Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар 1



Семинар 1

Вопросы для обсуждения:

1. Сферы, в которых происходит самопознание.

2. Способы самопознания.

3. Психологический портрет личности.

4. Самопрогнозирование.

5. Уровень притязаний.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Найдите в Интернет-источниках характеристики известных людей с разным типом темперамента.

2. Составьте самохарактеристику по следующему плану:

 

Сильные стороны Ограничения

Когнитивная сфера

Познавательные процессы:

Внимание

Память

Мышление

Восприятие

Воображение

   

Темперамент __________________________

   

Черты характера.

Волевые качества

Коммуникативные качества

   

Литература: Абульханова-Славская, К. А. Активность и созидание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социальном обществе. Активность и развитие личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1989. –183 с.


 

Теоретический материал.

Материалы лекции.

Самопознание – процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.д.

Исходя из определения, можно выделить три сферы, в которых происходит самопознание:

● Я как личность,

● Я в общении,

● Я в деятельности.

Мы в рамках нашего курса будем работать с личностными (адаптивность, способность к саморазвитию) и деятельностными (способность к организации деятельности, нацеленность на результат и др.) компетенциями. Данный раздел посвящен развитию себя как личности – т.е., развитию личностных компетенций.

Для того чтобы узнать и понять особенности себя как личности, могут быть использованы следующие способы (по В.Г. Маралову), запишите их в рабочей тетради на с.11:

● Самонаблюдение – наблюдение за своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира.

● Самоанализ – анализ выделенных черт личности и расчленение их на составляющие части, размышление о себе.

● Сравнение себя с идеалом или принятыми нормами.

● Моделирование собственной личности (например, «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем», ролевые игры, психодрама и т.п.).

● Осознание противоположностей – выделение позитивных и негативных сторон одного качества личности, которое ранее было выделено, проанализировано, оценено и принято.

● Познание других людей – дает возможность для сравнения себя с окружающими.

Кроме того, каждый из нас может использовать различные средства познания себя, к которым относят:

● Самоотчет

● Ведение дневника

● Просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы

● Изучение психологии

● Психологическая диагностика (с психологом!), консультирование, участие в тренингах и т.п.

Еще одним способом самопознания является рефлексия.

Рефлексия (от лат. «рефлексио» - обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе, осознание того, как меня воспринимают и оценивают другие люди. То есть, это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми как бы “со стороны”.

Рефлексию можно считать ключевым моментом (механизмом) развития личности. Рефлексия во многом способствует взрослению человека, осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления. Учиться рефлексии трудно, начинать нужно с того, что задать себе вопрос: “Почему это происходило?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”.

Мы также можем лучше узнать себя, запрашивая информацию или получая обратную связь от других. Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку, которое содержит информацию о том, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства вызывает у тебя его поведение.

Важно сказать, что самопознание обязательно сопряжено с познанием нами других и другими - нас. В психологии есть одна модель, которая в схематическом виде дает представление о роли обратной связи в процессе самопознания и саморазвития. Она называется «Окно Джогари» в честь ее авторов. В соответствии с этой моделью можно представить, что личность каждого человека содержит четыре «пространства» (см. схему):

Я ЗНАЮ О СЕБЕ Я НЕ ЗНАЮ О СЕБЕ

ДРУГИЕ ЗНАЮТ ОБО МНЕ АРЕНА СЛЕПОЕ ПЯТНО

ДРУГИЕ НЕ ЗНАЮТ ОБО МНЕ ВИДИМОСТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ

● Арена (знаю о себе я и знают другие, это очевидная информация, например, цвет волос, забывчивость и т.д.).

● Слепое пятно – другие знают, я не знаю (мои особенности, которых я за собой не замечаю, например, спина измазана или запах, или какая-либо привычка, о которой я даже не подозреваю – об этом я могу узнать от других и только от других).

● Видимость – я о себе знаю, но другим это неизвестно (например, удачная покупка накануне или страх выступления перед публикой).

● Неизвестное – то, что не знают другие, и не знаю о себе я сам. Это могут быть мои скрытые творческие способности, волевые качества, мотивы и т.п. Эта область может расшириться за счет сужения Слепого пятна (я запрашиваю обратную связь от других) и за счет сужения зоны Видимости (я по мере необходимости открываюсь окружающим, даю им обратную связь). Конечно, в результате мы можем открыть в себе что-то, что нас не очень порадует (самопознание сопряжено с такими рисками), но в ином случае мы не узнаем о себе и нечто важное для нашего личностного роста, не откроем свои скрытые ресурсы.

Итак, мы определили, что такое саморазвитие и начали осуществлять первый этап этого процесса – познание себя как личности. Конечно, полностью познать себя только в рамках наших занятий невозможно. Мы с вами обратимся к тем сторонам личности, которые оказывают существенное влияние на процесс обучения, адаптацию к новым условиям и являются своеобразной базой для дальнейшей работы по саморазвитию: это темперамент и характер, самооценка, уровень притязаний, уровень ответственности и особенности эмоциональности личности.

Описание личности не ограничивается только этими характеристиками.

Психологический портрет личности, который можно составить на основе оценки всех ее свойств, включает в себя (по М.К. Тутушкиной): темперамент, характер, способности; направленность; интеллектуальность (уровень развития и структура интеллекта); эмоциональность (устойчивость, тревожность, реактивность); волевые качества (умение преодолевать трудности, достигать целей); общительность; уровень самооценки; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию и др.

В основе наших личностных свойств лежат особенности нашего темперамента – биологического фундамента личности, основанного на свойствах нервной системы человека и связанного со строением тела человека, обменными процессами в организме. Черты темперамента являются врожденными, наследственными, поэтому плохо поддаются корректировке (изменению). Знать свой темперамент важно, чтобы понимать, как вам лучше организовывать учебную и другие виды деятельности, как можно контролировать свое поведение, опираясь на свои «природные» особенности.

Вам предлагается выполнить в рабочей тетради следующие психологические методики:

● «Методика диагностики темперамента» (Г. Айзенк) – с. 12-15.

● «СЛТ» (Ситуативная и личностная тревожность) – с. 15-17.

● «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси) (выполняется под руководством преподавателя) – с. 17-18.

● «Уровень субъективного контроля» - с. 18-21.

● «Оценка личностных и деятельностных компетенций» - с. 22-23.

Все материалы необходимо предоставить преподавателю для обработки и обсудить полученные результаты.

Второй этап - формирование идеального образа Я посредством задействования механизмов самопрогнозирования.

Реальное Я – представление человека о том, каков есть на самом деле.

Идеальный образ Я – представление человека о том, каким он хотел бы быть.

Рассмотрим этот этап на примере результатов проведенной диагностики.

Заполните в рабочей тетради таблицу «Самопрогнозирование» (с. 23-24). Сделайте вывод о том, насколько совпадают или расходятся ваши реальные и желаемые результаты.

Мы сейчас соотносили реальный и идеальный образ. Идеальный образ каждый выстраивает для себя сам (соотнося свои представления с мнением окружающих, тем, что закреплено в обществе). В том случае, когда мы сами определяем желаемое состояние (образ, навык, уровень развития и т.п.), можно сказать, что мы прогнозируем это состояние.

Самопрогнозирование – это способность к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных с решением задач предстоящей деятельности и саморазвития.

Самопрогнозирование в сочетании с самопознанием позволяет определить перспективы личностного развития, выделить ту систему требований, к которой личность будет стремиться и на которые будет ориентироваться в ближайшее или отдаленное время.

Самопрогнозы могут быть:

● ситуативными (мы прогнозируем действия, исходя из сложившейся ситуации, на ближайшее время – например, стоит ли вступать в конфликт с преподавателем - ведь скоро давать зачет);

● перспективными (прогнозируем свои достижения по истечении полугода или года, например, сдачу сессии без троек);

● жизненно-целевыми (создаем далекие перспективы, связанные с целями самосовершенствования и саморазвития – например, развитие умений выступать на публике или поступление на желаемую должность по выбранной специальности).

Прогноз (его сложность, реалистичность т.п.) зависит от такого личностного качества как уровень притязаний. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний (оптимальный для саморазвития) стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Сформулируйте цели саморазвития исходя из полученных в результате диагностики данных (пока устно – какие качества вам в себе нужно развивать, какое качество требуется, на ваш взгляд, развивать в первую очередь).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.