фотографий могут дополняться такими формами работы, которые позволяют структурировать или реструктурировать представленный на них материал определенным образом. Большинство людей в домашних условиях самостоятельно делают это, когда создают семейные альбомы или тематические подборки фотографий, которые могут быть оформлены в виде плаката и показаны, например, в день рождения именинника или во время празднования юбилея. Как правило, люди делают это не всегда осознанно, стремясь проследить проделанный ими жизненный путь, либо с тем, чтобы привлечь внимание к личным или профессиональным достижениям. Нечто подобное можно делать в ходе тренингов, предлагая участникам создать подборки фотографий на определенную тему и затем расположить их либо в альбоме, либо в виде «книжки» или плаката. Очевидно, что такая работа, помимо упомянутых выше социальных функций, способствует смыслообразованию, рефреймингу и реорганизации лич-ностно значимого для участников группы материала. Можно было бы привести немало примеров, показывающих, как такая работа приводила к достижению значимых эффектов по интеграции личности участников группы, к «собиранию» разрозненных фрагментов своего прошлого и настоящего воедино и более ясному представлению будущего. В ходе тренинга участницам группы было предложено, используя принесенные из дома фотографии разных периодов своей жизни и любые изобразительные материалы (белую и цветную бумагу, краски, маркеры, журналы для создания коллажа), создать композицию, которая позволяла бы увидеть их личную историю и разные социальные роли, которые они исполняли, исполняют и, возможно, будут исполнять в будущем. Группа состояла из 12 человек и имела смешанный в культурном плане состав. Большинство принадлежало к латышской культуре, одна из участниц — жительница Чехии — прибыла в Латвию для временного проживания по служебным обстоятельствам мужа л переживала достаточно сложный период психосоциальной адаптации. Для создания своей композиции она вырезала из ватмана три больших круга, обозначающих ее прошлое, настоящее и будущее, и затем расположила на них свои фотокарточки, дополнив их отдельными вырезками из журналов. Далее приводится стенограмма обсуждения ее работы в группе. Линда (здесь и далее имена участниц группы изменены). Я использовала три круга. Они обозначают детство, то, что есть, и то, что будет. Сначала расскажу про детство... Эта часть работы делалась с легкостью, радостью. Здесь я на фотокарточках выступаю в роли дочки, сестры, внучки... Затем я стала делать будущее. Когда делала, вспомнила, что на последнем арт-терапевтическом тренинге два месяца назад я создала автопортрет в натуральную величину и изобразила радугу. Сегодня я также использовала радугу. Почему? Потому что в ней много разных цветов. Думаю, что желтый цвет в радуге — это «внутренний ребенок»; розовый — это я как мама в будущем; красный — жена, женщина; белый — то, что я в себе еще не знаю... Последний круг показывает, кто я есть сейчас. Это тяжело, так как я живу в другой стране. У меня сейчас много ролей, они другие, новые... В центре — то, что сегодня для меня ближе, важнее. Я соединила все три круга, сначала их не склеивала, играла, двигала. Ведущий. Почему в центре нет твоего лица? Линда. Это невозможно сделать. В центре — богоматерь. Она означает, что я буду мамой. Я также поместила карту с изображением джокера. Он для меня символизирует счастье, легкость. Карты создают разные комбинации. Это как судьба, и я ей доверяю. Другая участница той же группы при выполнении данного задания создала из ватмана три конуса и разместила на них свои фотокарточки, которые так же, как и у предыдущей участницы, были связаны с прошлым, настоящим и будущим (рис. 1). В процессе обсуждения выяснилось, что ее семья перенесла депортацию и была выслана из Латвии в Сибирь. Ее детство прошло в Магадане, и хотя она уже достаточно давно вернулась в Латвию, еще дома, подбирая для тренинга фотографии разных периодов своей жизни, она вновь вспомнила прошлое и пережила сильные чувства.
Рис 1 М а р а. Я создала три конуса Поняла, что моя внутренняя жизнь представлена именно в такой форме Первый конус — прошлое. Это семья, детство. Второй — настоящее, а третий — будущее. На первом конусе поместила фотокарточки о нашей жизни в Сибири, не помню, кто фотографировал. Прошлое вызывает у меня сильные чувства. Мои родители были в аду. Мы жили в Магадане, но я не страдала. Мы жили в маленьком домике. Я видела море, и это позитивно влияло. Помню, в детстве мечтала, как выглядит Латвия... Я сейчас впервые показываю эти фотокарточки. В школьные годы я их стыдилась, не хотела, чтобы их кто-то смотрел. Когда мы вернулись в Латвию, я чувствовала себя униженной, в школе ко мне относились настороженно. Это — настоящее. Люблю жизнь, люблю, что чувствую, встречаюсь, творю, узнаю себя как женщина. Здесь мои дети... Не люблю, когда в рамки ставят. К счастью, профессия художника позволяет выходить за рамки. Здесь я также поместила фотографии, где я с двоюродным братом, который в Америке. Мы с ним словно близнецы. Его тоже невозможно поставить в рамки... Общение с ним для меня очень много значит. Конус будущего поставила на разноцветную бумагу. На вершине конуса — лист синего цвета. Он мною движет. Будущее — этот цвет, то, что трудно выразить словами, что-то интуитивное. В будущем хочу многое увидеть, много путешествовать, быть в искусстве — своем и создаваемом другими...
И наконец, работа еще одной участницы группы, которая в качестве основы для размещения фотографий использовала образ дерева жизни.
А у с м а. У меня работа в форме дерева (рис. 2). Корни — начало, мои родители, инкарнация. Ствол — это я сейчас, я изменяюсь. Слева внизу — фото с бабушкой, она умерла два года назад. Незадолго до ее смерти я обратила внимание на ее руки, они были очень худые, Это фото я поместила в черную рамку, На нем я в роли внучки. (Мысленно обращаясь к бабушке, говорит: «Спасибо, что ты была».)
|
|
|