Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ключи, критерии оценивания заданий



Ключи, критерии оценивания заданий

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

2020 – 2021 учебный год

Русский язык

7 – 8 классы

Итого
Макс. балл
Оценка              
Подпись              

1. Прочтите слово ПРИЕЗД. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе. Жили-были старик со старухой.

Модель ответа и оценка: Твёрдый глухой [П] не встретился ни разу (1балл), мягкий [Р'] встретился 1 раз (1 балл), гласный [И] — 3 раза (1 балл), согласный [Й'] — 1 раз (2 балла), гласный [Э] — ни разу (1 балл), твёрдый глухой [С] — 3 раза (1 балл), твёрдый глухой [Т] — 2 раза (1 балл). Итого: 8 баллов.

Возможны и другие решения этой задачи, потому что можно по-иному подходить к вопросу о признании двух звуков одинаковыми. Так, можно считать, что звук [и] в слове были без ударения несколько отличается от звука [и] в слове старик под ударением. Обоснованное такое решение оценивается 1 баллом.

 

2. Разделите данные производные слова на словообразовательные типы (СТ), объединяя в один СТ слова, образованные от одной и той же части речи с помощью одного и того же суффикса и имеющие одинаковое словообразовательное значение.

Терпеливый, удачливый, придирчивый, хвастливый, непоседливый, уступчивый, лживый, сиротливый, талантливый, благочестивый, уклончивый, совестливый, занудливый, влюбчивый, неряшливый, правдивый, красноречивый, спесивый, сбивчивый, фальшивый, доверчивый, молчаливый, забывчивый, завистливый, пугливый.

 

Модель ответа и оценка: СТ 1: Терпеливый, хвастливый, пугливый, молчаливый (2 балла)— прилагательные, образованные от глаголов с помощью суффикса -лив(ый), словообразовательное значение — склонный к действию, названному производящим словом (1 балл). СТ 2: Придирчивый, уступчивый,уклончивый, влюбчивый, сбивчивый, забывчивый, доверчивый (3 баллов) — отглагольные имена прилагательные с суффиксом -чив(ый) и значением — склонный к действию, названному производящим словом (1 балл). СТ 3: Удачливый, талантливый, совестливый, завистливый (2 балла) — имена прилагательные, образованные от имён существительных с помощью суффикса — лив(ый) и имеющие значение — обладающий тем, что названо производящим словом (1 балл). СТ 4: Непоседливый, сиротливый, занудливый, неряшливый (2 балла) — прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса — лив(ый) и имеющие общее значение — свойственный лицу, названному производящим словом. СТ5: Правдивый, фальшивый, лживый, благочестивый, спесивый, красноречивый (3 баллов) — имена прилагательные, образованные от существительных, с суффиксом — ив(ый) и значением — обладающий тем, что названо производящим словом (1 балл). Итого: 16 баллов.

 

3. Определите различие в лексическом значении слова остальной в данном предложении и в современном русском языке.

Дубровский с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (А.С. Пушкин «Дубровский»)

 

Модель ответа и оценка.Прилагательное остальной имеет в приведённом примере значение «оставшийся последним из нескольких»: (2 балла) речь идёт о том, что старик Дубровский потерял своё состояние и поселился в единственной оставшейся у него деревне. (2 балла). Современное значение слова остальной — ещё оставшийся в наличии сверх данного; прочий (2 балла), чаще употребляется в значении множественного числа (1 балл); ср.: взять остальные книги; я иду, а остальные (сущ.) ждут здесь.  (ученик может привести свои примеры, подтверждающие понимание современного значения слова остальной)(1 балл). Итого: 8 баллов

4. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» начинается так:

«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, а в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе и прописал хину, но и это не помогла. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом».

 

Выпишите из текста вещественные имена существительные и укажите, какие особенности числа они имеют. Почему существительные этого разряда преобладают в данном отрывке?

 

Модель ответа и оценка. Модель ответа и оценка.К разряду вещественных относятся существительные водкой, коньяком, копоть, опий, скипидар, керосин, йодом, вата, спирту, хину (4 балла), так как обозначают разного рода вещества, (1 балл) поддающиеся измерению, но не поддающиеся счёту (1 балл). Такие существительные употребляются в форме одного числа (1 балл), обычно единственного (1 балл). Вещественных существительных, употребляющихся в форме множественного числа в русском языке не так много, например: сливки, щи, дрожжи, духи и некоторые другие. (1 балл). Однако для некоторых вещественных существительных (водка, коньяк) возможна форма множественного числа при обозначении определённых сортов, марок. (1 балл).

В данном отрывке вещественные имена существительные объединены в тематическую группу и играют текстообразующую роль: микротема начального абзаца (зачина рассказа) — народные и медицинские средства обезболивания, которые не помогли генералу. (2 балла) (ответ ученика может быть выражен другими словами, передающими главную роль вещественных существительных в создании этого текста). Итого: 12 баллов

5. Какие современные словосочетания соответствуют по значению словосочетаниям, выделенным в данных предложениях? Как поменялось строение словосочетаний?

«Не обратились на неё / Ни дам ревнивые лорнеты. Ни трубки модных знатоков/ Из лож и кресельных рядов». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

 

Модель ответа и оценка.Модных знатоков — знатоков моды (1 балл), кресельных рядов — рядов кресел (1 балл). Строение словосочетаний изменилось так: в тексте - прил. + сущ. в Р.п; в современном языке — сущ. в Р.п.+сущ. в Р.п. (2 балла). Итого: 4 балла

6.Рассказ В.М. Дорошевича «Дело о людоедстве» написан в форме полицейского протокола: сообщается, что казачьим патрулём был задержан нарушитель общественного порядка — некий купец, который бесчинствуя на базаре, «похвалялся, что он ел пирог с околоточным надзирателем». Почему выделенная фраза вызвала подозрение? Как говорящий мог бы избежать обвинения в людоедстве?

Модель ответа и оценка. Фраза построена так, что допускает возможность выделения словосочетания пирог (какой? с чем?) с надзирателем (2 балла), по аналогии с обычным сочетанием пирог с капустой, пирог с мясом и т. п. (1 балл), в то время как купец имел в виду, что он вместе с надзирателем ел пирог. (2 балла). Чтобы устранить двусмысленность, надо изменить порядок слов (1 балл), располагая зависимое слово (с надзирателем) рядом с тем, от которого оно синтаксически зависит (ел). (1 балл). Итого: 7 баллов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.