Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чем занимается формальная логика?



 

Курс «Логика» является элективным в медицинском образовании.

Изучение логики является составной частью научной и профессиональной подготовки студентов.

Цель изучения предмета «Логика», преподаваемого в рамках гуманитарного образования специалиста-медика, состоит в формировании научных знаний о теории логического анализа, овладении методами правильной организации научного исследования, научного ведения дискуссий в формировании культуры мышления и речи специалиста-медика.

    Формальная логика – философская наука, изучающая формы и законы правильного мышления.

        Знание формальной логики позволяет правильно строить мысли, обеспечивает последовательность, доказательность, непротиворечивость мышления.

Знание формальной логики позволяет правильно организовать научное исследование, составить хорошо аргументированное выступление. Велика роль логики в дискуссии, в процессе формирования убеждений. Она позволяет не только самому строить подлинно доказательную аргументацию, избегая при этом логических ошибок, но и находить ошибки в аргументациях оппонентов, отличать рациональное обоснование от апелляции к чувствам, верованиям, стереотипам. Знание формальной логики дисциплинирует ум, развивает культуру мышления и речи.

    Проблемы логики тесно связаны с диагностической деятельностью врачей. Как известно, качество любого вида мышления, в том числе и диагностического, определяется его логической правильностью и обоснованностью. Изучение логики необходимо для повышения точности и эффективности диагностического мышления. Без знания логических законов нельзя установить, правильно ли врачебное мышление.

     Требования к строгой логической правильности диагностических заключений постоянно возрастают. При этом логику нужно использовать не только для построения верного вывода, но и для доказательства его достоверности и выявления допущенных ошибок в мышлении врача. Таким образом, логические знания повышают как качество диагноза, так и профессиональный уровень врача, эффективность его лечебно-профилактической работы. Логический подход к мышлению способствует повышения производительности и экономичности, точности и скорости труда врача.

    Знание логики помогает произвести условное выделение определенных этапов и уровней познавательной деятельности врача, облегчает исследование перехода от менее достоверного знания к более достоверному в постижении болезни. Основу познавательной деятельности врача составляет рациональное познание, а своим основанием оно имеет общелогические закономерности мышления.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1 - Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

ОК- 2 - Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

ОК-8 - Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ОК 1 Знать: - основные методы и приемы философского анализа проблем; - принципы абстрактного мышления, анализа, синтеза. Уметь: - оперировать обобщёнными общенаучными и логическими понятиями и теориями; - использовать знание действия законов формальной логики в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - обобщать, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи между явлениями. Владеть: - готов к применению обобщённых общенаучных и логических понятий и теорий в практической деятельности; -- готов использовать знание действия законов формальной логики в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - способен самостоятельно обобщать, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи между явлениями..
ОК 3 Знать: - методы и приемы философского анализа проблем; - основные законы и формы правильного мышления и их сущностные характеристики, законы формальной логики. Уметь: - использовать знание законов формальной логики в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - анализировать процессы и события, используя на практике знание формальной логики в различных видах профессиональной и социальной деятельности; Владеть: - готов использовать знание законов формальной логики в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - способен анализировать процессы и события, используя на практике знание формальной логики в различных видах профессиональной и социальной деятельности. - навыками публичного выступления.
ОК 8 Знать: - понятия толерантность, социум, этнос, конфессия, культура; - социальную структуру российского общества; - методы познания и правила логического мышления; - особенности логического знания. Уметь: - поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; - терпимо воспринимать социальные, этнические, религиозные и культурные отличия; - использовать навыки ведения дискуссий и круглых столов в и социальной профессиональной деятельности. Владеть: - способен выстраивать рабочие отношения с другими членами коллектива; - готов терпимо воспринимать социальные, этнические, религиозные и культурные отличия на практике; -готов к ведению дискуссий и круглых столов в профессиональной и социальной деятельности.

Структурно курс, построенный по проблемному принципу, делится на 9 основных тем. Мы стремились акцентировать внимание на изучении важнейших проблем формальной логики, в том числе рассмотрении вопросов о связи формальной логики и клинической диагностики.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛОГИКЕ

 

ТЕМА

Количество часов

Лекции Семинары
  1. Введение в курс логики. Основные законы формальной логики. Логика и медицина.   -  
  2.Понятие. Содержание и объем понятий. Виды понятий   -  
  3.Понятие. Логические операции над понятиями.   -  
  4.Суждение. Общая характеристика. Простые суждения, их виды и состав.   -  
  5.Суждение. Сложные суждения. Логические отношения между суждениями.   -  
  6.Умозаключение. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений.   -  
  7.Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений. Другие виды дедуктивных выводов.   -  
  8.Индукция.     -  
  9. Аналогия. Зачет.   -    
  Всего  

 

18 часов

 

Ответьте на вопросы:

1. Чем занимается формальная логика?

2. Что значит мыслить логично? Как Вы это понимаете?

3. Для чего нужно владеть навыками логического мышления?

4. Как Вы считаете, требуется ли знание логики медику? Обоснуйте свою позицию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.