Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л. М. ШИПИЦЫНА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ



Л. М. ШИПИЦЫНА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под специальным образованием понимается обучение и воспитание детей с проблемами в развитии, направленное на раскрытие их индиви­дуальных возможностей для достижения наиболее полной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.

Развитие специального образования в России имеет почти 200-лет­нюю историю. Обучение и воспитание аномальных детей в дореволю­ционной России осуществлялось частными благотворительными обще­ствами. Первые специальные школы были открыты в Санкт-Петербур­ге: в 1806 г. - для глухих и в 1807 г. - для слепых детей.

В 1884 г. в Санкт-Петербурге и в 1908 г. в Москве открываются школы для умственно отсталых детей. До этого времени воспитанием глухих, слепых и умственно отсталых занимались церковь и монасты­ри, затем появились Петербургский и Московский воспитательные до­ма, где осуществлялось физическое и нравственное воспитание этих детей и их ремесленная подготовка.

Первый монастырский детский приют был создан в Санкт-Петер­бурге в 1837 г. для дневного надзора за детьми, оставленными матеря­ми, идущими на заработки.Позднее в приютах был разрешен ночлег, а затем и постоянное проживание детей. Большинство детских приютов входило в Ведомство учреждений императрицы Марии. К 1917 г. в Рос­сии (в нынешних границах РФ) насчитывалось 583 приюта, в которых находилось 29 560 детей.

В 1880 г. в Санкт-Петербурге общество «Синий Крест» открывает «Приют для детей-калек и паралитиков» на 20 человек, с 1904 г. кон­сультантом и руководителем лечебного процесса становится профес­сор Г. И. Турнер, основоположник русской ортопедии.

До 1917 г. в России существовали преимущественно учреждения, в ко­торых специальное обучение строилось на основе выделения и разграни­чения наиболее резко выраженных дефектов (глухота, слепота, умствен­ная отсталость). В 1911 г. в Москве на съезде учителей впервые была под­черкнута необходимость организации специальной помощи детям, стра­дающим речевыми расстройствами. Вначале такая помощь оказывалась под руководством сурдопедагога Ф. A. Pay в школах для детей с умственной отсталостью, а с 1915 г. были созданы логопедические курсы.

События первой мировой войны, революции 1917 г., гражданской войны привели к огромному росту детской беспризорности и безнад­зорности, что обусловило принятие мер по формированию сети дет­ских домов.

Обучение и воспитание аномальных детей становятся на науч­ную основу. Для этого привлекаются ведущие специалисты того времени в области медицины, психологии и педагогики: В. М. Бех­терев, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Г. И. Россолимо, Ф. A. Pay, B.     П. Кащенко, Н. М. Лаговской, Н. А. Граборов, А. С. Грибоедов и другие.

Ряд съездов и конференций по охране детства и борьбе с дет­ской дефективностью, проведенных в 20-е годы, имели важное зна­чение для создания системы специального образования в СССР и выделения дефектологии в самостоятельную отрасль знаний.

Первый Всероссийский съезд (1920 г.) по борьбе с детской дефек­тивностью, преступностью и беспризорностью определил принципы по­строения, воспитания и обучения детей с аномальным развитием. На развитие специального образования оказали влияние решения II съезда но социально-правовой охране несовершеннолетних (1924 г.), на кото­ром в докладе Л. С. Выготского было показано своеобразие развития аномальных детей и предложен новый подход к анализу структуры их дефекта и путей его коррекции и компенсации.

 

Процесс становления и развития специального образования в России был сложным и противоречивым. Он отражал пути формирования качест­венно новых методологических и теоретических основ отечественной де­фектологии, общей психологии и педагогики, новой системы обучения и воспитания аномальных детей. Дефектологи 20-х годов искали ответ на 3 классических вопроса:

зачем мы должны учить аномального ребенка,

чему учить

как учить

Не всегда поиск в теории дефектологии 20-х гг отвечал социальному заказу общества, конкретным принципам психо­лого-педагогической науки. Они стремились определить цель, содержание и методы обучения аномальных детей и на этой основе - содержание и методы подготовки педагогов-дефектологов. Цели и содержание образова­ния педагогов в 20-е годы определялись теорией лечебной педагогики, по­лучившей развитие в трудах А. С. Грибоедова.

Важ­нейшим событием стало создание в 1929 году первого в стране научного центра по разработке проблем изучения, обучения, вос­питания и трудовой подготовки аномальных детей — Эксперимен­тально-дефектологического института (ЭДИ), который возглави­ли выдающиеся советские ученые И. И. Данюшевский (директор), Л. С. Выготский (научный руководитель), а также Д. И. Азбу-кин — декан первого в мире высшего учебного заведения по под­готовке педагогов-дефектологов (ныне дефектологический факуль­тет МГПИ им. В. И. Ленина).

В послеоктябрьский период в России создается сеть государствен­ных специальных школ, наибольшее их число открывается для умст­венно отсталых детей.

Помимо учреждений для детей с нарушением слуха, зрения и ин­теллекта вплоть до 50-х годов в России почти отсутствовали_специальные _учреждения для некоторых категорий_аномальных детей и подростков.

 Лишь в 1951 г. в Ленинграде была открыта первая школа для детей страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканиемпри нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. С 1958 г. подоб­ные школы появляются в других городах (Москва, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивают образование в объеме 4 клас­сов массовой школы.

До 50-х годов дети-инвалиды с тяжелыми поражениями опорно-дви­гательного аппарата получали, в основном, медицинскую помощь и на­ходились на учете в системе здравоохранения. В конце_50-х годовпоя­вились первые школы для детей_с поражением опорно-двигательного аппарата в Москве, Ленинграде, вначале предназначавшиеся для детей, перенесших полиомиелит.

В конце 50-х годов стали открываться интернаты, которые должны были выполнять функции школьного и внешкольного воспитания, а для учащихся не имеющих родителей, - и семейного воспитания. Школы-интернаты принимали детей-сирот, детей одиноких матерей, аномаль­ных детей, инвалидов и детей из других семей, нуждающихся в помо­щи государства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.