|
||||||
А как в жизни преувеличивают подростки, студенты?
Откровенная ложь ребенка - что с этим делать? Как правило, дети начинают фантазировать с малых лет. Психологи утверждают, что это начинается где-то с трех лет. Если ребенок фантазирует, то это означает лишь то, что он развивается. И это хорошо. Об этом стоит помнить взрослым, когда они сталкиваются с фантазией и даже преувеличением в разговорах со своими детьми.
Например, ребенок может придумать не существующих животных, героев. Чего стоят фантазии ребенка, где он может перевоплощаться, примеряя на себя иную социальную роль, путешествовать по несуществующим мирам и придумывать небывалые истории! Верит ребенок в свои фантазии или нет, не играет в малом возрасте никакого значения. Как взрослому взаимодействовать с ребенком, если он сталкивается с преувеличением фактов или событий в разговоре с ребенком? Стоит немного подыграть, а в конце беседы корректно поправить. Можно поставить под сомнения некоторые преувеличения, так сказать, посеять зерна сомнений. Но в борьбе за честность главное - не перестараться. Ведь где заканчиваются фантазии, там заканчивается детство. И если подвести черту, то можно сказать, что в дошкольном возрасте совсем не запрещено детям немного преувеличивать, придаваться фантазиям, что-то выдумывать.
Мир фантазий может развиваться у ребенка до старшего школьного возраста. А потом склонность к фантазиям и преувеличениям либо проходит, либо перерастает в нечто большее. И тогда это будет уже не просто игра воображения.
Психологи рекомендуют все разговоры на предмет правды делить на два. В частых случаях дети, подростки, находясь под социальным давлением, уже не могут говорить правду. Им безопаснее, когда они фантазируют, когда они обманывают окружающих людей, выдавая желаемые, какие-то нереализованные потребности, за действительное. Склонность преувеличивать как качество личности – склонность представлять кого-то или что-то большим, чем есть в действительности, приукрашивать, придавать чему-нибудь преувеличенное значение.
Другое дело - когда врать становится привычкой. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то первое правило реакции – не ставить сгоряча "диагноз". Для начала необходимо понаблюдать за поведением ребенка, установить доверительный контакт, поговорить на отвлеченные темы, а затем уже делать определенные выводы. Главное - понять ребенка и постараться найти причину. Например, ребенок врет, потому что таким образом самоутверждается, манипулирует вами или просто боится. Стоит помнить, что у детей, подростков один из главных защитных механизмов психики в ответ на любую угрозу, реальную или мнимую, - это врать или лукавить. «Как заставить человека сказать правду? Пять психологических приемов для учителя, воспитателя, преподавателя». Используйте данные техники на уроках, занятиях и в жизни. А как в жизни преувеличивают подростки, студенты? Ответ на этот вопрос решили узнать психологи из университета Иллинойса. Они набрали несколько групп студентов, как будто с целью изучения группового планирования и производительности. Студентам сказали: им предстоит вместе приготовить некоторое блюдо, - и провели их на настоящую кухню. Им предоставили ингредиенты, необходимые для приготовления еды. Горы листовой зелени, свежая курятина и сочные розовые креветки – все готово, только нарезать и бросить на сковороду. Но на самом деле исследователи спрятали среди продуктов небольшое – несомненно, омерзительное – семейство тараканов, прикрыв его овощами и курятиной. Фу‑у! Студенты как один вскрикнули и отшатнулись от стола. Когда бедлам утих, руководитель эксперимента сказал: "Должно быть, кто‑то неудачно пошутил". И, быстро отменил исследование. Но вместо того, чтобы отправить студентов домой пораньше, он предложил им принять участие в другом исследовании, которое (очень кстати) проходило рядом. Студенты отправились на новое исследование, а по дороге у них спрашивали, что произошло во время прерванного эксперимента. Половину участников спрашивал руководитель, другой половине вопросы задавал посторонний студент (на самом деле – тайный помощник руководителя). В зависимости от того, кому рассказывалось о случившемся, история звучала по‑разному. Если участники говорили со студентом, то пытались произвести впечатление и развлечь, а не просто сообщить факты. В этом случае тараканы были более крупными и многочисленными, чем в реальности, и впечатление, в целом, – более отвратительным. Студенты преувеличивали детали, чтобы сделать историю необычайной (1). Часто мы даже не преувеличиваем, а просто не можем вспомнить подробности. Мы не просто предполагаем, а заполняем пробелы числами или информацией, которая поможет нам выглядеть особенными, отличающимися от других. Это как игра в испорченный телефон. Чем больше пересказов истории, тем больше изменений: некоторые детали теряются, а некоторые гипертрофируются. Русский читатель помнит детский стишок о том, что «за время пути собака могла подрасти» (2). Так и здесь: во время пути история становится все более и более необычайной. В качестве иллюстрации к статье можно посмотреть видео «7 стратегий лжи за 15 минут | Евгений Спирица». Желаем Вам приятного просмотра!
|
||||||
|