|
|||
Семинар. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»Семинар. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» Рассматриваемые вопросы. Судьбы двух героинь Бекки Шарп и Эмилии Сэдли – воплощение двуплановой композиции романа: а) общность и различия в воспитании, образовании, социальном и материальном положении обеих героинь; б) сочетание сиротства и бедности Бекки с ее умом и изобретательностью как психологическое обоснование ее авантюризма. Можно ли оправдать вытекающие из цели Бекки – быть богатой и блистать в обществе - ее жестокость и бесчестность по отношению к подруге и ко всем, кто оказывается на ее пути? в) противопоставление добродетельной морали Эмилии и хитроумного интригантства Бекки. Можно ли оценить эту ситуацию как подлинный или мнимый конфликт сюжета романа? Обосновать ту или иную точку зрения. 2. Изображение буржуазно-аристократических кругов в романе как общества снобов: а) отношения двух семейств: Сэдли и коммерсанта Осборна. Почему богач Осборн отрекается от своего родственника Сэдли? Как меняется добродетель Эмилии в связи с разорением ее мужа Джорджа Сэдли? б) образы аристократов: члены семьи Кроули, маркиз Стайн. Какие черты, присущие высшему обществу, воплощает автор романа в этих персонажах? в) слияние и взаимообусловленность линии частной жизни персонажей с жизнью социально-общественной – новаторская черта романа «Ярмарка тщеславия». 3. Проблема положительного героя и способы ее решения в романе Теккерея: а) смысл подзаголовка романа – «Роман без героя» - в сочетании с основным заглавием – «Ярмарка тщеславия». Такое заглавие романа и образ самой Ярмарки тщеславия заимствованы Теккереем из аллегорического романа Дж.Беньяна «Путь паломника». Возможен ли настоящий герой в «заимствованном» мире Ярмарки тщеславия? б) сомнение Теккерея в возможности искоренения зла и пороков Ярмарки тщеславия. Его воплощение в отсутствии героев из народа. Мотив «суеты сует». В чем отличие этой позиции от позиции Диккенса? в) отсутствие в романе Теккерея героев из народа; г) капитан Доббин – единственный из персонажей «Ярмарки тщеславия», сохраняющий доброту и отзывчивость. Герой ли он с точки зрения Теккерея? д) прием «кукольника» и марионеток – воплощение авторского отношения к своим персонажам. В чем его новаторский смысл? Сравнить реализм Флобера с принципами художественного письма Диккенса. Литература. 1. См. ранее рекомендуемый учебный материал, 2. А.В. Карельский. От героя к человек: Два века западноевропейской литературы. - М.: Советский писатель, 1990. - 405 c. Есть текст в интернете. 3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / Учебн. пособие. – М.: Высш. школа, 1975. – С. 293 – 303. 4. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984. Теккерей в воспоминаниях современников. М., 1990. 5. Форстер М. Записки викторианского джентльмена: У. М. Теккерей. – М.: Книга, 1985. – 368 с. 6. Теккерей У. М. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. – М.: Книжная палата, 1989. – 488 с. 7. Авраменко Е. Художественный историзм романа У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия» и деталь исторического колорита // Филологические науки. – 1987. – №5. – С. 75-80. 8. Гениева Е. «С насмешливым умом и добрым сердцем…»: К 175-летию со дня рождения У. Теккерея // Иностранная литература. – 1986. – №1. – С. 184-191. 9. ИвашеваВ.В.Теккерей-сатирик. –М., 1958.
|
|||
|