Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Проблема познаваемости мира.



Тема: Проблема познаваемости мира.

Ключевые понятия

Ощущения– это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов.

Восприятие– это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.

Представление– это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.

Понятие – мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.

Суждение– мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.

Истина– адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Наблюдение – целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

Эксперимент – метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Сознание – способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов действительности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Дедукция – способ рационального мышления, метод, способ познания, заключающийся в движении мысли от общего знания (знания общих закономерностей, основных свойств, общего принципа, парадигмы)  к частным выводам, дающим знания о конкретных предметах, процессах, явлениях.

Дедукция – способ рационального мышления, метод познания, заключающийся в движении мысли от знаний отдельных, многочисленных фактов, явлений к общему знанию, к общему выводу, к выделению общих свойств и закономерностей.

Анализ – метод научного исследования, заключающийся в мысленном или реальном расчленении объекта исследования на составные части, элементы с последующим их изучением. Анализ не дает знания целого, общего, поэтому применяется и функционирует как парный метод в органическом единстве со своей противоположностью – синтезом.

Синтез – метод научного познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.

Задание 1. Что включают ученые в понятие человеческого знания?

 

1) результат познавательной деятельности человека;

2) деятельность, в результате которой создается новое;

3) социальные потребности человека;

4) результат любой творческой деятельности человека.

 

Задание 2. К чувственному познанию относится:

 

1) суждение;         2) восприятие;     3) ощущение;       4) наблюдение

 

Задание 3. К рациональному познанию относится:

 

1) суждение;        2) восприятие;     3) ощущение;       4) наблюдение

 

Задание 4. Под истиной понимается:

 

1) обязательный результат познавательной деятельности человека;

2) объективное отражение действительности в сознании человека;

3) знание, разделяемое большинством людей;

4) знания, не противоречащие предыдущим знаниям.

 

Задание 5. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:

 

1) разделяется большинством людей;

2) соответствует познаваемому объекту;

3) не противоречит предшествующим представлениям;

4) использует только формы рационального познания.

 

Задание 6. Что понимают ученые под абсолютной истиной?

 

1) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования

2) объективные знания об объекте исследования, достигнутые на определенном этапе познания

3) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов

4) знание, полученное  в результате применения только форм рационального познания

 

Задание 7.Объективная истина – это знание:

 

1) не зависящее от пристрастий и интересов людей;

2) полученное исключительно при помощи чувственного познания;

3) разделяемое большинством людей;

4) соответствующее моральным нормам.

 

Задание 8. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:

1) получение знаний при помощи художественных образов;

2) приводит к относительным образам;

3) использует формы только чувственного;

4) направлено на получение достоверного знания.

 

Задание 9. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

 

А. Познавательная деятельность людей сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.

Б.Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.

 

1) Верно только А               3) верны А и Б

2) Верно только Б               4) оба суждения неверны

 

Задание 10. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А.  Целью научного познания является осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Целью научного познания является отражение действительности в художественных образах.

 

1) Верно только А               3) верны А и Б

2) Верно только Б               4) оба суждения неверны

 

Задание 11. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы:

Ступени познания                                                          Элементы

А. Чувственное                                                              1) суждение

Б. Рациональное                                                             2) ощущение

                                                                                     3) понятие

                                                                                         4) представление

                                                                                         5) умозаключение

                                                                                         6) восприятие

 

Задание 12.Соотнесите виды познавательной деятельности и иллюстрирующие их примеры

       Виды знаний                                                                   Примеры

А. Народная мудрость                                                               1) пословицы

Б. Научные знания                                                                    2) поговорки

                                                                                                     3) притчи

                                                                                                     4) теории

                                                                                         5) законы развития общества

                                                                                         6) законы развития природы

 

Задание 13. Раскройте суть цитаты со своей точки зрения. Согласны ли вы с мнением писателя?

Л. Н. Толстой писал: «Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть».

Задание 14.Установите соответствие способов получения знания и познавательных результатов:

 

Способы познания                      Полученные результаты

А. Научное познание                 1) часть болезней вызвана неправильным питанием

Б. Осмысление повсе-                2) все живое имеет клеточное строение

дневного опыта                          3) некоторые черты внешнего облика человека переда-

                                                      ются по наследству

                                                      4) носитель наследственности - ген

 

Задание 15.Что придает человеку относительный характер о мире?

Задание 16. Какой смысл вложен в древнее изречение?

В большом знании большая печаль.

Задание 17.Ответить на вопросы к тексту.

 

       Луч света попадает на спелую вишню. Он отражается по законам оптики и попадает в глаз человека. Энергия и частота колебаний световых волн зависят от физико-химического строения предмета. Поэтому отраженные волны, можно сказать, несут информацию о форме, величине предмета. Свет, попадая в наш глаз, претерпевает ряд серьезных преобразований. Они, в свою очередь, порождают определенные биоэлектрические импульсы, идущие по зрительному нерву в мозг. В зрительном центре мозга происходят соответствующие физико-химические изменения клеток, которые воспринимаются нами как цвет, форма или размер видимого объекта.

       При этом между зрительным образом на сетчатке глаза и его восприятием в мозгу нет точного попадания. Это происходит потому, что мозг на основании ранее накопленных знаний, полученного опыта корректирует чувственное восприятие. Известно, что одни и те же предметы воспринимаются по-разному людьми с неодинаковым личным социокультурным и производственным опытом. Так, экспериментально доказано, что верхолазы и обычные пешеходы, находясь на большой высоте, по-разному определяют размеры находящихся внизу предметов. Маленькие дети учатся определять расстояние до предмета, его размеры, расположение и форму на опыте, в практической деятельности. В результате такой деятельности координируются зрительные, звуковые восприятия в мозгу. В системе памяти как бы откладываются, записываются определенные стандарты и правила, корректирующие наше восприятие. Они меняются исторически в зависимости от социального и культурного опыта, личной практики.

1. О каком виде и форме познавательной деятельности идет речь в этом отрывке?

2. Что мы узнаем о предмете в процессе этой познавательной деятельности?

3. Благодаря чему, глядя на предмет, мы можем получить достоверную информацию о его свойствах?

4. Чем вызваны различия в восприятии одного и того же предмета разными людьми?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.