|
|||
Тема: Теория и методика обучения технике стоек и передвижений в нападенииТема: Теория и методика обучения технике стоек и передвижений в нападении 1. Обучение стойкам нападающего. 2. Обучение передвижениям нападающего. 3. Обучение остановкам. 4. Обучение поворотам. 1. Обучение стойкам нападающего Теоретические предпосылки Стойка нападающего в баскетболе – это наиболее рациональное исходное расположение звеньев тела игрока, обеспечивающее возможность быстрого и эффективного начала двигательного действия при атаке корзины соперников. Соблюдение правильной стойки позволяет нападающему постоянно сохранять равновесие и быстро маневрировать без мяча и с мячом. Соответственно в технике нападения выделяют: стойку готовности (основную) и стойку игрока, владеющего мячом. В стойке готовности (рис. 1) баскетболист находится на расставленных на ширину плеч ногах при незначительно выставленной вперед правой или левой ноге с параллельным расположением стоп на одном уровне. Колени незначительно согнуты (150–155°), масса тела равномерно распределена на обе стопы; туловище прямое слегка наклонено вперед (130–135°); голова поднята, взгляд направлен вперед – игрок занимает устойчивое положение, прочно удерживая равновесие; руки полусогнуты, кисти находятся на уровне груди. Рисунок 1. Изучению разновидностей стоек, несмотря на кажущуюся простоту их выполнения, следует уделять самое пристальное внимание. Ведь эффективность любого игрового приема в первую очередь зависит от рационального исходного положения игрока без мяча или с мячом.
Средства обучения стойке готовности: 1. Объяснение и показ. 2. Выполнение стойки готовности на месте. 3. Принятие стойки по сигналу педагога после бега или прыжков на месте. 4. Выполнение стойки готовности в сочетании с передвижениями и остановками произвольным способом: • по ориентирам; • по сигналу педагога. 5. То же, что в упражнении 4, но после старта из различных и. п.: стоя спиной, боком к направлению движения; сидя, лежа на полу и др. 6. То же, что в упражнениях 4 и 5, но с изменением направления и скорости передвижений. 7. То же, что в упражнении 6, но в эстафетах и подвижных играх типа «Пятнашки», «Ловушки», «Два мороза» и др. 8. Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: остановками двумя шагами и прыжком, ловлей и передачами мяча и т.д. (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания: 1. Выполнение стоек на месте осуществлять в шереножном строю, а затем в любых построениях. 2. После опробования стойки готовности на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвижениями; использовать преимущественно игровой метод. 3. В эстафетах акцентировать внимание занимающихся на расположении основных звеньев тела в и.п., за ошибки команды штрафовать очками или непопулярными упражнениями (например, приседаниями). 4. В подвижных играх вводить дополнительное правило: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готовности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать водящими. 5. При выполнении стойки готовности: • стопы располагать параллельно на ширине плеч, направлять носками в сторону планируемых игровых действий; • сохранять устойчивое положение, прочно удерживать равновесие: стопы не смыкать и широко не расставлять; ноги не выпрямлять; массу тела равномерно распределять на переднюю часть обеих стоп («сидеть на ногах»); • не сутулиться, голову держать прямо, смотреть перед собой; • плечевой пояс не закрепощать; плечи не поднимать; кисти держать полусогнутыми на уровне груди.
Основные ошибки при выполнении стойки готовности: 1. Полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги – удержание равновесия и быстрое начало передвижения затруднены. 2. Неустойчивое расположение стоп: не параллельны, сильно сомкнуты или расставлены, масса тела перенесена на носит или пятки – в любой момент возможна потеря равновесия. 3. Согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище и голова отклонены назад или в сторону – неустойчивое положение. 4. Взгляд направлен в пол или отведен в сторону – потеря контроля над игровой ситуацией. 5. Излишне закрепощены верхние конечности, опущены или сильно подняты руки – чрезмерная скованность, мешающая своевременному перемещению или надежному владению мячом. 2. Обучение передвижениям нападающего Теоретические предпосылки К приемам техники передвижений нападающего относятся ходьба, прыжки, бег, остановки, повороты. Ходьбой в основном пользуются в непродолжительные по времени игровые паузы. Этому способу передвижений на уроках по баскетболу специально не обучают. Прыжки в нападении являются, главным образом, элементами других приемов техники: в прыжке осуществляют ловлю и передачи мяча, броски, взятие отскока и добивание мяча в корзину. Они могут выполняться толчком одной и двумя ногами, с места и в движении. Более детально на технике исполнения прыжков и особенностях их изучения мы остановимся в подразделах, посвященных игровым приемам владения мячом, составной частью которых они являются. Разновидности бега Бег в баскетболе имеет две разновидности: лицом и спиной вперед. Бег лицом вперед наиболее часто применяется при маневрировании игрока на площадке и освобождении от опеки соперника. Существует два его варианта: специфический бег баскетболиста и легкоатлетический бег (рывок). В игре нападающий преимущественно передвигается специфическим бегом баскетболиста, для которого характерна упругая постановка ног с полной стопы. Эта особенность придает устойчивость положению тела игрока и создает благоприятные условия для неожиданной смены направления движения. Она осуществляется мощным толчком выставленной вперед ноги в сторону, противоположную предыдущему направлению движения, туловище наклоняется в сторону вновь избранного направления. К особенностям специфического бега баскетболиста относятся также незакрепощенное состояние плечевого пояса; синхронные с работой ног ритмичные движения согнутыми руками; прямое положение туловища и головы. Легкоатлетический бег, или рывок, имеет место, когда игрок стремится мгновенно развить максимальную скорость для обыгрыша соперника и выхода на свободное место. Для стартового ускорения характерны: короткие ударные беговые шаги, выполняемые с носка и с максимальной частотой; сильно наклоненное вперед туловище (центр тяжести находится впереди опорной ноги); ритмичная работа согнутых в локтях рук в такт с работой ног. Наращивание скорости (дистанционное ускорение) достигается после 4–5 шагов за счет удлинения беговых шагов и поддержания достигнутой частоты движений. Бег спиной вперед при игре в нападении применяется на ограниченных участках площадки и значительно реже. Он отличается частой постановкой стоп с носка; смещением тела спортсмена в противоположную от направления перемещения сторону; движением согнутых в локтевых суставах рук в переднезаднем направлении; поворотом головы назад, которым баскетболист периодически пользуется для уточнения игровой ситуации.
Средства обучения разновидностям бега в нападении: 1. Объяснение и показ. 2. Передвижение изучаемым способом (специфическим бегом баскетболиста, бегом спиной вперед или рывком) по прямой и с изменением направления движения по разметке площадки. 3. То же, что в упражнении 2, но со сменой направления и с чередованием способов передвижения на отдельных отрезках дистанции по ориентирам (набивные мячи, переносные стойки, баскетбольные щиты и т.п.). 4. То же, что в упражнении 3, но меняя направления и способы передвижения по зрительным или звуковым сигналам педагога (поднятая рука или мяч, количество или характер свистков и т.п.). 5. То же, что в упражнениях 2–4, но со сменой скорости передвижений на отдельных участках площадки («рваный ритм»). 6. Сочетание разновидностей передвижений, стартуя из различных исходных положений (стоя, сидя или лежа; лицом, спиной или боком по направлению движения и др.) в эстафетах. 7. То же, что в упражнениях 6, но с чередованием способов передвижений баскетболиста в нападении и других двигательных действий без мяча (прыжков, приседаний, сгибаний и разгибаний рук в положении упора лежа, кувырков и т.п.) в подвижных играх типа «День и ночь», «Вызов номеров», «Воробьи и вороны» и т.д. 8. Выполнение разновидностей передвижений в сочетании с другими игровыми приемами: стойками, ловлей и передачей мяча и т. п. (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания: 1. Обучение технике передвижений в нападении начинать фронтальным методом с выполнением заданий в разомкнутом шереножном строю; на последующих этапах использовать построения в колонну или любые другие и постепенно варьировать методы организации занимающихся. 2. Разновидности передвижений в нападении изучать в сочетании со стойками. 3. Избегать монотонных, однотипных передвижений по кругу; широко использовать для изменения способов, направления и скорости движения всевозможные ориентиры: разметку площадки, набивные мячи, гимнастические скамейки и др.; разнообразные зрительные и звуковые сигналы: положения рук педагога или партнера, расположение удерживаемого ими мяча относительно плечевого пояса; свистит, различные по стилю подачи, количеству или характеру сочетаний: короткий, длинный, резкий, протяжный, сдвоенный, один, два и др. 4. Постоянно чередовать сочетания способов перемещений. 5. На этапе совершенствования активно использовать игровой метод. 6. По мере овладения техникой изучаемого приема вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая степень противодействия. 7. При выполнении передвижений специфическим бегом баскетболиста: • ногу ставить мягко на всю стопу; • туловище держать прямым; • смотреть перед собой, голову не опускать; • плечевой пояс и руки не закрепощать; • руками совершать ритмичные движения вдоль туловища в такт работы ног. 8. При выполнении передвижений спиной вперед: • передвигаться часто на носках; • прямое туловище и поднятую голову слегка наклонять вперед (в сторону, противоположную направлению движения); • ритмично работать согнутыми руками; • поворотом головы осуществлять визуальный контроль над положением партнеров, изменением игровой ситуации. 9. При выполнении передвижений легкоатлетическим бегом {рывком): • стартовать за счет акцентированного наклона туловища и головы вперед; • развивать максимальную частоту движений на первых метрах ускорения; • беговые шаги выполнять ударными движениями с носка, синхронно работая руками; • поднимать туловище на 5–6-м шаге, постепенно увеличивая их длину, но сохраняя частоту движений ног и рук; • верхние конечности излишне не закрепощать. 10. Изменение направления движения производить неожиданно, со сменой ритма (предыдущее движение – медленно; начало движения в новом направлении – быстро) и мгновенным переносом веса тела с одной ноги на другую.
Основные ошибки при выполнении разновидностей бега: 1. Прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в и.п. 2. Одноименное (симметричное) движение рук и ног во время бега. 3. Чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук. 4. Во время специфического бега баскетболиста излишне наклонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шлепающий бег). 5. При передвижении спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы – возможно падение на спину; бег на всей стопе. 6. При стартовом ускорении отсутствие акцентированного наклона туловища вперед; при переходе к дистанционному ускорению несвоевременное (с опозданием) выпрямление туловища; постановка ноги на всю стопу, низкая частота движений конечностями. 7. Медленная смена направлений или скорости передвижений.
3. Обучение остановкам Теоретические предпосылки Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановит двух разновидностей: двумя шагами и прыжком. Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении (рис. 2).
Рисунок 2.
Существует два варианта выполнения остановки двумя шагами: 1) с удлиненным шагом правой ногой; 2) с удлиненным шагом левой ногой. В подготовительной фазе игрок находится в движении. Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость шагом с постановкой ноги на всю стопу прямо по направлению движения или с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгибание в коленном и тазобедренном суставах, а тело смещается в сторону, противоположную движению. Чем больше скорость передвижения, тем сильнее сгибание ноги (ниже опускается центр тяжести тела), увеличивается разворот носка и отклонение туловища назад. Второй шаг выполняет стопорящую функцию, для чего нога ставится почти параллельно сзадистоящей. Поворот туловища в сторону ноги, выполнившей первый шаг остановки, придает игроку более устойчивое положение. В завершающей фазе игрок приходит в стойку готовности. Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги (рис. 3). Рисунок 3.
В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой. В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В обоих случаях игрок приходит в стойку готовности с параллельным расположением стоп. Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная скорость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления. Средства обучения остановке двумя шагами: 1. Объяснение и показ. 2. Легкоатлетические прыжки в шаге. 3. Прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу («по кочкам»). 4. Бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по другим ориентирам. 5. Имитация шагов остановки с места – упражнение в равновесии: и. п. – стойка готовности; толчком впередистоящей ноги выполнить удлиненный шаг-прыжок сзадистоящей ногой с приходом на всю стопу; удержание равновесия на ней; выставляя толчковую ногу вперед, прийти в и. п. 6. Выполнение вариантов изучаемого приема (с удлиненным шагом правой и левой) по ориентирам в целом после ходьбы. 7. То же, что в упражнении 6, но после медленного бега (индивидуально). 8. Выполнение разновидностей остановки двумя шагами по звуковому сигналу учителя после передвижения бегом. 9. То же, что в упражнении 8, но по зрительному сигналу учителя или партнера. 10.То же, что в упражнениях 8 и 9, но после рывка. 11.Чередование разновидностей остановки двумя шагами в ситуативных условиях: • меняя скорость и направление предыдущего передвижения; • реагируя на условные сигналы педагога, регламентирующие момент или вариант остановки (например, 1 длинный свисток – остановка с удлиненным шагом правой ноги, 2 коротких свистка – остановка с удлиненным шагом левой ноги и т.п.). 12.Состязания в точности и быстроте исполнения изучаемого приема в эстафетах и подвижных играх. 13.Выполнение остановки двумя шагами в сочетании с поворотами и другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры). Средства обучения остановке прыжком: 1. Объяснение и показ. 2. Имитация приема с места: и. п. – стойка готовности; шаг сзадистоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги. 3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы. 4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега. 5. То же, что в упражнении 4, но по звуковому сигналу педагога (например, длинный свисток – остановка, короткий – возобновить передвижение). 6. То же, что в упражнении 5, но со сменой направления и скорости передвижений. 7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх – остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз – остановка толчком левой ноги и т.п.). 8. Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения. 9. Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп или с выставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита. 10. То же, что в упражнении 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания: 1. Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проходным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления движения в различных построениях. 2. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: разметку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и др. 3. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответственно очередность начального движения правой или левой ногой. 4. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий. 5. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях. 6. В условиях игрового соперничества акцептировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема. 7. При выполнении остановки двумя шагами: • добиваться правильного и. п. перед началом движения; • передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения шагов, т. е. не подбирать ногу; • на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент приземления; • на втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с параллельно опорной ноге, туловище отклонять назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу; • приходить в положение – стопы параллельны, но поставлены не на одной линии по направлению движения; • при увеличении скорости движения в момент остановки сильнее сгибать ногу на первом шаге (ниже опускать таз) и значительнее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти перпендикулярно направлению движения. 8. При выполнении остановки прыжком: • не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой; • толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направлению движения; • прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх; • одновременно касаться пола обеими стопами; в момент приземления стопы располагать на ширине плеч фронтально по направлению движения (параллельно с небольшим разворотом носками наружу) или с выставлением вперед нетолчковой ноги; • приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; приходить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад; • плечевой пояс и руки не закрепощать.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок: 1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная закрепощенность. 2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка. 3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела. 4. Стопы ставятся на переднюю часть узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение. 5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занимающийся приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение. 6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоняется вперед, сзадистоящая нога выпрямляется, а впередистоящая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к потере равновесия. 4. Обучение поворотам Теоретические предпосылки Повороты(пивоты) предназначены для маневрирования нападающего, стоя на месте, в целях ухода от защитника или укрывания мяча от выбивания. Они выполняются без мяча или с мячом, на месте и в движении. Существует два способа поворотов на месте: вперед и назад. Название способа поворота зависит от направления движения плеча, одноименного с выполняющей переступание ногой: если движение (переступание) выполняется в сторону опорной ноги, то это – поворот вперед (рис. 5, а), соответственно при движении (переступании) в противоположном направлении – поворот назад (рис. 5, б). В зависимости от игровой ситуации размах переступания, а соответственно и амплитуда поворота может колебаться от 30 до 180°. В подготовительной фазе игрок находится в стойке готовности. Решающее значение для совершения эффективных движений в основной фазе данного технического приема имеют следующие действия: • непринужденное, лишенное скованности движение игрока вокруг носка опорной ноги; • выполнение поворота за счет переноса тяжести тела с впередистоящей ноги на сзадистоящую (опорную), отталкивания и переступания впередистоящей с одновременным вращением на опорной; • выполнение движения на согнутых ногах.
а б Рисунок 4.
Для завершающей фазы характерен приход в устойчивое двухопорное положение после завершения поворота. Опорная {«осевая») нога – это нога, вокруг носка которой, как вокруг ножки циркуля, игрок совершает вращение. У нападающего без мяча любая нога может быть использована как опорная. Другое положение при выполнении поворотов игроком, владеющим мячом. Если этому предшествовала остановка двумя шагами с ловлей мяча в движении или после ведения, то статус опорной получает та нога, которая первой касается пола. Когда же игрок остановился прыжком, или поймал мяч в прыжке с одновременным касанием пола обеими ногами, либо овладел мячом, стоя на месте, то опорной может стать любая нога, т. е. переступание может осуществляться любой ногой, но не поочередно. После определения (обозначения) игроком опорной ноги отрывать ее от площадки при выполнении поворотов с мячом запрещено правилами. Возможна также ситуация, при которой ни одна из ног не может быть использована как опорная. Это происходит, если при овладении мячом игрок касается пола одной ногой и далее, оттолкнувшись ею же, приземляется на две ноги, т. е. имеет место комбинированный вид остановки. Поворот в движении применяется нападающим для ухода от соперника без мяча или с ведением мяча при маневрировании по площадке. В подготовительной фазе игрок находится в движении. Движения в основной фазе носят взрывной двухтактный характер. Вначале благодаря вращению, как правило, на 180° на впередистоящей ноге, с одновременным обратным шагом другой ногой игрок поворачивается спиной к направлению движения (рис. 5, а). Последующим вращением с требуемой амплитудой на совершившей переступание ноге и очередным шагом другой ногой в ту же сторону он поворачивается лицом в избранном направлении (рис. 5, б). В завершающей фазе нападающий возобновляет перемещение. Все перечисленные движения взаимосвязаны и носят целостный, непрерывный характер.
Рисунок 5.
Эффективность поворота в движении зависит от быстроты и неожиданности исполнения, умения мгновенно переносить массу тела с одной ноги на другую и не терять равновесия и ориентировки в пространстве при вращении вокруг своей оси.
Средства обучения поворотам на месте: 1. Объяснение и показ. 2. Выполнение поворотов вперед и назад на месте по разделениям с подсчетом педагога: «и – раз», «и – два» (на «и» перенести массу тела на всю стопу впередистоящей ноги, приподнимая пятку сзадистоящей; на «раз» – отталкиваясь впередистоящей, осуществить этой ногой переступание с одновременным переносом массы тела на сзадистоящую и вращением на ее носке). 3. Выполнение разновидностей поворотов на месте в целом с собственным подсчетом каждым занимающимся. 4. То же, что в упражнении 3, но меняя амплитуду поворотов (т.е. размах переступания – вращения). 5. То же, что в упражнениях 3 и 4, но в различных сочетаниях: 2 поворота вперед, 1 – назад; 2 – назад, 2 – вперед и т. п. 6. То же, что в упражнении 5, но в ситуации выбора по зрительному или звуковому сигналу (например, поднятая вверх правая рука педагога – поворот вперед, 2 поворота назад; поднятая левая рука – 2 поворота назад, 1 – вперед и т.п.). 7. Выполнение поворотом на месте с последующим переходом в движение заданным способом: поворот вперед – передвижение бегом спиной вперед; поворот назад – рывок на исходную позицию и т.п. 8. Выполнение разновидностей поворотов на месте с освобождением от опеки условного (пассивного) защитника. 9. Выполнение поворотов после остановок произвольным способом по ориентирам в сочетании с последующими вариантами передвижений. 10.То же, что в упражнениях 3 – 6, но в стойке игрока, владеющего мячом. 11.Выполнение сочетания поворотов на месте с мячом в руках при пассивном, а затем активном противодействии условного защитника. 12.Выполнение разновидностей поворотов на месте в стойках нападающего в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей мяча, остановками, ведением мяча, бросками и т.д. (по мере освоения техники игры).
Средства обучения поворотам в движении: 1. Объяснение и показ. 2. Последовательное выполнение всех составных элементов приема (вращений и переступаний) на месте с переходом в передвижение. 3. Выполнение поворота по ориентирам в ходьбе. 4. То же, что в упражнении 3, но в медленном беге по прямой. 5. Выполнение приема в целом по разметке площадки со сменой направления движения после поворота. 6. Выполнение поворота в движении с заданной амплитудой по звуковым, зрительным или комбинированным сигналам. 7. Выполнение разновидностей приема с преодолением пассивного, а затем активного противодействия условного защитника на ограниченных участках площадки (в заданных коридорах). 8. Выполнение поворота в движении при ведении мяча и в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры). Организационно-методические указания: 1. Поворотам на месте и в движении обучать в разомкнутом шереножном строю с использованием фронтального метода организации занимающихся. 2. На начальном этапе обучения разновидности приема осуществлять по команде педагога, затем с собственным подсчетом и, наконец, в целом в вариативных условиях. 3. Все задания выполнять поочередно на правой и левой ноге, в одну и другую сторону (амплитуда поворотов от 30 до 180°). 4. При поворотах на месте: • перед началом движения переносить массу тела на впередистоящую ногу, а в момент отталкивания и переступания – на сзадистоящую (опорную); • прием выполнять на согнутых ногах с вращением вокруг носка опорной («осевой») ноги, «пружинить» на ногах; «вращаться», как вокруг ножки циркуля; • переступание на месте завершать приходом в устойчивое двухопорное положение: стопы на ширине плеч (но не на одной линии) параллельны с расположением носков на одном уровне или с выставленной вперед одной ступней; с разворотом сзадистоящей носком наружу; • не закрепощать суставы верхних и нижних конечностей, не сутулиться; • при поворотах с мячом укрывать его у пояса разведенными в стороны локтями и туловищем, «прятать» мяч в направлении опорной ноги. 5. При переходе к изучению поворотов в движении сначала освоить структуру и последовательность движений с места в медленном темпе. 6. При выполнении поворотов в движении: • направленно сгибать опорную ногу и активно производить движение плечом; • вращаться поочередно на носке одной и другой ноги с последующей их постановкой на всю стопу; • туловище наклонять вперед для предотвращения возможной потери равновесия и падения; • добиваться быстрого, взрывного и непрерывного характера движений; • после поворота возобновлять передвижение в избранном направлении без остановки и пауз. 8. Противоборство с защитником осуществлять в ограниченных коридорах, регламентировать степень сопротивления защитника, постепенно увеличивая его. 9. К изучению поворота в движении при ведении мяча приступать на этапе совершенствования дриблинга. 10.К выполнению сочетания разновидностей поворотов с другими техническими приемами (остановками без мяча и с ловлей мяча, посланного партнером, остановками после ведения; ведением, передачами и т.д.) переходить по мере освоения техники игры.
Основные ошибки при выполнении поворотов: 1. Выпрямленные ноги или выполнение вращений вокруг всей стопы, а не на носке опорной («осевой») ноги. 2. Отрывание опорной ноги от площадки во время выполнения приема на месте в стойке игрока, владеющего мячом, – пробежка. 3. Нерациональное расположение стоп после поворота на месте: не параллельны; на одной линии, сомкнуты или чрезмерно расставлены – неустойчивое положение игрока. 4. Сильно закрепощенные конечности – скованность, отсутствие легкости и непринужденности в движениях. 5. Недостаточная амплитуда вращений и переступаний – дополнительная затрата времени для довыполнения («докручивания»)поворота. 6. Расчлененное, а не целостное выполнение поворота в движении: остановка при переступаниях, замедленное («ленивое») осуществление движений – потеря ритма. 7. Отсутствие наклона туловища вперед при повороте в движении – потеря равновесия или падение игрока.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте описание стойки готовности. 2. Перечислите упражнения, необходимые для обучения стойке готовности нападающего в их рациональной последовательности. 3. Какие существуют способы перемещений нападающего в баскетболе? 4. Опишите технику разновидностей бега, используемого баскетболистом при игре в нападении. 5. Какие упражнения и в какой последовательности нужно применять для обучения нападающего рациональной технике разновидностей бега? 6.Назовите организационно-методические указания, которые следует учитывать и использовать при обучении разновидностям бега в нападении. 7.Какие остановки существуют в технике перемещений? 8.В чем специфика движений в каждой фазе разновидностей остановки двумя шагами? 9.Опишите блок упражнений для обучения остановке двумя шагами в их рациональной последовательности. 10. Какие организационно-методические указания используют в процессе обучения остановке баскетболиста двумя шагами? 11. В чем специфика движений в каждой фазе разновидностей остановки прыжком? 12. Опишите блок упражнений для обучения остановке прыжком в их рациональной последовательности. 13. Какие организационно-методические указания используют в процессе обучения остановке баскетболиста прыжком? 14. Назовите разновидности поворотов и дайте краткую характеристику техники их выполнения. 15. Перечислите блок упражнений для обучения поворотам на месте. 16. Перечислите блок упражнений для обучения поворотам в движении. 17. Какие ошибки возможны при выполнении баскетболистом разновидностей поворотов?
|
|||
|