|
|||
Практическое занятие 2. Проведение лесопатологических обследований.Практическое занятие 2. Проведение лесопатологических обследований. Лесопатологическое обследование (ЛПО) – мероприятие, проводимое в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения лесозащитных мероприятий. Лесопатологическое состояние лесов определяется по степени поврежденности насаждений вредителями, болезнями, другими неблагоприятными факторами; по уровню численности вредителей и болезней в насаждении. Санитарное состояние лесов определяется по соотношению в насаждении деревьев разных категорий состояния. Категории состояния основных древесных пород Сосна обыкновенная 1 – здоровое (без признаков ослабления); 2 – ослабленное; 3 – сильно ослабленное; 4 – усыхающее; 5 – свежий сухостой; 6 – старый сухостой
Ель обыкновенная 1 – здоровое (без признаков ослабления); 2 – ослабленное; 3 – сильно ослабленное; 4 – усыхающее; 5 – свежий сухостой; 6 – старый сухостой
Берёза повислая 1 – здоровое (без признаков ослабления); 2 – ослабленное; 3 – сильно ослабленное; 4 – усыхающее; 5 – свежий сухостой; 6 – старый сухостой Деревья 5б категории состояния – свежий бурелом
Деревья 5а категории состояния (на переднем плане) – свежий ветровал Дерево 7 категории состояния – аварийное дерево
Лесопатологическое обследование (ЛПО) проводится визуальным и инструментальным способами. Визуальный способ лесопатологического обследования – способ оценки санитарных и лесопатологических характеристик лесных участков путём глазомерной оценки (в соответствии со шкалой категорий состояния деревьев), т. е. распределение деревьев по категориям состояния делается визуально. Инструментальный способ лесопатологического обследования – обследование, проводимое наземным методом с целью точного определения границ повреждения лесных участков, объёмов погибших или повреждённых лесных насаждений и подготовки необходимой документации для проведения мероприятий; проводится, как правило, с закладкой пробных площадей и использованием измерительных приборов. При инструментальном ЛПО производится перечёт деревьев с распределением их по ступеням толщины (диаметрам) и категориям состояния, и заполняются Ведомости перечёта деревьев. В выделах площадью до 3 га проводят сплошной перечёт, при большей площади закладываются пробные площади и результаты переводятся на всю площадь выдела.
Задание. По результатам перечёта деревьев на пробной площади получить распределение деревьев по категориям состояния, определить состав насаждения и дать оценку состояния насаждения. Распределение деревьев по категориям состояния даётся в процентах от общего запаса, поэтому сначала необходимо рассчитать запасы деревьев каждой категории состояния. Для этого запас одного дерева в ступени толщины необходимо умножить на количество деревьев отдельно по каждой ступени толщины по всем категориям состояния. Суммы запасов по категориям состояния записываются в итоговую строчку. После этого итоговые запасы по каждой категории состояния суммируются, и полученное значение записывается в колонку «Общий запас, кбм» в выделенную ячейку. Далее высчитывается % запаса каждой категории состояния от общего запаса. Для этого запас каждой категории делится на общий запас и умножается на 100%. Значения записываются в строчку «% от запаса». В строчку «% округл.» записываются округлённые до целых значения процентов. По полученному распределению рассчитывается средневзвешенная категория состояния породы Кср. (считали на первом занятии). Полученные значения заносятся в нижнюю маленькую таблицу. Подобные расчёты проводятся для всех пород. Чтобы определить состав насаждения необходимо сначала сложить общие запасы всех пород и узнать общий запас на пробной площади. После чего запас каждой отдельной породы поделить на общий запас и полученное значение умножить на 10. Полученные цифры округлить до целых. Значения заносятся в нижнюю таблицу в колонку «Доля породы». Исходя из состава насаждения рассчитывается средневзвешенная категория состояния насаждения Кнас. (рассчитывали на первом занятии). Затем определяется состояние насаждения по таблице.
|
|||
|