|
|||
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ "МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО" Семинар №1. " Организация и регулирование международной правовой помощи" Граждане одной из договаривающихся Сторон, а также Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
1.Понятие и источники регулирования правовой помощи. 2.Правовоая помощь по уголовным делам. 3.Порядок признания и исполнения решений иностранных и международных судов на территории Российской Федерации. Время - 4 часа. Литература 1.Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954. // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М. 1996. С.6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА СЕМИНАР 1.Дать понятие международной правовой помощи. Какие элементы составляют содержание этого понятия? Сопоставить и термины "правовая помощь" и "правовое сотрудничество" 2.Прокуратурой г. Поленовсого Свердловской области возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Украины "Л" по обвинению в совершении разбойного нападения на кооператив "Универсал" и убийстве сторожа этого кооператива. В ходе следствия установлено, что обвиняемый "Л" за совершение на территории Украины преступления осужден к шести годам лишения свободы и отбывает наказание в исправительной колонии г. Харькова. Какие действия необходимо предпринять в сложившейся ситуации? Дать обоснованный ответ со ссылками на соответствующие международно-правовые акты и законодательство России.
Определить вид правовой помощи. Какие действия должно совершить следственное управление УВД Тюменской области при получении поручения ? Будут ли учтены в Российской Федерации смягчающие обстоятельства, возникающие на территории Украины. 4. Прокуратура Польши обратилась к Генеральной прокуратуре РФ с ходатайством о проведении следственных действий на территории России по уголовному делу по обвинению группы, состоящей из граждан Польши, Белоруссии и России, в хищении автотранспорта. Преступления совершались и на территории России. При Этом следственные органы Польши направили протоколы опознания личности с приложениями - фототаблицы нескольких лиц с просьбой провести следственное действие - опознание в соответствии с процессуальными нормами Польши. В каком порядке и на основании законодательства какого государства будет производиться опознание? Какой ответ должен быть дан Генеральной прокуратуре Польши ? Может ли Генеральная прокуратура РФ требовать выдачи лиц - граждан России, входящих в состав указанной преступной группировки, для их дальнейшего уголовного преследования? Составить соответствующее ходатайство и указать перечень документов, которые должны быть к нему приложены.
Какие из перечисленных государств и по каким основаниям имеют право на уголовное преследование "А"? Какие аргументы будут учитываться при рассмотрении требований о выдаче "А"? Может ли "А" сам определять, гражданином какого государства он себя считает в момент принятия решении о выдаче?
Будет ли выдан гражданин "К" следственным органам Российской Федерации? Что является основанием для его выдачи? Каковы обязательные условия выдачи? Что такое обязательная выдача, выдача под условием и выдача на время?
В связи с вышеизложенным окружная прокуратура в Варшаве обратилась с просьбой об оказании правовой помощи по данному делу путем совершения следующих действий: 1.произвести осмотр машины, обнаруженной у гражданина "Г" 2.допросить в качестве свидетеля гражданина "Г" на предмет обстоятельств, относящихся к делу 3.передать свидетелю под расписку копию постановления на предмет вещественных доказательств районной прокуратурой Варшава-Прага-Север, а так же заверенные копии материалов по делу, имеющихся в распоряжении российских органов правопорядка, которые могли бы способствовать установлению лиц, совершивших кражу, и перекупщиков, а также обязательств, при которых разыскиваемая машина оказалась на территории Российской Федерации. Возможно ли выполнение такого поручения при отсутствии международного договора между запрашиваемой и запрашивающей стороной? Составить поручение об оказании правовой помощи. Перечислить документы, которые необходимо приложить к данному поручению.
Семинар №2. "Международное уголовное право как отрасль международного публичного права" Должностное положение подсудимых, их положение Статья 7 Устава Международного военного трибунала. Основные вопросы: 1.Понятие и источники. Место и роль МУП в системе МПП. 2.Международные преступления и преступления международного характера 3.Обязательства государств в соответствии с международными договорами 4.Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
1.Конвенция по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1971 г. Международное право в документах. М. 1997. С. 273. 2.Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1970 г. Там же. С. 247 3.Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. Там же. С. 340. 4.Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Там же. С. 273. 5.Международая конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года. Там же с. 276. 6.Единая конвенция о наркотических средствах 1961 год. Там же с.291 7.Конвенция о психотропных веществах 1971 год. Там же. С.296. 8.Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 год. Там же. С.310. 9.Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 год. Там же. с. 315. 10.Европейская конвенция о передаче процессуальных функций по уголовным делам 1972 год. Справочная правовая система "Гарант". 11.Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 год. Действующее международное право. М. 1999. Т.3.с.94. 12. Международное право: Словарь-справочник. М. 1997. 13. УК РФ.
1. Согласно ст. 34. Венской конвенции о праве международных договоров договор не ссоздает обязательств или прав для третьего государства без его согласия. В связи с этим, требуется ли согласие государства, должностные лица которого обвиняются в совершении международного преступления (например, геноцида) на привлечение виновных лиц к международно- правовой ответственности? Является ли это согласие государства необходимым условием для осуществления международного правосудия в отношении лиц, совершивших международные преступления? Ответ обосновать. 2. В июле 1976 года в Луанде (Ангола) состоялся суд над 13 английскими и американскими наемниками. Они обвинялись в том, что дали согласие за деньги участвовать в вооруженной борьбе против ангольского народа и с оружием в руках пытались помешать освобождению Анголы. Адвокаты Англии и США, защищавшие наемников на суде, заявляли о том, что в то время не существовало международных актов, которые осуждали бы наемничество Какое решение по данному делу должен вынести суд? Существуют ли международные договоры о борьбе с наемничеством? 3. В чем заключается принцип экстерриториальной юрисдикции уголовного закона государства?
Юрисдикция какого государства распространяется в отношении террористов?.
Подлежит ли уголовной ответственности пилот самолета - российский гражданин?
Существует ли исключение из этого правила? 7. В 1949 году Суд Королевской скамьи в Великобритании в решении по делу Элиота занял позицию, согласно которой незаконный арест в Бельгии не исключает юрисдикцию британского суда. В 1962 году суд Израиля вынес смертный приговор гитлеровскому палачу Эйхману, похищенному в Аргентине. Правомерны ли приговоры этих судов с позиции международного уголовного права? Является ли международным правонарушением похищение и незаконная перевозка обвиняемого?
Реакция МИД РФ была следующей: "В Москве с озабоченностью восприняли сообщение о начале крупной операции в северном Ираке. …Мы не можем согласиться с действиями, которые нарушают суверенитет и территориальную целостность другого государства - Ирака…" Правомерно ли с вашей точки зрения квалифицировать действия Турции как агрессия и геноцид? Семинар 3. "Вооруженные конфликты и международное уголовное право" …Успехи цивилизации должны иметь последствием Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.
Конвенция об открытии военных действий 1907 года Основные вопросы 1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов 2. Начало войны и ее правовые последствия 3.Участники вооруженных конфликтов 4. Запрещение и ограничение определенных средств и методов ведения войны. 5. Защита раненых, больных и военнопленных. 6. Правовой режим военной оккупации. 8.Защита культурных ценностей 9.Окончание войны и его правовые последствия. Рекомендуемая литература и нормативные акты 1. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Действующее международное право. М. 1999 г. т.2. с.398. 2. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. Там же. Т.3.с.30 3. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия, и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 год. Там же. Т.2.с.436. 4.Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. Там же.с.477. 5.Мирный договор с Японией 1951 год. Там же. Т. 1.с.208. 6.Дополнительные протоколы ( 1 и 2) к Женевским конвенциям 1949 года. Там же. Т.3.с.732. 7.Мирный договор с Финляндией 1947 года. Там же. Т.1.с.206. 8.Мирный договор с Италией. Международное право в документах.М.1982. с.807 9.Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года. Там же. М.1997 год.с.595. 10.Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море 1949 г. Там же. С. 605. 11.Конвенция об обращении с военнопленными 1949 год. Там же. С.611. 12.Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 год. Там же. С.642. 13. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 год. Там же.с.654. 14. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1981 год. Там же. С. 587. 15. Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и других устройств. Там же. С. 588.
2. Согласно данным ЮНИСЕФ на территории Анголы, население которой составляет 10 млн. человек установлено 12 миллионов противопехотных мин. Эти мины изготовлены в различных странах мира, в том числе и в России. Каков статус противопехотных мин в современном международном праве? 3.В 1996 году северокорейские военные вошли на территорию демилитаризованной зоны между двумя Кореями. Раздел Корейского полуострова по 38 параллели был предусмотрен Ялтинской конференцией 1945 года как временная мера для облегчения разоружения японских войск После корейской войны 1950 - 1953 годов 38 параллель стала демилитаризованной зоной между двумя государствами. Согласно договору о перемирии 1953 года ни одна из сторон не имеет права вводить в демилитаризованную зону более 35 своих военнослужащих, вооруженных только легким стрелковым оружием. Северокорейцы несколько раз нарушали положения договора о перемирии: количество солдат Северной Кореи, вошедших в демилитаризованную зону, доходило до 180 человек, вооруженных артиллерией и минометами. Каков статус демилитаризованной зоны в международном праве? В феврале 1995 года Государственная Дума РФ приняла постановление об амнистии лиц, участвующих вооруженных конфликтах на Северном Кавказе. В постановлении давалось определение вооруженного конфликта как противоборство между вооруженными формированиями (вооруженными объединениями, отрядами самообороны, другими вооруженными группами), созданными и действующим в нарушение законодательства РФ и органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск МВД РФ, ВС РФ, других войск и формирований Российской Федерации; незаконными формированиями, созданными для достижения определенных политических целей, лицами, не входящими в незаконные вооруженные формирования, но участвовавшими в вооруженном противостоянии в связи с территориальными притязаниями на этнической и религиозной почве. Сравнить определение вооруженного конфликта, данное российским законодательством и определением по международному праву. 5. Во время вооруженного конфликта между двумя государствами, которые являются участниками Женевских конвенций, Делегат Международного комитета Красного Креста приглашен в МИД одного из них (государство "А"), где ему сообщают, что была получена информация о том, что противник казнит захваченных военных парашютистов, состоящих на действительной военной службе в вооруженных силах государства "А". Государство "Б" нарушает положения Женевских конвенций, которые предоставляют защиту комбатантам в военной форме. В ответ на действие государства "Б" государство "А" заявляет, что за каждого казненного противником парашютиста в качестве ответной меры оно будет казнить 10 пленных. Оценить действия государств, ссылаясь на положения Женевских конвенций. 6. В ситуации вооруженного конфликта между государствами-участниками Женевских конвенций в непосредственной близости друг от друга располагаются перевязочный пункт и армейский склад снабжения На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры по маскировке обоих объектов. По соседству находятся сооружения, на которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки. Что представляет собой защитная эмблема перевязочного пункта? Положения какой конвенции применяются в данной ситуации? Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли назвать это военным преступлением. 7. Во время вооруженного конфликта одна женщина обратилась в местную администрацию Красного Креста с просьбой переслать письмо ее родителям, живущим в противостоящем государстве, поскольку почта отказалась принять ее письмо. Может ли Красный Крест выполнять почтовые функции? Каков порядок передачи семейных сообщений предусмотренных в Женевских конвенциях? 8. Освободительное движение, база которого находится в соседнем государстве, намеривается свергнуть правительство собственной страны и изменить его политическую систему. Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран. Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе удается проникнуть на борт гражданского судна, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот. Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другое гражданское воздушное судно и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения. Идет ли здесь речь о немеждународном вооруженном конфликте? Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными? Каковы с точки зрения международного права действия, совершенные наемниками? 9. В вооруженном конфликте участвуют вооруженные силы государств "А", и "Б". Государство "А", ссылаясь на тот факт, что оно не является участником Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года, и, следовательно, не связано обязательствами, вытекающими из них, нарушает правила обращения с военнопленными. Оценить действия государства "А" с точки зрения их соответствия нормам международного права. 10. Какие из перечисленных признаков характеризуют вооруженный конфликт немеждународного характера: - проистекание конфликта на территории одного государства 11. В государстве "А"происходят вооруженные столкновения между сепаратистами и правительственными вооруженными силами. Сепаратисты полностью контролируют северную территорию государства и требуют отделения для создания независимого государства. Они обратились с просьбой к международному сообществу об оказании помощи в их борьбе и заявили о своей готовности объединиться в союз с любым государством для противостояния вооруженным силам государства "А". В ответ на заявление откликнулось соседнее государство "Б" и поставило сепаратистам оружие, а также пообещало финансирование вооруженной борьбы сепаратистов с правительственными силами. Оценить действия государства "Б" с точки зрения их соответствия международному праву. Применимы ли в сложившейся ситуации положения ст.3. Женевских конвенций 1949 года 2-го Дополнительного протокола к ним? 12. Вопрос о правомерности применения ядерного оружия в современном международном праве является одним из самых противоречивых и актуальных. (Дудник Н.Н. "Вопрос о ядерном оружии в международном праве" "Московский журнал международного права" №1 за 1997 год) Какова ваша точка зрения на вопрос о применении ядерного оружия? Обоснуйте свой ответ со ссылками на нормы международного права?
|
|||
|