|
|||
Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
#толкование_юный_теолог Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Синодальный перевод: 1) Пророчества Исаии чтение (Ис 40:1-3, 9; 41:17-18; 45:8, 48:20-21, 54:1): «Так говорит Господь: утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Бедные и нищие ищут воды, и нет её; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова". И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды. Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Пророк этими словами, с целью утешить Вавилонских пленников, удостоверяете их, что Господь уже готов избавить их из плена и возвратить в отечество. Это удостоверение выражается здесь образно. Образ заимствован от распоряжений земных царей во время похода их чрез места пустынные, малонаселенные. Движение по этим местам затрудняется отсутствием благоустроенных путей, – непроходимыми дебрями, топкими болотами, крутыми горами и холмами, глубокими оврагами. И вот для устранения этих препятствий заранее посылаются вперед вестовые, которые скликают попадающихся в пустыне людей и принуждают их к работам для благоустроения пути царю и предводимому им войску. Отдаются чрез вестовых приказания. В подобном виде пророк изображает возвращение Иудеев из Вавилона. Сам Господь поведет их по пустыням, отделяющим Вавилон от Палестины, и никакие препятствия не задержат движения их. Послан будет вестник, который громко будет взывать к людям, чтобы они благоустроили путь Господу. Ближайшим образом в этом случай вестником воли Божией будет Кир Персидский царь, победитель Вавилона и освободитель Иудеев. Но взор пророка простирается дальше ближайшего события. Он имеет в виду не одно избавление от внешнего бедствия, а вместе и главным образом уготовляемое Господом духовное спасение людей чрез Христа. В этом смысле слова: глас вопиющего в пустыни Предтеча Христов Иоанн относит к себе. На вопрос синедриона: кто он таков? Иоанн отвечал: аз глас вопиющего в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исаия пророк (Ин 1:23). И Евангелисты тоже пророчество прилагают к Иоанну Предтече (Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 3:4-6). Проповедью своею он приготовлял Иудеев к принятию Мессии, грядущего спасти людей от плена греха и диавола. Для того, чтобы удостоиться от Мессии спасения, надлежало людям уравнивать для Него путь Его к сердцам, т. е. очищать сердце от всего, что препятствует Ему вступить в общение с ними. Это препятствие состоит в том, когда сердце наше покрыто непроходимою дебрию мирских забот и попечений, – когда оно погружено в блато чувственности до подавления в нем приемлемости к радостям высшим, духовным, – когда оно растерзано порочными склонностями и страстями, из глубины которых, словно из пропастей пустынных, трудно высвободиться, – когда оно загромождено горами гордости и самопревозношения. К этому-то подвигу очищения сердца для принятия Мессии Иоанн призывал людей проповедью: «покайтеся, приближися бо царствие небесное» (Мф 3:2).
2) Пророчества Малахии чтение (Мал 3:1-3, 5-7, 12, 18, 17; 4:4-6): «Так говорит Господь Вседержитель: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете. И кто выдержит день пришествия Его? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и переплавит сынов Левия, как золото и как серебро. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием, говорит Господь Вседержитель, Бог Святой Израилев». Заключительные слова паримии соответствуют началу ее. Паримия начинается словами: «се, Аз посылаю Ангела Моею пред лицем Твоим». Что под Ангелом Господним разумеется Иоанн Предтеча, это мы видели. Но что сказать об Илии Фесвитянине, имеющем предварить пришествие или наступление дня Господня великого и славного (просвещенного)? Вопрос решается словами Христа Спасителя. Вслед за преображением Его на Фаворской горе, свидетелем которого был пророк Илия, ученики спросили Иисуса Христа: «что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде?» (Мф. 17:10). Книжники говорили это со слов Малахии, но они не различали первого Христова пришествия в уничижении, и второго в славе. В ответ ученикам И. Христос подтверждает, что Илия действительно придет пред пришествием Мессии: «Илия убо приидет прежде и устроит вся» (Мф 17:11). По толкованию Златоуста и Феофилакта эти слова Христовы относятся ко второму Христову пришествию, которое предварено будет явлением Илии и Эноха. Но Христос присовокупил: «глаголю же вам, яко Илиа уже прииде и не познаша его, но сотвориша о нем, елика восхотеша. Тогда, присовокупляет Евангелист, разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестителе глаголет» (Мф12:13). И Сам Христос, говоря ученикам об Иоанне Крестителе и восхваляя его, сказал: «вси пророцы и закон до Иоанна прорекоша. И аще хощете прияти, той есть Илиа, хотяй приити» (Мф. 11:13–14). Малахия говорит об Илии, как о предтече одного по-видимому пришествия Мессии, – именно второго пришествия. Иисус же Христос относит слова Малахии об Илии и ко второму пришествию Своему и вместе к первому, называя именем Илии, в последнем случае, Иоанна Предтечу. Как это понять? Как понять, что Христос именует Илию предтечею не только второго пришествия Своего, но и первого, предтечею которого был Иоанн? Почему он отожествляет Иоанна с Илиею? Должно полагать, что Илия второму пришествию будет предшествовать самолично, первое же предварит не самолично, а в лице Предтечи. Это не то значит, что Илия воскреснет в лице Иоанна, а то, что Иоанн будет проходить свое служение, по предречению Архангела Гавриила, в духе и силе Илии (Лк. 1:17), т.е. будет действовать с тою же несокрушимою ревностью и силою, какою одушевлен был Илия в борьбе с современным нечестием. Пример подобного отожествления двух лиц можно указать в словах пророков о Давиде, ибо именем Давида у пророков (Иез. 34:23, 37:24; Иер. 30:9; Ос. 3:6) именуется Христос, образом которого был Давид. – Отожествление Илии с Иоанном основывается не на том только, что оба суть предтечи Христа в первом и втором Его пришествии, одушевленные одинаковою ревностью о славе Божией, но и по сходству самой их деятельности. По пророчеству Малахии, пред вторым пришествием Христовым (прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному), Илия направит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему (ближнему) своему. Это значит, что Илия потщится водворить мир между старшими членами Царства Божия (отцами), Иудеями, и младшими, христианами из язычников, наученными вере Христовой от Иудеев – Апостолов, позаботится о прекращении вражды между теми и другими и соединит всех в одной Церкви, – и это для того, чтобы Господь пришед не поразил землю вскоре, чтобы не покарал страшным судом жителей земли непокорных Ему и нераскаянных. Предызображением деятельности Илии пред вторым пришествием Христовым была деятельность Иоанна, Предтечи первого пришествия. Он подобно Илии приготовлял людей к принятию Христа проповедью о прекращении розни между Иудеями и язычниками, о призвании последних к Царству Божию наравне с Иудеями. Он в обличение Иудеям, хвалившимся плотским происхождением от Авраама, говорил, что Бог от камня может воздвигнуть чад Аврааму (Мф. 3:9–10), разумея под камнем язычников. В этом нельзя не видеть начатка проповеди Христовой о вступлении в новозаветную Церковь язычников, бывших бесплодными, подобно камню, в духовной жизни. – Как Илия будет грозить непокорным Господу строгим судом, так и Иоанн, Предтеча дня Господня, первого пришествия Христова, грозил неверующим во Христа и нераскаянным секирою гнева Его и огнесожжением (Мф. 3:10–12). Эта угроза исполнилась над враждебными Христу Иудеями при разрушении Иерусалима и рассеянии Иудеев по всему лицу земли, и исполнится над всеми неверующими и нераскаянными на страшном суде Христовом. Так как в рассмотренной паримии содержится пророчество об Иоанне Предтече, то без объяснения понятно, почему она читается в праздники в честь Предтечи.
3) Премудрости Соломона чтение (Прем 4:7, 16-17, 19-20; 5:1-7): «Праведник, если и рановременно умрёт, будет в покое. Умирая же, он осудит живых нечестивых; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нём. Ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лицо их. Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали"». Третия паремия говорит о телесной смерти праведника как о переходе к еще лучшему, еще более блаженному существованию. Праведник «будет в покое», то есть узнает высшее блаженство. Даже ранняя земная смерть праведника, если случается, то имеет особое Божественное назначение. Далее идет речь о праведнике, рано восхищенном смертью. Он и при жизни осуждал нечестивых самою противоположностью своего образа мыслей и действий образу мыслей и поведению их. Но сего мало: он не перестанет осуждать их и обличать по смерти. Его смерть есть переход к вечно-блаженной жизни, а отнюдь не бедствие, как думали о нем пережившие (живущие) его нечестивые. В этом заблуждении нечестивых относительно его участи праведник и будет обличать их по смерти. Заблуждение нечестивых, почитающих бедствием раннюю смерть праведника, поистине есть грубое заблуждение, ибо, при виде этой смерти, им не приходит мысль о том, что она есть свидетельство благого промышления о праведниках Господа, отзывающего их из среды лукавого мира, для облаженствования их. Еще менее они могут понять самоотвержение, с каким эти ревнители готовы свою стойкость за веру запечатлеть мученической кончиной. Такая кончина кажется нечестивым безчестною, тогда как, на самом деле, это славная кончина, как смерть воина, падшего в битве. Гонители праведных только в день загробного суда и воздаяния убедятся в своей неправоте в отношении к ним, ибо увидят их в числе сынов Божиих, т. е. особенно близких к Богу, и в обществе со святыми угодниками Божиими (жребий их во святых), – увидят все это и осудят себя за те оскорбления, какие причиняли им.
|
|||
|