Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО



ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ "МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО"

Семинар №1. " Организация и регулирование международной правовой помощи"

Граждане одной из договаривающихся Сторон, а также
лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях
всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных
и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной договаривающейся стороны.

Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.


Основные вопросы:

1.Понятие и источники регулирования правовой помощи.

2.Правовоая помощь по уголовным делам.

3.Порядок признания и исполнения решений иностранных и международных судов на территории Российской Федерации.

Время - 4 часа.

Литература

1.Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954. // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М. 1996. С.6.
2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. // СЗ РФ. 2001. №2 Ст.163.
3.Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовных делам 1993г. \\ Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.1996г. С.31.
4.Соглашение СНГ о порядке разрешения споров , связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи . М. 1996г. С.53.
5. Протокол к Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года. Вестник ВАС РФ. Спец. Приложение 1999 года №3

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА СЕМИНАР

1.Дать понятие международной правовой помощи. Какие элементы составляют содержание этого понятия? Сопоставить и термины "правовая помощь" и "правовое сотрудничество"

2.Прокуратурой г. Поленовсого Свердловской области возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Украины "Л" по обвинению в совершении разбойного нападения на кооператив "Универсал" и убийстве сторожа этого кооператива. В ходе следствия установлено, что обвиняемый "Л" за совершение на территории Украины преступления осужден к шести годам лишения свободы и отбывает наказание в исправительной колонии г. Харькова.

Какие действия необходимо предпринять в сложившейся ситуации?

Дать обоснованный ответ со ссылками на соответствующие международно-правовые акты и законодательство России.


3.Через Генеральную прокуратуру РФ следственным управлением УВД Тюменской области получено поручение следственного управления УВД г. Донецка (Украина) о производстве процессуальных действий. К поручению прилагались материалы о том, что граждане России "С" и "Р" в 2002 г. на территории Украины причинили тяжкие телесные повреждения гражданину Украины "П", который от полученных ран скончался.

Определить вид правовой помощи.

Какие действия должно совершить следственное управление УВД Тюменской области при получении поручения ?

Будут ли учтены в Российской Федерации смягчающие обстоятельства, возникающие на территории Украины.

4. Прокуратура Польши обратилась к Генеральной прокуратуре РФ с ходатайством о проведении следственных действий на территории России по уголовному делу по обвинению группы, состоящей из граждан Польши, Белоруссии и России, в хищении автотранспорта. Преступления совершались и на территории России. При Этом следственные органы Польши направили протоколы опознания личности с приложениями - фототаблицы нескольких лиц с просьбой провести следственное действие - опознание в соответствии с процессуальными нормами Польши.

В каком порядке и на основании законодательства какого государства будет производиться опознание?

Какой ответ должен быть дан Генеральной прокуратуре Польши ?

Может ли Генеральная прокуратура РФ требовать выдачи лиц - граждан России, входящих в состав указанной преступной группировки, для их дальнейшего уголовного преследования?

Составить соответствующее ходатайство и указать перечень документов, которые должны быть к нему приложены.


5. Гражданин "А", имеющий двойное гражданство (России и Венгрии), постоянно проживающий в России, совершил преступления, влекущие его выдачу компетентным органам, - сбыт наркотических средств в крупном размере в России и разбойное нападение в Германии, после чего скрылся в Финляндии.

Какие из перечисленных государств и по каким основаниям имеют право на уголовное преследование "А"?

Какие аргументы будут учитываться при рассмотрении требований о выдаче "А"?

Может ли "А" сам определять, гражданином какого государства он себя считает в момент принятия решении о выдаче?


6. Гражданин России "К" совершил в Тюмени убийство, грабеж, а также причинил легкие, не повлекшие расстройства здоровья, телесные и повреждения, после чего скрылся на территории Белоруссии. Генеральная прокуратура РФ обратилась в Генеральную прокуратуру Белоруссии с ходатайством о выдаче "К" для последующего привлечения к уголовной ответственности.

Будет ли выдан гражданин "К" следственным органам Российской Федерации?

Что является основанием для его выдачи?

Каковы обязательные условия выдачи?

Что такое обязательная выдача, выдача под условием и выдача на время?


7. Районная прокуратура Варшава - Прага - Север вела уголовное расследование по делу относительно кражи машины марки "Пежо 405 GL", то есть действий, предусмотренных п.1 ст. 279 Уголовного кодекса Польской Республики. В октябре 1998 года польские органы правопорядка были уведомлены Интерполом в Москве о том, что машина была найдена на территории Российской Федерации в Тюмени.

В связи с вышеизложенным окружная прокуратура в Варшаве обратилась с просьбой об оказании правовой помощи по данному делу путем совершения следующих действий:

1.произвести осмотр машины, обнаруженной у гражданина "Г"

2.допросить в качестве свидетеля гражданина "Г" на предмет обстоятельств, относящихся к делу

3.передать свидетелю под расписку копию постановления на предмет вещественных доказательств районной прокуратурой Варшава-Прага-Север, а так же заверенные копии материалов по делу, имеющихся в распоряжении российских органов правопорядка, которые могли бы способствовать установлению лиц, совершивших кражу, и перекупщиков, а также обязательств, при которых разыскиваемая машина оказалась на территории Российской Федерации.

Возможно ли выполнение такого поручения при отсутствии международного договора между запрашиваемой и запрашивающей стороной?

Составить поручение об оказании правовой помощи.

Перечислить документы, которые необходимо приложить к данному поручению.


7.В ст. 80 Закона РФ "Об исполнительном производстве", вступившем в силу с 28октября 1997г. сказано, что порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется в соответствующих международных арбитражей определяется в соответствующих международных договорах России. Однако в Конвенции ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" от 1958г.не указан порядок исполнения, а содержится обратная отсылка, согласно которой арбитражные решения признаются как обязательные и приводятся в исполнение в соответствии с нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений. Таким образом, Закон от 1997г. отсылается к Конвенции, а Конвенция отсылается к Закону.
Опишите несколько сложившихся в России режимов признания и исполнения решений судов и арбитражей.

Семинар №2. "Международное уголовное право как отрасль международного публичного права"

Должностное положение подсудимых, их положение
в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание
к освобождению от ответственности или смягчению наказания.

Статья 7 Устава Международного военного трибунала.

Основные вопросы:

1.Понятие и источники. Место и роль МУП в системе МПП.

2.Международные преступления и преступления международного характера

3.Обязательства государств в соответствии с международными договорами

4.Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью


Время - 4 часа


Литература и нормативный материал:

1.Конвенция по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1971 г. Международное право в документах. М. 1997. С. 273.

2.Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1970 г. Там же. С. 247

3.Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. Там же. С. 340.

4.Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Там же. С. 273.

5.Международая конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года. Там же с. 276.

6.Единая конвенция о наркотических средствах 1961 год. Там же с.291

7.Конвенция о психотропных веществах 1971 год. Там же. С.296.

8.Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 год. Там же. С.310.

9.Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 год. Там же. с. 315.

10.Европейская конвенция о передаче процессуальных функций по уголовным делам 1972 год. Справочная правовая система "Гарант".

11.Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 год. Действующее международное право. М. 1999. Т.3.с.94.

12. Международное право: Словарь-справочник. М. 1997.

13. УК РФ.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА СЕМИНАР

1. Согласно ст. 34. Венской конвенции о праве международных договоров договор не ссоздает обязательств или прав для третьего государства без его согласия. В связи с этим, требуется ли согласие государства, должностные лица которого обвиняются в совершении международного преступления (например, геноцида) на привлечение виновных лиц к международно- правовой ответственности?

Является ли это согласие государства необходимым условием для осуществления международного правосудия в отношении лиц, совершивших международные преступления? Ответ обосновать.

2. В июле 1976 года в Луанде (Ангола) состоялся суд над 13 английскими и американскими наемниками. Они обвинялись в том, что дали согласие за деньги участвовать в вооруженной борьбе против ангольского народа и с оружием в руках пытались помешать освобождению Анголы.

Адвокаты Англии и США, защищавшие наемников на суде, заявляли о том, что в то время не существовало международных актов, которые осуждали бы наемничество

Какое решение по данному делу должен вынести суд?

Существуют ли международные договоры о борьбе с наемничеством?

3. В чем заключается принцип экстерриториальной юрисдикции уголовного закона государства?


4.Группа осужденных при этапировании их 19 августа 1990 года к месту отбывания наказания разоружила конвой и захватила самолет ТУ-154. Угрожая расправой пассажирам, они вынудили экипаж изменить маршрут. Выполняя приказ террористов, экипаж вылетел в Ташкент, затем в Карачи (Пакистан), где террористы сдались местным властям. В 1991 году пакистанский суд приговорил их за угон воздушного судна к 25 годам тюремного заключения.

Юрисдикция какого государства распространяется в отношении террористов?.


5.В 1991 году при выполнении тренировочного полета на военном самолете МИГ-23 в Прибалтике летчик установил отказ системы управления. После катапультирования пилота самолет самопроизвольно продолжил полет в западном направлении, упал на территории Бельгии, разрушив жилой дом, в результате чего погибло два человека.

Подлежит ли уголовной ответственности пилот самолета - российский гражданин?


6.Используя положения Европейской конвенции о передаче процессуальных функций по уголовным делам 1972 года, определить, на каких условиях лицо, в отношении которого вынесено судебное решение, не может за то же деяние преследоваться в другом государстве.

Существует ли исключение из этого правила?

7. В 1949 году Суд Королевской скамьи в Великобритании в решении по делу Элиота занял позицию, согласно которой незаконный арест в Бельгии не исключает юрисдикцию британского суда. В 1962 году суд Израиля вынес смертный приговор гитлеровскому палачу Эйхману, похищенному в Аргентине.

Правомерны ли приговоры этих судов с позиции международного уголовного права?

Является ли международным правонарушением похищение и незаконная перевозка обвиняемого?


8. В мае 1997 года турецкая армия вторглась в Курдский автономный район Ирака. В результате этого акта погибло большое количеств людей, в том числе мирных жителей, тысячи человек стали беженцами.

Реакция МИД РФ была следующей: "В Москве с озабоченностью восприняли сообщение о начале крупной операции в северном Ираке. …Мы не можем согласиться с действиями, которые нарушают суверенитет и территориальную целостность другого государства - Ирака…"
Реакция Государственной Думы Федерального Собрания РФ : "Государственная Дума решительно осуждает действия турецкой армии и призывает турецкое руководство незамедлительно прекратить репрессии против курдского народа и вывести турецкие войска за пределы суверенного Ирака".

Правомерно ли с вашей точки зрения квалифицировать действия Турции как агрессия и геноцид?

Семинар 3. "Вооруженные конфликты и международное уголовное право"

…Успехи цивилизации должны иметь последствием
уменьшение по возможности бедствий войны…
единственная законная цель , которые должны
иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля…для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее по возможности число людей…употребление такого оружия, которое
по нанесению противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает их смерть неизбежной
должно признавать не соответствующим упомянутой цели…употребление подобного оружия было бы противно законам человеколюбия.

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.


Договаривающиеся стороны признают, что военные действия
Между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны

Конвенция об открытии военных действий 1907 года

Основные вопросы

1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов

2. Начало войны и ее правовые последствия

3.Участники вооруженных конфликтов

4. Запрещение и ограничение определенных средств и методов ведения войны.

5. Защита раненых, больных и военнопленных.

6. Правовой режим военной оккупации.

8.Защита культурных ценностей

9.Окончание войны и его правовые последствия.

Рекомендуемая литература и нормативные акты

1. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Действующее международное право. М. 1999 г. т.2. с.398.

2. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. Там же. Т.3.с.30

3. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия, и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 год. Там же. Т.2.с.436.

4.Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. Там же.с.477.

5.Мирный договор с Японией 1951 год. Там же. Т. 1.с.208.

6.Дополнительные протоколы ( 1 и 2) к Женевским конвенциям 1949 года. Там же. Т.3.с.732.

7.Мирный договор с Финляндией 1947 года. Там же. Т.1.с.206.

8.Мирный договор с Италией. Международное право в документах.М.1982. с.807

9.Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года. Там же. М.1997 год.с.595.

10.Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море 1949 г. Там же. С. 605.

11.Конвенция об обращении с военнопленными 1949 год. Там же. С.611.

12.Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 год. Там же. С.642.

13. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 год. Там же.с.654.

14. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1981 год. Там же. С. 587.

15. Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и других устройств. Там же. С. 588.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА СЕМИНАР


1. Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963 - 1966 году 12 малайских китайцев, заброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их осудили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были приговорены к смертной казни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии, ссылаясь на ст.4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 года.
Можно ли рассматривать данных лиц военнопленными, если учесть , что они являются подданными Малайзии.

2. Согласно данным ЮНИСЕФ на территории Анголы, население которой составляет 10 млн. человек установлено 12 миллионов противопехотных мин. Эти мины изготовлены в различных странах мира, в том числе и в России.

Каков статус противопехотных мин в современном международном праве?

3.В 1996 году северокорейские военные вошли на территорию демилитаризованной зоны между двумя Кореями. Раздел Корейского полуострова по 38 параллели был предусмотрен Ялтинской конференцией 1945 года как временная мера для облегчения разоружения японских войск

После корейской войны 1950 - 1953 годов 38 параллель стала демилитаризованной зоной между двумя государствами. Согласно договору о перемирии 1953 года ни одна из сторон не имеет права вводить в демилитаризованную зону более 35 своих военнослужащих, вооруженных только легким стрелковым оружием. Северокорейцы несколько раз нарушали положения договора о перемирии: количество солдат Северной Кореи, вошедших в демилитаризованную зону, доходило до 180 человек, вооруженных артиллерией и минометами.

Каков статус демилитаризованной зоны в международном праве?

В феврале 1995 года Государственная Дума РФ приняла постановление об амнистии лиц, участвующих вооруженных конфликтах на Северном Кавказе. В постановлении давалось определение вооруженного конфликта как противоборство между вооруженными формированиями (вооруженными объединениями, отрядами самообороны, другими вооруженными группами), созданными и действующим в нарушение законодательства РФ и органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск МВД РФ, ВС РФ, других войск и формирований Российской Федерации; незаконными формированиями, созданными для достижения определенных политических целей, лицами, не входящими в незаконные вооруженные формирования, но участвовавшими в вооруженном противостоянии в связи с территориальными притязаниями на этнической и религиозной почве.

Сравнить определение вооруженного конфликта, данное российским законодательством и определением по международному праву.

5. Во время вооруженного конфликта между двумя государствами, которые являются участниками Женевских конвенций, Делегат Международного комитета Красного Креста приглашен в МИД одного из них (государство "А"), где ему сообщают, что была получена информация о том, что противник казнит захваченных военных парашютистов, состоящих на действительной военной службе в вооруженных силах государства "А". Государство "Б" нарушает положения Женевских конвенций, которые предоставляют защиту комбатантам в военной форме. В ответ на действие государства "Б" государство "А" заявляет, что за каждого казненного противником парашютиста в качестве ответной меры оно будет казнить 10 пленных.

Оценить действия государств, ссылаясь на положения Женевских конвенций.

6. В ситуации вооруженного конфликта между государствами-участниками Женевских конвенций в непосредственной близости друг от друга располагаются перевязочный пункт и армейский склад снабжения

На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры по маскировке обоих объектов. По соседству находятся сооружения, на которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки.

Что представляет собой защитная эмблема перевязочного пункта? Положения какой конвенции применяются в данной ситуации?

Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли назвать это военным преступлением.

7. Во время вооруженного конфликта одна женщина обратилась в местную администрацию Красного Креста с просьбой переслать письмо ее родителям, живущим в противостоящем государстве, поскольку почта отказалась принять ее письмо.

Может ли Красный Крест выполнять почтовые функции?

Каков порядок передачи семейных сообщений предусмотренных в Женевских конвенциях?

8. Освободительное движение, база которого находится в соседнем государстве, намеривается свергнуть правительство собственной страны и изменить его политическую систему.

Для осуществления своих планов оно прибегает к услугам наемников из разных стран.

Операцию по свержению правительства наемники разрабатывают на территории иностранного государства, властям которого известны их планы. Вооруженной группе удается проникнуть на борт гражданского судна, вылетающего в страну, где предстоит совершить переворот.

Когда самолет приземляется в аэропорту, полиция обнаруживает оружие. Наемники силой захватывают другое гражданское воздушное судно и вынуждают летчика доставить их в указанный ими пункт назначения.

Идет ли здесь речь о немеждународном вооруженном конфликте?

Могут ли наемники, захваченные в плен, требовать, чтобы с ними обращались как с военнопленными?

Каковы с точки зрения международного права действия, совершенные наемниками?

9. В вооруженном конфликте участвуют вооруженные силы государств "А", и "Б". Государство "А", ссылаясь на тот факт, что оно не является участником Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года, и, следовательно, не связано обязательствами, вытекающими из них, нарушает правила обращения с военнопленными.

Оценить действия государства "А" с точки зрения их соответствия нормам международного права.
Обязано ли государство "Б" соблюдать правила Женевской конвенции в сложившейся ситуации при условии, что оно их ратифицировало?

10. Какие из перечисленных признаков характеризуют вооруженный конфликт немеждународного характера:

- проистекание конфликта на территории одного государства
- наличие внутренних беспорядков
- контроль части государственной территории антиправительственными группировками
- официальное объявление государством о наличии внутреннего вооруженного конфликта
- национально-освободительный характер действий повстанцев
- применение оружия борющимися сторонами
- официальное признание государством антиправительственных группировок в качестве воюющей стороны в конфликте
- продолжительный и интенсивный характер военных действий.

11. В государстве "А"происходят вооруженные столкновения между сепаратистами и правительственными вооруженными силами. Сепаратисты полностью контролируют северную территорию государства и требуют отделения для создания независимого государства. Они обратились с просьбой к международному сообществу об оказании помощи в их борьбе и заявили о своей готовности объединиться в союз с любым государством для противостояния вооруженным силам государства "А". В ответ на заявление откликнулось соседнее государство "Б" и поставило сепаратистам оружие, а также пообещало финансирование вооруженной борьбы сепаратистов с правительственными силами.

Оценить действия государства "Б" с точки зрения их соответствия международному праву.

Применимы ли в сложившейся ситуации положения ст.3. Женевских конвенций 1949 года 2-го Дополнительного протокола к ним?

12. Вопрос о правомерности применения ядерного оружия в современном международном праве является одним из самых противоречивых и актуальных. (Дудник Н.Н. "Вопрос о ядерном оружии в международном праве" "Московский журнал международного права" №1 за 1997 год)

Какова ваша точка зрения на вопрос о применении ядерного оружия? Обоснуйте свой ответ со ссылками на нормы международного права?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.