Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные тезисы.



 

ОБ-РНО-41

01.09.2020. 1 и 2 пары. Дисциплина: История русской детской литературы

Преподаватель: д.п.н., проф. Т.Е. Беньковская.

Лекция. Развитие детской литературы в 1920-1930-е годы. Темы, проблемы, жанры, герои.

Основные тезисы.

1. Общественно-историческая обстановка. Смена социального уклада, идеологии. Требуется новый герой, активный, деятельный, борец за светлое будущее. Перед детской литературой правительство ставит задачу обеспечить детей новыми книгами, провести ревизию книг, написанных до 1917 года, оставив только то, что будет «работать» на социализм. 1918 г. В газете «Правда» опубликована программная статья «Забытое оружие», где детская литература сравнивается с оружием по борьбе за нового человека.

2. А.М. Горький как теоретик детской литературы и детского чтения.

Горький называл детей «наследниками всей грандиозной работы человечества». Считая необходимым приобщать их к культуре, В статьях 20-30-х годов «Ещё о грамотности», «О безответственных людях и детской книге наших дней», «Человек, уши которого заткнуты ватой»,

«Литературу – детям», «О темах» он выдвинул основные требования к детской литературе:

- основное содержание детской книги – отражать современную жизнь во всём её многообразии;

- важнейшая черта детской книги: социалистический гуманизм, предполагающий любовь и уважение к человеку труда и ненависть к его врагам;

В детской литературе должны быть материалистические представления о природе. Больше научно-художественных, научно-познавательных книг;

- поиски положительного героя из народной среды рабочих и крестьян: гордого, мужественного, борца с врагами революции за социализм. Готового пожертвовать даже своей жизнью за светлое будущее страны;

- как можно больше разнообразных жанров. Сказка, фантастика, приключения должны непременно присутствовать в детской литературе;

- основная черта детской книги – занимательность. «С ребёнком нужно говорить забавно», - считал Горький;

- язык детской книги должен быть простым, доступным, высокохудожественным. Писатель должен избегать дидактизма и не заигрывать с ребёнком, он должен говорить с ним на равных.

3. Главной задачей детской литературы данного периода становится связь детской литературы с жизнью. Новый герой находится в самой гуще происходящих событий, он их активный участник.

Впервые в собственно детскую литературу врываются темы и проблемы взрослой литературы, разрушив её суверенность и автономию. Чего раньше не было. Это

-тема революции и гражданской войны и активного участия детей в этих событиях;

- проблема беспризорничества;

- тема счастливого детства;

- проблема взаимоотношения детей и взрослых как преемственности поколений, передачи эстафеты идеалов и убеждений;

- тема школьной жизни;

- пионерская тема;

- тема труда и социалистического строительства и др.

Социальные проблемы врываются даже в такой традиционный для детской литературы жанр, как литературная сказка, выполняя социальный заказ государства.

4. Получают развитие традиционные жанры детской литературы, сформировавшиеся в предыдущие годы: литературная сказка, которая расширяет жанровую природу появлением героической сказки («А. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише…»), природоведческой сказки (сказки В. Бианки); рассказ, повесть - появлением героико-романтического, авантюрного рассказа, повести (П.Бляхин «Красные дьяволята», С. Ауслендер «Случай на море», Л. Остроумов «Макар-следопыт») юмористического рассказа (М.Зощенко «Рассказы о Миньке и Лёле», Н.Носов «На горке» и др.), автобиографическая повесть (А. Гайдар «Школа»), школьная повесть (Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»); научно-популярные рассказы и очерки, стихи, пьесы и др.

Вопросы и задания:

1. Назовите основные черты детской литературы 1920-1930-х годов. Что нового привнесли события, происходящие в стране в детскую литературу этих лет?

2. Чем отличается герой новой литературы от юного героя XIX века?

3. Какие требования предъявляет время детскому писателю?

4. Прочитайте одну из указанных статей А.М. Горького и составьте конспект, выделив главную мысль.

5. Прочитайте сказку А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Как в них отразилось время? Каким предстает герой? Какие темы, проблемы поднимает автор?

Литература:

1.Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для высших учебных заведений. – М.:Академия, 2008.

2. Русская литература для детей : учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 2000.

3. Детская литература на рубеже веков: интерпретация и преподавание: сборник научных статей / науч. ред. М.П. Воюшина. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

4. Беньковская Т.Е. Детская литература: учебное пособие для студентов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.