|
|||
ВЕКТОР — РЕГИОНЫ
Смирнов Михаил Александрович (Москва), член рабочих групп Российской академии образования по мониторингу и анализу образовательной деятельности по тематике семьеведения в регионах РФ (2016) и по разработке примерной программы учебного курса «Семьеведение (Основы семейной жизни) для 9-11 кл.» (2017), координатор сообщества практиков образовательного семьеведения в социальной сети «ВКонтакте»
СЛАЙД 1 (ТИТУЛ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЕКТОР — РЕГИОНЫ Выступление в рамках программы Научного форума «Сохранение традиционных ценностей семьи и образования: методология и практика», 28 февраля 2020 г., Москва
СЛАЙДЫ 2-4 Вопрос о том, «вводить или не вводить семьеведение» уже давно не стоит. Он давно уже решён положительно самой жизнью. Образовательное семьеведение в виде курсов/программ в рамках дополнительного образования и внеурочной работы в образовательных организациях — это распространённая практика. На сегодняшний день имеется разнообразная методическая основа для этой практики. В период 2001 – 2019 гг. было создано 17 методических разработок, из которых 13 активно используются в разных регионах РФ.
СЛАЙДЫ 5-6 Насколько распространённая? Обратимся к итогам мониторинга 2016 г.
СЛАЙД 7 Это статус-кво. А каковы могу быть стратегические цели, если ставить вопрос о развитии образовательного семьеведения как направления в системе образования РФ на перспективу ближайших пяти лет? Среднесрочная перспектива состоит в том, чтобы сделать практику преподавания ОСВ в образовательных организациях РФ распространённой и массовой настолько, насколько это сегодня востребуется обществом. Представляется, что в перспективе ближайших 5-7 лет можно говорить об уровне распространения, т.е. доступности ОСВ, удовлетворяющем уровню востребованности, если он достигнет следующих показателей: · число регионов, где в разных формах и на разном уровне ведётся такое преподавание, должно приближаться к 85-ти; · число образовательных организаций, охваченных преподаванием, в каждом регионе должно приближаться к уровню 50+% (т.е. более половины); · число образовательных организаций, охваченных преподаванием, в целом в РФ должно приближаться к уровню 65%. Показателем массовости можно считать положение, когда число обучающихся в образовательных организациях РФ, охваченных преподаванием ОСВ, достигнет отметки 70+%.
СЛАЙД 8 Что нужно делать, чтобы эти целевые показатели стали действительностью? Какой должна быть стратегия продвижения к этим целям? Ответ Сообщества практиков ОСВ, которое я здесь представляю, таков: это должна быть стратегия развития ОСВ с опорой на регионы, а не на федеральный центр. Стратегическая перспектива развития ОСВ как отдельного направления в системе образования РФ видится, прежде всего, через включение образовательного семьеведения в системы образования регионов РФ. Идея состоит в том, что общероссийский, общефедеральный охват достигается через региональный уровень, а не через федеральный центр в лице Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ. В рамках этой установки Сообществом практиков ОСВ была разработана концепция типовой дорожной карты по развитию образовательно-семьеведческих проектов на региональном уровне. Краткая презентация этой концепции будет представлена далее.
СЛАЙД 9 Для кого и для чего предназначена «Дорожная карта ОСВ»? «ДОРОЖНАЯ КАРТА ОСВ» (далее ДК-ОСВ) — план шагов и свод рекомендаций, направленный на построение региональной модели образовательного семьеведения в субъекте Российской Федерации. Ключевые особенности ДК-ОСВ: · приоритетная роль регионов в процессе включения ОСВ в СОРФ · различение целей преподавания ОСВ-программ и целей реализации региональных ОСВ-проектов · тесное взаимодействие регионального ОСВ-проекта с ОСВ-сообществом · ориентация на «школьную компоненту» или программу воспитания В концепции документа ДК-ОСВ рассматриваются: · стратегические ориентиры развития ОСВ в СОРФ · цели включения ОСВ в СОСРФ, · задачи по включению ОСВ в РСО, · типовой план шагов, создающих условия для решения этих задач в субъекте РФ
ДК-ОСВ составлена с учетом интересов региональных администраций и муниципалитетов в регионах как основных учредителей ОО в регионе и нацелена на их реализацию. ДК-ОСВ учитывает и обобщает уже имеющийся опыт ряда регионов, отдельных муниципалитетов и образовательных организаций по включению ОСВ в СОСРФ.
СЛАЙД 10 ОСВ как предмет • К настоящему времени в РФ создано 17 оригинальных методических разработок, 13 из которых активно используются в практике преподавания в целом ряде регионов РФ. Названия их довольно разнообразны, и только несколько прямо включают слово «семьеведение». • Каждая учебно-методическая разработка по-своему формулирует цели, которых стремится достичь в итоге преподавания связанного с ней курса/программы ОСВ. В этих формулировках есть много общего, но есть и отличия, которые носят непринципиальный характер. • По этому поводу в перспективе может быть достигнут широкий консенсус в среде практиков — авторов, методистов, преподавателей ОСВ. Это — одна из приоритетных задач деятельности неформального объединения «Сообщество практиков ОСВ в РФ».
СЛАЙД 11 СОЦИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЯ К ОСВ КАК К ПРЕДМЕТУ СРЕДИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Часть граждан считает ОСВ вообще неактуальной для молодёжи, для образования, для общества в целом. Большая часть признаёт ОСВ актуальным для молодёжи и для общества в целом, но не для образования. И значительная часть считает ОСВ актуальным и в целом для общества и, в частности, приветствует его включение в систему образования в том или ином виде.
СЛАЙДЫ 12-13 Демографическое качество общества — кризисное и здоровое общество. КРИЗИСНОЕ ОБЩЕСТВО: снижение уровней брачности и семейности ПОКАЗАТЕЛИ 2010 года: 11,5 млн супружеских пар с детьми в их числе 1 млн многодетных 11,5 семей » 40 млн членов или 27,5% от 145 млн населения Т.е., около 70% граждан РФ — это несемейные люди. А должно быть наоборот! ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО: не менее 80% граждан – семейные люди в их числе 55% граждан (взрослых и детей) – члены многодетных семей ИСТИННАЯ РАЗМЕРНОСТЬ КРИЗИСА: на 150 млн населения нужно 25 млн пар супругов с тремя детьми, а сегодня только 1 млн браков – многодетные. Несоответствие в 25 раз, в 2500%! Сегодня 1 млн пар супругов несут на себе ту же социальную функцию, которая в норме должна быть распределена между 25 млн супружеских пар.
СЛАЙД 14 ОСВ И КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ОСВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ • ОСВ в отношении демографии — это инструмент не тактики, а стратегии. • Настоящий кризис состоит в снижении качествадемографии, в качестве самой популяции населения — она уже не способна сама себя поддерживать и воспроизводить и, тем более, не способна расти. • ОСВ — ключевойобразовательный инструмент долгосрочной политики повышения демографического качества региона. Связанные с ОСВ социальные эффекты имеют не разовый и сиюминутный, а среднесрочный (5-7 лет) и долгосрочный (11-13 лет) и, следовательно, устойчивый характер. • Вторичные/косвенные социальные эффектыОСВ: рост уровня сознательного родительства, снижение уровня социального сиротства, дивиаций в процессах социализации подростков, сокращение случаев асоциального поведения несовершеннолетних, позитивный разворот в отношении молодого поколения к родительским поколениям в системе родственных связей и т.п.
СЛАЙД 15 Нормативную базу для реализации ОСВ-проекта в регионе составляют документы § федерального, § регионального, § муниципального и учрежденческого уровня.
СЛАЙД 16 Десятилетие детства в Российской федерации (2018-2027) // Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства — Раздел V «Всестороннее образование – детям» п. 40 // Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 года № 1375-р
ответственный исполнитель: Минпросвещения РФ, Минкультуры РФ ожидаемый результат: примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, предложения по включению в образовательные программы вопросов формирования знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия
СЛАЙД 17-19 РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОСВ: ключевые характеристики Первое. РМОСВ — разноуровневая система, включающая в себя: Ø образовательные организации дошкольного, общего, среднеспециального, высшего уровня в регионе (учредитель, администрация, родители (кроме вузов), обучающиеся); Ø местные органы развития образования (муниципальный уровень); Ø региональные органы управления образованием (общерегиональный уровень); Ø Администрация / Правительство субъекта РФ. Уровни II-IV присутствуют во всех региональных моделях ОСВ.
Второе. РМОСВ — многогранная система, включающая в себя разные уровни, способы и формы включения программ/курсов ОСВ в образовательные программы образовательных организаций. ВСЕ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ: дошкольное; общее (школьное); среднее профессиональное; высшее профессиональное; дополнительное. СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ОСВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОО: в часть основной образовательной программы ОО, определяемую участниками образовательных отношений; в программу дополнительного образования ОО; в программы внеурочной и внеклассной деятельности (классные часы, клубы, кружки, проекты, конкурсы и т.п.) в ОО. БОЛЬШОЕ МНОГООБРАЗИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФОРМ: системные и разовые форматы; внеурочная деятельность; формы аттестации обучающихся.
Третье. В РМОСВ в обязательном порядке входит система мониторинга включения ОСВ в СОСРФ (исполняющая организация или ведомственная структура, нормативная база; инструменты, механизм, порядок, график мониторинга, показатели и т.п.). ПРИМЕЧАНИЕ Важно не путать эту систему мониторинга с системой оценки социальных эффектов от включения ОСВ в систему образования субъекта РФ, которая связана с определением/измерением вклада непосредственно ОСВ в повышение демографического качества региона.
СЛАЙД 20 ЭТАПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ОСВ-ПРОЕКТА: ЗАДАЧИ И ПЛАН ШАГОВ
СЛАЙД 21 Какова в этом случае роль федерального центра в лице Министерства просвещения РФ и других структур? В общем и целом, можно сказать, что для реализации региональной стратегии развития ОСВ со стороны Минпроса нужна не директива, не централизация, не монополизация, а только поддержка, содействие, помощь в развитии ОСВ на региональном уровне. Как это может выглядеть? Полезны были бы следующие виды поддержки развития региональных ОСВ-проектов по линии Минпроса: некая структура с функцией учебно-методического совета, подобно тому, как это существует для основных учебных предметов; что-то типа Центра развития практик ОСВ на базе университета уровня НИУ для научно-практической отработки и развития наиболее эффективных на практике методик и создания новых; федеральные инновационные и стажировочные площадки; федеральные проекты; всероссийские творческие лаборатории, издательская деятельность медиа-канал обучающих вебинаров и тематических видеоконференций на общероссийском уровне и на уровне федеральных округов для специалистов из регионов и далее событийным списком: всероссийские конференции, форумы, научно-практические семинары — в Москве и в столицах регионов, сообщества в соцсетях, взаимные консультации между регионами, межрегиональные экспертные группы и т.п. СЛАЙД 22 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРАВИТЕЛЬСТЕННЫЙ) УРОВЕНЬ ПОДДЕРЖКИ Предлагается: • Новая редакция ФГОС всех трёх уровней общего образования с внесением в раздел личностных результатов формулировок позиций по семейной тематике. • Новый единый праздник в РФ — День Семьянина. • Новый критерий эффективности деятельности региональных органов власти, связанный с наличием и реализацией региональных ОСВ-проектов.
СЛАЙД 23-24 Завершающий вопрос: кто субъект региональной стратегии развития ОСВ как направления в системе образования РФ? На первый взгляд, ответ очевиден: это сами регионы РФ под омофором двух федеральных министерств. Но с точки зрения Сообщества практиков ОСВ ответ на этот вопрос видится иначе. Сообщество ОСВ стремится в перспективе перерасти в национальную экосистему ОСВ, включающую в себя не только практиков ОСВ — авторов-разработчиков, методистов и преподавателей программ/курсов ОСВ (коих уже более 2 тыс. человек более чем в 60 регионах РФ) и активных родителей обучающихся, но и различные НКО, а также широкий круг экспертов и нишевых специалистов в вовлечённых и смежных областях, представителей масс-медиа (журналисты, публицисты), издателей, дизайнеров, IT-специалистов, маркетологов, лоббистов (из числа политиков, клириков, чиновников, общественных деятелей), амбассадоров (известные личности, инфлюэнсеры в соцсетях), людей творческих профессий (писатели, артисты, художники и т.п.), информ-ресурсы, приложения, сервисы и, наконец, доноров и спонсоров. С этой точки зрения регионы могли бы, с одной стороны, в своей проектной ОСВ-активности опираться на эту экосистему, а с другой — сами собой могли бы дополнять и расширять её.
|
|||
|