Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шмитт К. Понятие политического. — СПб.: Наука, 2016. — 568 с.



 

1.Карл Шмитт.

Уникальность Шмитта заключается в том, что он соединил в своей философии беспристрастный объективный анализ истории с отстаиванием очень предвзятых субъективных начал. Карл Шмитт жестко отрицал романтизм и большое значение уделял логике.

Одной из важнейших работ автора является «Понятие политического». В этой работе  он определяет сущность политического через специфические политические понятия, которые отличаются от критериев других сфер человеческой жизни (морали, экономики и т. д.) Специфически политическим, по Шмитту, есть различия «друга и врага» как «высшей степени интенсивности сочетания или разъединения ассоциации, или диссоциации». Враг в понятии Шмитта -это «совокупности людей в состоянии борьбы, которая противостоит такой же совокупности в публичной сфере».

Он замечает, что противоположности существуют не только в политике, но и в любой другой сфере человеческой жизни. Важно то, что любая противоположность, которая имеет способности конкуренции может стать политической. Однако, она должна правильно разделять людей на «врагов и друзей».

Шмитт утверждает, что политику невозможно изолировать от общества(и с этим трудно не согласиться).И тут же разделение на «друзей и врагов» -это понятие обыденного истока, подтверждающее то ,что где есть политика ,там будет происходить борьба. Если получается так, что нет различия на «друзей и врагов», то и не существует настоящего политического . Получается, что отношения такого рода и есть главный стимул для существования политики в целом. И важным проявлением этого политического он считал государство.

С точки зрения Шмитта, человечество как таковое не может вести никакой войны, потому что у него нет врага(пока что), по меньшей мере на этой планете. Понятие «человечество» исключает понятие «враг», так, как и враг не перестает быть человечеством, и здесь нет никакого специфического различия. То, что войны ведутся во имя человечества, не является обесцениванием этой простой истины, но имеет лишь особо ярко выраженный политический смысл.

Вывод: Карл Шмитт главным в своем понимании ставит понятие «политического». Огромное значение он дает отношениям «друга-врага», говоря о них, как о специфически политических категориях. «Враг» в его понимании, это общая трактовка для описания людей в состоянии борьбы. Большое значение Шмитт уделяет государству, как высшему некому существу, без которого невозможно понятие политического. Именно государство определяет того самого врага

 

2.Чарльз Мерриам.

Мерриам выступал против такого понятия ,как «политические науки». Он утверждал, что существует лишь одна политическая наука.

Мыслитель настаивал на непредвзятости научного исследования, на соблюдении ценностного нейтралитета, использовании строгих научных методов изучения политических феноменов. Ученый всецело уповал на всестороннее объективное осмысление и объяснение политической реальности, выявление свойственных ей проблем и их решения на основе полученных научных знаний.

Главной задачей политики он считал, обеспечение политического благоразумия, «смягчить ужасы войны, избежать разрушительных революций, свести к минимуму потери от разрушительных межгрупповых конфликтов, реализовать потенциальные возможности сотрудничества и человеческого творения».

Цели политики по Мерриаму:

1. Сведение к минимуму негативных последствий политических действий;

2. Высвобождение политических возможностей в человеческой природе.

I.Политика могла бы избежать негативных последствий или свести к минимуму: войны; революции (гражданские войны);распри между индивидами и классами.

Типичными явлениями (ситуациями), вызывающими огромные потери, по мнению ученого являются:

-взяточничество;

-распределение должностей по принципу взаимных услуг)эксплуатация;

-бездействие как результат неспособности преодолеть инерцию и застой;

-нестабильность, вызванная дисбалансом групп;

-столкновение науки и власти, ведущее к пренебрежению результатами современной науки и неспособности к их быстрому освоению.

Все это приводит к снижению производительности и самочувствия людей, а в итоге оба этих фактора препятствуют росту благосостояния общества в целом.

II. Второй крупнейшей задачей политики Чарльз Мерриам считает высвобождение творческих возможностей политической природы человека.

Вывод: Уникальность Мерриама заключается в том, что он теоретически обосновал и применил эмпирические методы исследования политики. Он считал ,что реалии напрямую зависят от эмпирических исследований. Также он ввел понятие «политического благоразумия», которое подразумевало профилактику и минимизирование возникновения серьезных конфликтов, революций и войн, а также направление усилий на сотрудничество и поддержку.

 

3.Антонио Грамши

Самой весомой работой Антонио стали «Тюремные тетради»,которые он написал во время своего долгого тюремного заключения.

Одним из важнейших направлений мысли Грамши является «теория гегемонии». Ученый считал, что правление определенного класса имеет два отдельных аспекта: принуждение (господство) и общественно-моральное лидерство. Классовое господство основано не только на принуждении, но и на культурных и идеологических аспектах молчаливого согласия подчиненных классов. Политическое, таким образом, не может быть понято как-либо насилие, либо согласие. Поэтому, нужно понимать, что  класс может стать гегемоном только тогда, если он может добиться активного согласия подчиненного класса. Согласие, при этом, не является постоянным. Оно приобретает формы классовой борьбы между конкурирующими идеологиями, что постоянно изменяется, чтоб соответствовать переменным историческим условиям, требованиям и отражающим это действиям людей.

Согласно Грамши, экономика - скелет общества, а идеология - его "кожа". Государство, какой бы класс ни был господствующим, держится на двух китах -силе и согласии. Состояние, при котором диагностируют достаточный уровень согласия и понимания, Грамши называет гегемонией. Она  опирается на «культурное ядро» общества. Пока это ядро стабильно, в обществе существует «устойчивая коллективная воля». Подрыв этого «культурного ядра» и нарушение этой коллективной воли -условие революции.

Важным соображением Грамши было то, что идеи генерируются интеллектуалами, а затем уже распространяются в массы, где внедряются или не внедряются в практическую жизнь. Он утверждал, что сами массы такие идеи генерировать не могут, они лишь могут их получать от социальной элиты, кем и являются интеллектуалы.

Вывод: главным путем исследования Грамши было понятие «гегемонии». Он считал, что власть держится на двух силах : насилии и согласии. А сама история-это конкуренция этих гегемоний. Гегемония это то, что желает народ, под воздействием власти ,которая добивается от народа того или иного желания. Гегемония тогда выходит из строя, когда кто-то начинает понимать, что имеет место быть манипуляция народом.

 

Источники:

1. Шмитт К. Понятие политического. — СПб.: Наука, 2016. — 568 с.

2. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. П50 М.С. Вершинин. — М.: Гардарики, 2000. — 843 с

3. Тюремные тетради : [Пер. с итал.] / Антонио Грамши ; [Вступ. ст. М. Н. Грецкого, с. 5-22]. - М. : Политиздат, 1991



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.