Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Теория и методика обучения технике стоек и передвижений в нападении



Тема: Теория и методика обучения технике стоек и передвижений в нападении

1. Обучение стойкам нападающего.

2. Обучение передвижениям нападающего.

3. Обучение остановкам.

4. Обучение поворотам.

1. Обучение стойкам нападающего

Теоретические предпосылки

Стойка нападающего в баскетболе – это наиболее рациональ­ное исходное расположение звеньев тела игрока, обеспечивающее возможность быстрого и эффективного начала двигательного дей­ствия при атаке корзины соперников.

Соблюдение правильной стойки позволяет нападающему посто­янно сохранять равновесие и быстро маневрировать без мяча и с мя­чом. Соответственно в технике нападения выделяют: стойку готов­ности (основную) и стойку игрока, владеющего мячом.

В стойке готовности (рис. 1) баскетболист находится на рас­ставленных на ширину плеч ногах при незначительно выставленной вперед правой или левой ноге с параллельным расположением стоп на одном уровне. Колени незначительно согнуты (150–155°), масса тела равномерно распределена на обе стопы; туловище прямое слегка наклонено вперед (130–135°); голова поднята, взгляд направлен вперед – игрок занимает устойчивое положение, прочно удерживая равновесие; руки полусогнуты, кисти находятся на уровне груди.

Рисунок 1.

Изучению разновидностей стоек, несмотря на кажущуюся про­стоту их выполнения, следует уделять самое пристальное внимание. Ведь эффективность любого игрового приема в первую очередь за­висит от рационального исходного положения игрока без мяча или с мячом.

 

Средства обучения стойке готовности:

1. Объяснение и показ.

2. Выполнение стойки готовности на месте.

3. Принятие стойки по сигналу педагога после бега или прыжков на месте.

4. Выполнение стойки готовности в сочетании с передвижениями и остановками произвольным способом:

• по ориентирам;

• по сигналу педагога.

5. То же, что в упражнении 4, но после старта из различных и. п.: стоя спиной, боком к направлению движения; сидя, лежа на полу и др.

6. То же, что в упражнениях 4 и 5, но с изменением направления и скорости передвижений.

7. То же, что в упражнении 6, но в эстафетах и подвижных играх типа «Пятнашки», «Ловушки», «Два мороза» и др.

8. Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с дру­гими игровыми приемами: остановками двумя шагами и прыжком, ловлей и передачами мяча и т.д. (по мере освоения техники игры).

 

Организационно-методические указания:

1. Выполнение стоек на месте осуществлять в шереножном строю, а затем в любых построениях.

2. После опробования стойки готовности на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвижениями; использовать преимущественно игровой метод.

3. В эстафетах акцентировать внимание занимающихся на рас­положении основных звеньев тела в и.п., за ошибки команды штра­фовать очками или непопулярными упражнениями (например, при­седаниями).

4. В подвижных играх вводить дополнительное прави­ло: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готов­ности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать водя­щими.

5. При выполнении стойки готовности:

• стопы располагать параллельно на ширине плеч, направлять но­сками в сторону планируемых игровых действий;

• сохранять устойчивое положение, прочно удерживать равновесие: стопы не смыкать и широко не расставлять; ноги не выпрямлять; массу тела равномерно распределять на переднюю часть обеих стоп («сидеть на ногах»);

• не сутулиться, голову держать прямо, смотреть перед собой;

• плечевой пояс не закрепощать; плечи не поднимать; кисти дер­жать полусогнутыми на уровне груди.

 

       Основные ошибки при выполнении стойки готовности:

1. Полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суста­вах ноги – удержание равновесия и быстрое начало передвижения затруднены.

2. Неустойчивое расположение стоп: не параллельны, сильно сом­кнуты или расставлены, масса тела перенесена на носит или пят­ки – в любой момент возможна потеря равновесия.

3. Согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище и голова отклонены назад или в сторону – неустойчивое положение.

4. Взгляд направлен в пол или отведен в сторону – потеря кон­троля над игровой ситуацией.

5. Излишне закрепощены верхние конечности, опущены или силь­но подняты руки – чрезмерная скованность, мешающая своевре­менному перемещению или надежному владению мячом.


2. Обучение передвижениям нападающего

Теоретические предпосылки

К приемам техники передвижений нападающего относятся ходь­ба, прыжки, бег, остановки, повороты.

Ходьбой в основном пользуются в непродолжительные по време­ни игровые паузы. Этому способу передвижений на уроках по ба­скетболу специально не обучают.

Прыжки в нападении являются, главным образом, элементами дру­гих приемов техники: в прыжке осуществляют ловлю и передачи мяча, броски, взятие отскока и добивание мяча в корзину. Они могут вы­полняться толчком одной и двумя ногами, с места и в движении. Бо­лее детально на технике исполнения прыжков и особенностях их из­учения мы остановимся в подразделах, посвященных игровым прие­мам владения мячом, составной частью которых они являются.

Разновидности бега

Бег в баскетболе имеет две разновидности: лицом и спи­ной вперед.

Бег лицом вперед наиболее часто применяется при маневриро­вании игрока на площадке и освобождении от опеки соперника. Су­ществует два его варианта: специфический бег баскетболиста и легкоатлетический бег (рывок).

В игре нападающий преимущественно передвигается специфиче­ским бегом баскетболиста, для которого характерна упругая поста­новка ног с полной стопы. Эта особенность придает устойчивость положению тела игрока и создает благоприятные условия для неожи­данной смены направления движения. Она осуществляется мощным толчком выставленной вперед ноги в сторону, противоположную предыдущему направлению движения, туловище наклоняется в сто­рону вновь избранного направления. К особенностям специфиче­ского бега баскетболиста относятся также незакрепощенное состоя­ние плечевого пояса; синхронные с работой ног ритмичные движе­ния согнутыми руками; прямое положение туловища и головы.

Легкоатлетический бег, или рывок, имеет место, когда игрок стремится мгновенно развить максимальную скорость для обыгрыша соперника и выхода на свободное место. Для стартового ускоре­ния характерны: короткие ударные беговые шаги, выполняемые с носка и с максимальной частотой; сильно наклоненное вперед туло­вище (центр тяжести находится впереди опорной ноги); ритмичная работа согнутых в локтях рук в такт с работой ног. Наращивание ско­рости (дистанционное ускорение) достигается после 4–5 шагов за счет удлинения беговых шагов и поддержания достигнутой частоты движений.

Бег спиной вперед при игре в нападении применяется на огра­ниченных участках площадки и значительно реже. Он отличается ча­стой постановкой стоп с носка; смещением тела спортсмена в про­тивоположную от направления перемещения сторону; движением согнутых в локтевых суставах рук в переднезаднем направлении; по­воротом головы назад, которым баскетболист периодически пользу­ется для уточнения игровой ситуации.

 

Средства обучения разновидностям бега в нападении:

1. Объяснение и показ.

2. Передвижение изучаемым способом (специфическим бегом баскетболиста, бегом спиной вперед или рывком) по прямой и с изме­нением направления движения по разметке площадки.

3. То же, что в упражнении 2, но со сменой направления и с че­редованием способов передвижения на отдельных отрезках дистан­ции по ориентирам (набивные мячи, переносные стойки, баскет­больные щиты и т.п.).

4. То же, что в упражнении 3, но меняя направления и способы передвижения по зрительным или звуковым сигналам педагога (под­нятая рука или мяч, количество или характер свистков и т.п.).

5. То же, что в упражнениях 2–4, но со сменой скорости пере­движений на отдельных участках площадки («рваный ритм»).

6. Сочетание разновидностей передвижений, стартуя из различ­ных исходных положений (стоя, сидя или лежа; лицом, спиной или боком по направлению движения и др.) в эстафетах.

7. То же, что в упражнениях 6, но с чередованием способов пере­движений баскетболиста в нападении и других двигательных дей­ствий без мяча (прыжков, приседаний, сгибаний и разгибаний рук в положении упора лежа, кувырков и т.п.) в подвижных играх типа «День и ночь», «Вызов номеров», «Воробьи и вороны» и т.д.

8. Выполнение разновидностей передвижений в сочетании с дру­гими игровыми приемами: стойками, ловлей и передачей мяча и т. п. (по мере освоения техники игры).

 

Организационно-методические указания:

1. Обучение технике передвижений в нападении начинать фрон­тальным методом с выполнением заданий в разомкнутом шереножном строю; на последующих этапах использовать построения в ко­лонну или любые другие и постепенно варьировать методы органи­зации занимающихся.

2. Разновидности передвижений в нападении изучать в сочетании со стойками.

3. Избегать монотонных, однотипных передвижений по кругу; ши­роко использовать для изменения способов, направления и скорости движения всевозможные ориентиры: разметку площадки, набивные мячи, гимнастические скамейки и др.; разнообразные зрительные и звуковые сигналы: положения рук педагога или партнера, расположе­ние удерживаемого ими мяча относительно плечевого пояса; свистит, различные по стилю подачи, количеству или характеру сочетаний: ко­роткий, длинный, резкий, протяжный, сдвоенный, один, два и др.

4. Постоянно чередовать сочетания способов перемещений.

5. На этапе совершенствования активно использовать игровой метод.

6. По мере овладения техникой изучаемого приема вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая степень противо­действия.

7. При выполнении передвижений специфическим бегом баскет­болиста:

• ногу ставить мягко на всю стопу;

• туловище держать прямым;

• смотреть перед собой, голову не опускать;

• плечевой пояс и руки не закрепощать;

• руками совершать ритмичные движения вдоль туловища в такт работы ног.

8. При выполнении передвижений спиной вперед:

• передвигаться часто на носках;

• прямое туловище и поднятую голову слегка наклонять вперед (в сторону, противоположную направлению движения);

• ритмично работать согнутыми руками;

• поворотом головы осуществлять визуальный контроль над поло­жением партнеров, изменением игровой ситуации.

9. При выполнении передвижений легкоатлетическим бегом {рывком):

• стартовать за счет акцентированного наклона туловища и головы вперед;

• развивать максимальную частоту движений на первых метрах ускорения;

• беговые шаги выполнять ударными движениями с носка, син­хронно работая руками;

• поднимать туловище на 5–6-м шаге, постепенно увеличивая их длину, но сохраняя частоту движений ног и рук;

• верхние конечности излишне не закрепощать.

   10. Изменение направления движения производить неожиданно, со сменой ритма (предыдущее движение – медленно; начало движе­ния в новом направлении – быстро) и мгновенным переносом веса тела с одной ноги на другую.

 

Основные ошибки при выполнении разновидностей бега:

1. Прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в и.п.

2. Одноименное (симметричное) движение рук и ног во время бега.

3. Чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук.

4. Во время специфического бега баскетболиста излишне на­клонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шлепа­ющий бег).

5. При передвижении спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы – возможно падение на спину; бег на всей стопе.

6. При стартовом ускорении отсутствие акцентированного на­клона туловища вперед; при переходе к дистанционному ускорению несвоевременное (с опозданием) выпрямление туловища; постанов­ка ноги на всю стопу, низкая частота движений конечностями.

7. Медленная смена направлений или скорости передвижений.

 

3. Обучение остановкам

Теоретические предпосылки

Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и по­зволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благо­даря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре приме­няют остановит двух разновидностей: двумя шагами и прыж­ком.

Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, вы­полняемых в движении (рис. 2).

 

Рисунок 2.

 

Существует два варианта выполнения остановки двумя ша­гами:

1) с удлиненным шагом правой ногой;

2) с удлиненным шагом левой ногой.

В подготовительной фазе игрок находится в движении.

Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость ша­гом с постановкой ноги на всю стопу прямо по направлению движе­ния или с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгибание в коленном и тазобедренном суставах, а тело смещается в сторону, противоположную движению. Чем боль­ше скорость передвижения, тем сильнее сгибание ноги (ниже опу­скается центр тяжести тела), увеличивается разворот носка и откло­нение туловища назад. Второй шаг выполняет стопорящую функцию, для чего нога ставится почти параллельно сзадистоящей. Поворот туловища в сторону ноги, выполнившей первый шаг остановки, при­дает игроку более устойчивое положение.

В завершающей фазе игрок приходит в стойку готовности.

Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги (рис. 3).


Рисунок 3.

 

В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последую­щим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.

В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согну­тые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удер­жания равновесия выпрямленные голова и туловище немного откло­няются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В обоих случаях игрок прихо­дит в стойку готовности с параллельным расположением стоп.

Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная скорость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.

Средства обучения остановке двумя шагами:

1. Объяснение и показ.

2. Легкоатлетические прыжки в шаге.

3. Прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу («по коч­кам»).

4. Бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по дру­гим ориентирам.

5. Имитация шагов остановки с места – упражнение в равнове­сии: и. п. – стойка готовности; толчком впередистоящей ноги вы­полнить удлиненный шаг-прыжок сзадистоящей ногой с приходом на всю стопу; удержание равновесия на ней; выставляя толчковую ногу вперед, прийти в и. п.

6. Выполнение вариантов изучаемого приема (с удлиненным ша­гом правой и левой) по ориентирам в целом после ходьбы.

7. То же, что в упражнении 6, но после медленного бега (индиви­дуально).

8. Выполнение разновидностей остановки двумя шагами по зву­ковому сигналу учителя после передвижения бегом.

9. То же, что в упражнении 8, но по зрительному сигналу учителя или партнера.

10.То же, что в упражнениях 8 и 9, но после рывка.

11.Чередование разновидностей остановки двумя шагами в си­туативных условиях:

• меняя скорость и направление предыдущего передвижения;

• реагируя на условные сигналы педагога, регламентирующие момент или вариант остановки (например, 1 длинный свисток – оста­новка с удлиненным шагом правой ноги, 2 коротких свистка – остановка с удлиненным шагом левой ноги и т.п.).

12.Состязания в точности и быстроте исполнения изучаемого приема в эстафетах и подвижных играх.

13.Выполнение остановки двумя шагами в сочетании с поворотами и другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

Средства обучения остановке прыжком:

1. Объяснение и показ.

2. Имитация приема с места: и. п. – стойка готовности; шаг сза­дистоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги.

3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы.

4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.

5. То же, что в упражнении 4, но по звуковому сигналу педагога (например, длинный свисток – остановка, короткий – возобновить передвижение).

6. То же, что в упражнении 5, но со сменой направления и ско­рости передвижений.

7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях вы­бора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх – оста­новка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз – остановка толчком левой ноги и т.п.).

8. Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения.

9. Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп или с вы­ставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита.

10. То же, что в упражнении 9, но в сочетании с другими игро­выми приемами (по мере освоения техники игры).

 

Организационно-методические указания:

1. Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проход­ным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления движения в различных построениях.

2. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: раз­метку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и др.

3. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответственно очередность начального движения правой или левой ногой.

4. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий.

5. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивиду­ально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях.

6. В условиях игрового соперничества акцептировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема.

7. При выполнении остановки двумя шагами:

• добиваться правильного и. п. перед началом движения;

• передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего оста­новке удлинения шагов, т. е. не подбирать ногу;

• на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент при­земления;

• на втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с параллельно опорной ноге, туловище отклонять назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу;

• приходить в положение – стопы параллельны, но поставлены не на одной линии по направлению движения;

• при увеличении скорости движения в момент остановки сильнее сгибать ногу на первом шаге (ниже опускать таз) и значительнее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти перпенди­кулярно направлению движения.

       8. При выполнении остановки прыжком:

• не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;

• толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направле­нию движения;

• прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; впе­ред, а не вверх;

• одновременно касаться пола обеими стопами; в момент призем­ления стопы располагать на ширине плеч фронтально по направ­лению движения (параллельно с небольшим разворотом носками наружу) или с выставлением вперед нетолчковой ноги;

• приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; приходить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голо­ву слегка отклонять назад;

• плечевой пояс и руки не закрепощать.

 

Основные ошибки при выполнении разновидностей остано­вок:

1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением ша­гов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или оттал­кивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная закрепощенность.

2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «сте­лющегося» прыжка.

3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колеба­ния центра тяжести тела.

4. Стопы ставятся на переднюю часть узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение.

5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занимаю­щийся приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.

6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоня­ется вперед, сзадистоящая нога выпрямляется, а впередистоящая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к потере рав­новесия.

4. Обучение поворотам

Теоретические предпосылки

Повороты(пивоты) предназначены для маневрирования напада­ющего, стоя на месте, в целях ухода от защитника или укрывания мяча от выбивания. Они выполняются без мяча или с мячом, на ме­сте и в движении.

Существует два способа поворотов на месте: вперед и назад.

Название способа поворота зависит от направления движения пле­ча, одноименного с выполняющей переступание ногой: если движение (переступание) выполняется в сторону опорной ноги, то это – поворот вперед (рис. 5, а), соответственно при движении (переступании) в противоположном направлении – поворот назад (рис. 5, б). В зависимости от игровой ситуации размах переступания, а соответственно и амплитуда поворота может колебаться от 30 до 180°.

В подготовительной фазе игрок находится в стойке готовно­сти.

Решающее значение для совершения эффективных движений в основной фазе данного технического приема имеют следующие дей­ствия:

• непринужденное, лишенное скованности движение игрока вокруг носка опорной ноги;

• выполнение поворота за счет переноса тяжести тела с впередистоящей ноги на сзадистоящую (опорную), отталкивания и переступания впередистоящей с одновременным вращением на опорной;

• выполнение движения на согнутых ногах.

 

                                               а                    б

Рисунок 4.

 

Для завершающей фазы характерен приход в устойчивое двухопорное положение после завершения поворота.

Опорная {«осевая») нога – это нога, вокруг носка которой, как вокруг ножки циркуля, игрок совершает вращение. У нападающего без мяча любая нога может быть использована как опорная. Другое положение при выполнении поворотов игроком, владеющим мячом. Если этому предшествовала остановка двумя шагами с ловлей мяча в движении или после ведения, то статус опорной получает та нога, которая первой касается пола. Когда же игрок остановился прыж­ком, или поймал мяч в прыжке с одновременным касанием пола обеими ногами, либо овладел мячом, стоя на месте, то опорной мо­жет стать любая нога, т. е. переступание может осуществляться лю­бой ногой, но не поочередно. После определения (обозначения) игроком опорной ноги отрывать ее от площадки при выполнении поворотов с мячом запрещено правилами. Возможна также ситуа­ция, при которой ни одна из ног не может быть использована как опорная. Это происходит, если при овладении мячом игрок касается пола одной ногой и далее, оттолкнувшись ею же, приземляется на две ноги, т. е. имеет место комбинированный вид остановки.

Поворот в движении применяется нападающим для ухода от со­перника без мяча или с ведением мяча при маневрировании по пло­щадке.

В подготовительной фазе игрок находится в движении. Движе­ния в основной фазе носят взрывной двухтактный характер. Вначале благодаря вращению, как правило, на 180° на впередистоящей ноге, с одновременным обратным шагом другой ногой игрок поворачива­ется спиной к направлению движения (рис. 5, а). Последующим вращением с требуемой амплитудой на совершившей переступание ноге и очередным шагом другой ногой в ту же сторону он поворачи­вается лицом в избранном направлении (рис. 5, б).

В завершающей фазе нападающий возобновляет перемещение. Все перечисленные движения взаимосвязаны и носят целостный, непрерывный характер.

 

Рисунок 5.

 

Эффективность поворота в движении зависит от быстроты и не­ожиданности исполнения, умения мгновенно переносить массу тела с одной ноги на другую и не терять равновесия и ориентировки в пространстве при вращении вокруг своей оси.

 

Средства обучения поворотам на месте:

1. Объяснение и показ.

2. Выполнение поворотов вперед и назад на месте по разделени­ям с подсчетом педагога: «и – раз», «и – два» (на «и» перенести мас­су тела на всю стопу впередистоящей ноги, приподнимая пятку сзадистоящей; на «раз» – отталкиваясь впередистоящей, осуществить этой ногой переступание с одновременным переносом массы тела на сзадистоящую и вращением на ее носке).

3. Выполнение разновидностей поворотов на месте в целом с соб­ственным подсчетом каждым занимающимся.

4. То же, что в упражнении 3, но меняя амплитуду поворотов (т.е. размах переступания – вращения).

5. То же, что в упражнениях 3 и 4, но в различных сочетаниях: 2 поворота вперед, 1 – назад; 2 – назад, 2 – вперед и т. п.

6. То же, что в упражнении 5, но в ситуации выбора по зритель­ному или звуковому сигналу (например, поднятая вверх правая рука педагога – поворот вперед, 2 поворота назад; поднятая левая рука – 2 поворота назад, 1 – вперед и т.п.).

7. Выполнение поворотом на месте с последующим переходом в движение заданным способом: поворот вперед – передвижение бегом спиной вперед; поворот назад – рывок на исходную позицию и т.п.

8. Выполнение разновидностей поворотов на месте с освобожде­нием от опеки условного (пассивного) защитника.

9. Выполнение поворотов после остановок произвольным спосо­бом по ориентирам в сочетании с последующими вариантами пере­движений.

10.То же, что в упражнениях 3 – 6, но в стойке игрока, владе­ющего мячом.

11.Выполнение сочетания поворотов на месте с мячом в руках при пассивном, а затем активном противодействии условного защит­ника.

12.Выполнение разновидностей поворотов на месте в стойках на­падающего в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей мяча, остановками, ведением мяча, бросками и т.д. (по мере освоения тех­ники игры).

 

Средства обучения поворотам в движении:

1. Объяснение и показ.

2. Последовательное выполнение всех составных элементов приема (вращений и переступаний) на месте с переходом в передвижение.

3. Выполнение поворота по ориентирам в ходьбе.

4. То же, что в упражнении 3, но в медленном беге по прямой.

5. Выполнение приема в целом по разметке площадки со сменой направления движения после поворота.

6. Выполнение поворота в движении с заданной амплитудой по звуковым, зрительным или комбинированным сигналам.

7. Выполнение разновидностей приема с преодолением пассив­ного, а затем активного противодействия условного защитника на ограниченных участках площадки (в заданных коридорах).

8. Выполнение поворота в движении при ведении мяча и в соче­тании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания:

1. Поворотам на месте и в движении обучать в разомкнутом шереножном строю с использованием фронтального метода организа­ции занимающихся.

2. На начальном этапе обучения разновидности приема осущест­влять по команде педагога, затем с собственным подсчетом и, нако­нец, в целом в вариативных условиях.

3. Все задания выполнять поочередно на правой и левой ноге, в одну и другую сторону (амплитуда поворотов от 30 до 180°).

4. При поворотах на месте:

• перед началом движения переносить массу тела на впередистоящую ногу, а в момент отталкивания и переступания – на сзадистоящую (опорную);

• прием выполнять на согнутых ногах с вращением вокруг носка опорной («осевой») ноги, «пружинить» на ногах; «вращаться», как вокруг ножки циркуля;

• переступание на месте завершать приходом в устойчивое двухопорное положение: стопы на ширине плеч (но не на одной линии) параллельны с расположением носков на одном уровне или с вы­ставленной вперед одной ступней; с разворотом сзадистоящей носком наружу;

• не закрепощать суставы верхних и нижних конечностей, не суту­литься;

• при поворотах с мячом укрывать его у пояса разведенными в сто­роны локтями и туловищем, «прятать» мяч в направлении опор­ной ноги.

5. При переходе к изучению поворотов в движении сначала осво­ить структуру и последовательность движений с места в медленном темпе.

6. При выполнении поворотов в движении:

• направленно сгибать опорную ногу и активно производить дви­жение плечом;

• вращаться поочередно на носке одной и другой ноги с последую­щей их постановкой на всю стопу;

• туловище наклонять вперед для предотвращения возможной по­тери равновесия и падения;

• добиваться быстрого, взрывного и непрерывного характера дви­жений;

• после поворота возобновлять передвижение в избранном направ­лении без остановки и пауз.

8. Противоборство с защитником осуществлять в ограниченных коридорах, регламентировать степень сопротивления защитника, по­степенно увеличивая его.

9. К изучению поворота в движении при ведении мяча приступать на этапе совершенствования дриблинга.

10.К выполнению сочетания разновидностей поворотов с дру­гими техническими приемами (остановками без мяча и с ловлей мяча, посланного партнером, остановками после ведения; ведени­ем, передачами и т.д.) переходить по мере освоения техники игры.

 

Основные ошибки при выполнении поворотов:

1. Выпрямленные ноги или выполнение вращений вокруг всей стопы, а не на носке опорной («осевой») ноги.

2. Отрывание опорной ноги от площадки во время выполнения приема на месте в стойке игрока, владеющего мячом, – пробежка.

3. Нерациональное расположение стоп после поворота на месте: не параллельны; на одной линии, сомкнуты или чрезмерно расстав­лены – неустойчивое положение игрока.

4. Сильно закрепощенные конечности – скованность, отсутствие легкости и непринужденности в движениях.

5. Недостаточная амплитуда вращений и переступаний – допол­нительная затрата времени для довыполнения («докручивания»)поворота.

6. Расчлененное, а не целостное выполнение поворота в движе­нии: остановка при переступаниях, замедленное («ленивое») осу­ществление движений – потеря ритма.

7. Отсутствие наклона туловища вперед при повороте в движе­нии – потеря равновесия или падение игрока.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Дайте описание стойки готовности.

2.  Перечислите упражнения, необходимые для обучения стойке готовности нападаю­щего в их рациональной последовательности.

3. Какие существуют способы перемещений нападающего в баскетболе?

4. Опишите технику разновидностей бега, используемого баскетболистом при игре в нападении.

5. Какие упражнения и в какой последовательности нужно применять для обучения нападающего рациональной технике разновидностей бега?

6.Назовите организационно-методические указания, которые следует учи­тывать и использовать при обучении разновидностям бега в нападении.

7.Какие остановки существуют в технике перемещений?

8.В чем специфика движений в каждой фазе разновидностей остановки двумя шагами?

9.Опишите блок упражнений для обучения остановке двумя шагами в их рациональной последовательности.

10. Какие организационно-методические указания используют в процессе обучения остановке баскетболиста двумя шагами?

11. В чем специфика движений в каждой фазе разновидностей остановки прыжком?

12. Опишите блок упражнений для обучения остановке прыжком в их рациональной последовательности.

13. Какие организационно-методические указания используют в процессе обучения остановке баскетболиста прыжком?

14. Назовите разновидности поворотов и дайте краткую характеристику техники их выполнения.

15. Перечислите блок упражнений для обучения поворотам на месте.

16. Перечислите блок упражнений для обучения поворотам в движении.

17. Какие ошибки возможны при выполнении баскетболистом разновидно­стей поворотов?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.