детский сад №1 г. Починка
1. Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.
2. Расширять представления детей об окружающем мире.
3. Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)
4. Развивать мышление, речь в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
1. Подготовительный.
Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.
2. Основной.
Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.
3. Заключительный.
Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
дата
| тема
| цель
| задачи
| содержание
|
04.09
| «Мыльные пузыри».
Рассматривание
| Знакомство детей с мыльными пузырями.
| Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
| Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)
|
11.09
| «Рябь на воде».
Экспериментирование
| Развитие дыхательного аппарата.
| Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
| На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь
|
18.09
| «Бутылочки с сюрпризом».
Эксперимент
| Различие слухового внимания.
| Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
| Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
|
25.09
| «Вода холодная и горячая».
Эксперимент
| Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
| Развивать тактильные ощущения.
| Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая)
|
02.10
| «Чудесный мешочек»
(№1 по форме)
Эксперимент
| Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
| Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
| Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
|
09.10
| «Воздух под водой». Эксперимент
| Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
| Развивать дыхательный аппарат.
| В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
|
23.10
| «Лёгкий - тяжелый».
Опыт
| Знакомство детей с весом предметов.
| Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
| Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка)
|
06.11
| «Игры с губкой».
Эксперимент
| Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
| Познакомить со свойствами губки.
Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
| Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
|
13.11
| «Шарики с сюрпризом».
Рассматривание
| Развитие мелкой моторики рук.
| Развивать тактильные ощущения.
Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.
| В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
|
20.11
| «Прищепки».
Экспериментирование
| Развитие мелкой моторики рук.
| Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
| Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
|
27.11
| «Бумага».
Эксперимент
| Знакомство детей со свойствами бумаги.
| Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
| Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
|
04.12
| «Чудесный мешочек»
№2 (по цвету).
Эксперимент
| Обучение детей соотносить предметы по цвету.
| Развивать тактильные ощущения.
Дать детям название цветов, активизировать речь.
Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
| Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
|
11.12
| «Игра с пёрышком».
Экспериментирование
| Создание положительного эмоционального настроения у детей.
| Формировать словарь: части тела.
Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
| Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам: Смотрите, смотрите, что я принесла! Оно по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, после вперёд. По ручке оно до плеча доползает. И шейку оно очень нежно ласкает, По ручке другой вниз уползает, Опять по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, а после в полёт. Куда полетит? Интересный вопрос. Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет Одно и другое немного щекочет. Но пёрышку надо теперь отдыхать, Оно улетает в карман полежать.
|
18.12
| «Игры с султанчиками».
Эксперимент
| Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
| Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) . Создание положительного эмоционального настроения.
| Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
|
25.12
| «Чудесный мешочек»
№3 (по ощущениям)
Эксперимент
| Развитие тактильных ощущений.
| Развивать тактильные ощущения.
Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
| Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
|
15.01
| «Развесим платочки».
Экспериментирование
| Развитие мелкой моторики рук.
| Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.
| Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.
|
29.01
| «Найди по звуку».
Эксперимент
| Закрепление названий музыкальных инструментов.
| Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
Создание положительного эмоционального настроения.
Закреплять названия музыкальных инструментов.
| К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
|
05.02
| «Снег. Какой он? ».
Рассматривание
| Знакомство со свойствами снега.
| Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
Развивать тактильные ощущения
| Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
|
19.02
| «Что в пакете? ».
Эксперимент
| Обучение детей действиям по показу.
| Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
Вызывать чувство радости и интереса.
| Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
|
26.02
| «Открываем, закрываем».
Опыт
| Развитие мелкой моторики рук.
| Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
Повышать эмоциональное настроение.
| Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
|
03.03
| «Найди такую же бутылочку по звуку».
Опыт
| Развитие слухового внимания детей.
| Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
Вызывать радость и удивление у детей.
| Показать ребятам, коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
|
17.03
| «Поиграем с солнечным зайчиком»
Рассматривание
| Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков
| Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
Развивать смекалку, любознательность.
Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
Вызвать чувство радости и удивления.
| Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Прибегут к тебе. Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
|
01.04
| «Ветер по морю гуляет».
Опыт
| Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
| Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
Учить различать и самим регулировать его силу.
Поднятие эмоционального настроения у детей.
| В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
|
14.04
| «Играем с песком».
Экспериментирование
| Развитие мелкой моторики рук.
| Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
| Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
|
28.04
| «Плавает, тонет».
Опыт
| Закрепление знаний о весе предмета.
| Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Способствовать созданию радостного настроения.
| В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
|
13.05
| «Что в трубке лежит? »
Эксперимент
| Развитие любознательности у детей.
| Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .
Развивать усидчивость, терпение.
Вызвать чувство радости и удивления.
Развивать мелкую моторику рук.
| Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.
|
20.05
| «Доска Самоделкина». Эксперимент
| Развитие мелкой моторики рук.
| Развивать мелкую моторику рук.
Поднимать эмоциональное настроение у детей.
| Обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать.
|
1.Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему». 4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 5. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа»; 6. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; 7.Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;