|
|||
Опровержение концепции джотха мат тотха патх (все пути ведут к одному)Опровержение концепции "джотха мат тотха патх" (все пути ведут к одному) Из книги «Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна КешаваГосвами. Его жизнь и учение». В 1950 году Парамарадхья Ачарья Кешари Шри Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж отправился в проповедническое турне по деревням области Миднапура, в Западной Бенгалии. Это была проповедь, по своей силе напоминавшая ураган. За тридцать дней он прочитал лекции о шри санатана-дхарме, о дхарме шуддха-бхакти Шри Чайтаньи Махапрабху примерно в сорока различных религиозных собраниях (дхарма-сабха). В крупной деревне Гехункали должно было состояться большое религиозное собрание, и Шри Шрила Гурупад-падма приехал туда по просьбе своего духовного брата, Парампуджьяпад Нитья-лила-правишта Шри Шримад Бхактибхудева Шроти Махараджа. Собрание было устроено в большом дворе местной школы, находившейся в ведении «Миссии Рамакришны». Там присутствовал директор школы, преподаватели, другие почтенные жители деревни и ученики школы. Перед аудиторией почти в двадцать пять тысяч человек Шрила Гурупад-падма необычайно поэтичным языком объяснял сиддханту шуддха-бхакти , которой следовал и которую проповедовал Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Он говорил, что Кришна — это высшее проявление пара-таттвы. Он — высшая Истина, которой должны поклоняться все дживы , Его отделенные частиц, именуемые вибхиннамша-таттвой . По своему изначальному положению все живые существа — слуги Бхагавана. Сейчас джива находится в столь жалком положении потому, что забыла про свою обязанность служить Бхагавану. Шрила Гурудев провозглашал эту сиддханту, приводя доказательства изшастр и неопровержимые логические доводы. Вдруг, прямо посреди лекции, кто-то встал и произнес такие слова: «Мы слышали и читали, что джива(душа) неотлична от Шивы. Шива, Дурга, Кали и Ганеш — всё это разные имена и образы одного и того же Бога. Независимо от того, какой философии придерживается человек и какому божеству он поклоняется, в конце концов он достигнет Бхагавана. Когда вы поднимаетесь в небо, свысока всё кажется единым. Письма опускают в разные почтовые ящики, но все они приходят к одному и тому же адресату. До Дели можно доехать на машине, на поезде и на другом транспорте, или же дойти пешком. Все эти примеры показывают, что когда садхака уже находится на высоком духовном уровне, он видит всё единым. Единого Бхагавана можно достичь, поклоняясь кому угодно, но вы в качестве единственного объекта поклонения почему-то признаёте только Кришну, и утверждаете, что бхакти, преданное служение Кришне, — это самый лучший из всех путей духовного осознания». Выслушав вопрос, Шрила Гурудев дал на него настолько блестящий ответ, что вся аудитория была поражена, а человек, задавший вопрос, не смог больше ничего возразить. Здесь я представлю лишь отрывки из той лекции Шрилы Гурупад-падмы. С выражением глубочайшей серьёзности Шрила Ачарья Кешари сказал, что выраженная оппонентом точка зрения является отголоском христианской философии. По своему происхождению она не является ведической и противоречит заключениям шастр. Лозунг джотха мат тотха патх («все пути ведут к одному») означает, что все философские учения — это разные пути, ведущие к одному и тому же Богу. Прежде всего, давайте задумаемся над этим утверждением. Оно обманчиво и во всех отношениях противоречит шастрам . Если мы примем его, то вынуждены будем считать мировоззрение всех людей одинаковым, будь они ворами, грабителями, развратниками, святыми или закоренелыми материалистами. Однако ни один здравомыслящий человек не согласится с тем, что люди, которые идут разными путями (то есть действуют на уровне саттва- , раджа- или тамо-гуны) достигнут одного и того же результата. Грубых, невежественных людей, которые едят мясо, рыбу и яйца, ждёт совершенно иная участь, нежели добрых и благонравных, которые живут, руководствуясь чистыми, добродетельными представлениями о жизни и всегда стремятся к благому (саттве) и трансцендентному (ниргуне). Ни один разумный человек не станет судить иначе. Нигде в таких шастрах, как «Шримад-Бхагаватам» и «Гита», не говорится, что все религии или пути одинаковы. Напротив, в «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что единственная высшая дхарма всех живых существ — это бхакти, любовное служение Адхокшадже Бхагавану Шри Кришне, которое должно быть бескорыстным и непрерывным, как поток жидкого масла. са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже ахаитуки апратихата йайатма супрасидати «Шримад-Бхагаватам», 1.2.6 дхарма проджхита каитаво ‘тра парамо нирматсаранам сатам «Шримад-Бхагаватам», 1.1.2 Кроме бхакти, посвященного Бхагавану, все прочие представления, которые люди могут называть «дхармой», бесполезны и основаны на лицемерии. Другие пути помимо бхакти не могут дать человеку возможность обрести Кришну. Бхагавана можно удовлетворить только такой преданностью, которая описана в «Шримад-Бхагаватам». В «Гите» говорится, что поклоняющиеся полубогам достигают планет полубогов; поклоняющиеся предкам отправляются на Питрилоку; а те, кто поклоняется духам, отправляются к духам. Ни один из этих мирских методов поклонения не позволяет достичь Бхагавана Шри Кришны. Служение Кришне на Кришналоке можно обрести только с помощью шуддха-бхакти. Если все методы поклонения были бы одинаковыми, то Господь Кришна не сказал бы в «Гите»: йанти дева-врата деван питрин йанти питри-вратах бхутани йанти бхутеджйа йанти мад йаджино ‘пи мам «Бхагавад-гита», 9.25 «Те, кто поклоняется полубогам, достигают планет полубогов; поклоняющиеся предкам отправляются на планеты предков; а те, кто поклоняется духам, отправляются в миры духов. Тот же, кто поклоняется Мне, придёт ко Мне». камайс тайс тайр хрита-гйанах прападйанте ‘нйа-деватах там там нийамам астхайа пракритйа нийатах свайа «Бхагавад-гита», 7.20 «Те, чьё знание украдено желанием избавиться от страданий и обрести материальные наслаждения, начинают поклоняться полубогам, следуя соответствующим методам поклонения. К этому их побуждает их собственная природа». антават ту пхалам тешам тад бхаватй алпа-медхасам деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи «Бхагавад-гита», 7.23 «Однако плоды, обретаемые таким скудоумным человеком, преходящи. Те, кто поклоняется полубогам, достигнут планет полубогов, а Мои преданные придут ко Мне». Священные писания гласят, что неправильно оставлять Кришну ради поклонения полубогам. йе ‘пй анйа-девата-бхакта йаджанте шраддхайанвитах те ‘пи мам эва каунтейа йаджантй авидхи-пурвакам «Бхагавад-гита», 9.23 «То, что человек подносит полубогам, о сын Кунти, на самом деле предназначено Мне одному; просто он делает это без должного понимания». Некоторые говорят: «Вишну, Ганеш, Дурга, Кали и Шива — все они суть одно и то же. Между ними нет принципиальной разницы; они отличаются друг от друга лишь именами, и поклонение любому из них приносит одни и те же плоды». Но такое суждение не соответствует словам шастр . ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах дивива чакшур ататам тад випрасо випанйаво джагриваншах саминдхате вишнор йат парамам падам «Риг-веда», 1.22.20 «Так же, как глаза легко могут видеть солнце в небе, маха-пуруши, достигшие освобождения, всегда созерцают высшую обитель Господа Вишну. Садху, преданные Бхагавану и не имеющие таких недостатков, как склонность к ошибкам или заблуждениям, всюду проповедуют об этой высшей обители Господа» на тасйа карйам каранам ча видйате на тат самаш ча бхйадхикаш ча дришйате парасйа шактир вивидхайва шруйате свабхавики гйана-бала крийа ча «Шветашватара-упанишад», 6.8 «Деяния Парабрахмана (Параматмы) нематериальны, ибо Его органы, такие, как руки и ноги, обладают духовной природой. В Своём духовном образе Он во всей красе одновременно пребывает повсюду. Поэтому никто во всём творении не может быть равен Ему, не говоря уже о том, чтобы превосходить Его в чем-то. Говорится, что Парамешвар обладает различными божественными энергиями, среди которых главные — гьяна-шакти , бала-шакти и крия-шакти . Эти три энергии называются соответственно чит-шакти (самвит-шакти ), сат-шакти (сандхини-шакти )и ананда-шакти (хладини-шакти )». В «Гите» говорится: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа «Бхагавад-гита», 7.7 «О Дхананджая, не существует истины превыше Меня». Кроме того, там есть и такое утверждение: ведайш ча сарвайр ахам эва ведйо веданта-крид веда-вид эва чахам «Бхагавад-гита», 15.15 «Цель всех Вед — познать Меня. Поистине, Я — составитель Веданты» и знающий Веды». Все свидетельства из авторитетных писаний говорят о том, что Вишну-таттва — это высшая истина (пара-таттва). Нигде в шастрах не говорится, что такие деваты (полубоги), как Ганеш, Кали, Дурга или Сурья, равны Вишну-таттве. Напротив, сказано, что человек, почитающий деватов на одном уровне с Господом Нараяной, является оскорбителем: йас ту нарайанам девам брахмарудради дайватаих саматвенайва викшета са пашанди бхавед дхрувам «Вайшнава-тантра» «Тот, кто считает, что Шри Нараяна находится на одном уровне с такими деватами, как Брахма и Рудра (Шива), является пашанди , безбожником-оскорбителем». Помимо того, в «Гите» сказано: тапасвибхйо ‘дхико йоги гйанибхйо ‘пи мато ‘дхиках кармибхйо чадхико йоги тасмад йоги бхаварджуна йогинам апи сарвешам мад гатенантаратмана шраддхаван бхаджате йо мам са ме йуктатамо матах «Бхагавад-гита», 6.46-47 «Среди карми (людей, работающих ради исполнения материальных желаний), тапасви (людей, совершающих аскезы) и гьяни (людей, развивающих знание) самым лучшим считается йог. Поэтому будь йогом, о Арджуна. Но знай, что даже среди йогов лучший из всех — тот, кто с полной верой и преданностью посвящает Мне, Васудеве, свой бхаджан (трансцендентное служение). Таково Моё мнение. Стань именно таким йогом». Не существует иного способа придти к Бхагавану, кроме бхакти. Сам Шри Кришна говорит: на садхйати мам його на санкхйам дхарма уддхава на свадхйайастапастйаго йатха бхактирмаморджита «Шримад-Бхагаватам», 11.14.20 «Йога-садхана, гьяна-вигьяна , религиозные обряды, джапа , аскезы, образованность и отрешенность от мира — всего этого не достаточно, чтобы придти ко Мне. Меня можно обрести лишь занимаясь преданным служением, проникнутым чистой премой». Такое же заключение делают и шрути: бхактир эвайнам найати бхактир эвайнам даршайати бхактивашах пурушо бхактир эва бхуйаси «Матхара шрути-вачан», процитированный в «Мадхва-бхашье» на «Веданта-сутру» 3.3.53 Поэтому в «Шримад Бхагавад-гите» дано такое наставление: сарва дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа, «Бхагавад-гита», 18.66 «Предайся Мне, оставив все временные дхармы, относящиеся к телу и уму». Нигде в авторитетных шастрах не говорится, что все мнения, пути или мирские дхармы одинаковы и ведут к одной высшей цели. Люди, проповедующие ошибочную идею джотха мат тотха патх, просто не знают таттвы . Когда самолет поднимает вас на большую высоту, все деревья, растения, холмы и равнины внизу кажутся одинаковыми, но это говорит лишь о том, что смотрящий не способен разглядеть их с высоты. Его глаза не могут различить разные объекты, поскольку он смотрит на них издалека. Подобным же образом, невежественные люди, не сведущие в таттва-гьяне, смотрят на всё со своей ограниченной материальной точки зрения и считают, что все идеи — и хорошие, и плохие — одинаковы. Но это просто показывает их невежество. Все люди разные, и они не становятся одинаковыми только от того, что какой-нибудь невежда не замечает их различий. Преступники, занимающиеся незаконной деятельностью, отличаются от тех, кто совершает благочестивые поступки, кто выполняет свои обязанности, не привязываясь к плодам, или кто идёт по пути гьяна-йоги или бхакти-йоги . Деятельность всех этих людей различна, результаты этой деятельности тоже различны, и каждый из них достигает разных целей. Если бы это было не так, то противоположное мнение не опровергалось бы в «Гите» и других писаниях. Только невежественные и глупые люди могут заявлять: «Мы достигнем одного и того же места, передвигаясь на воловьей повозке, на лошадиной упряжке, на поезде или на машине. Все дороги ведут в одну сторону». Такие страны и острова, как Англия, Австралия и Гавайи, находятся посреди океана; их нельзя достичь на воловьей повозке, на лошадиной упряжке или на машине. Любой это подтвердит. Даже пассажиры в одном поезде не могут доехать до одного и того города, если их билеты куплены до разных станций. Подобным же образом, если люди стремятся к разным целям — чувственным удовольствиям, освобождению или любви к Богу — и следуют для этого разным методам, никак не может быть, чтобы все они обрели одно и то же любовное служение Бхагавану. Шри Кришна замечательно объясняет это в стихе йе йатха мам прападйанте : «Как человек предаётся Мне, так Я его и вознаграждаю» («Бхагавад-гита», 4.11). Некоторые еще говорят: «Письма опускают в разные почтовые ящики, но все они приходят к одному адресату. Точно так же все поклоняющиеся достигают одного и того же Парамешвара — неважно, какому девате они поклоняются». Однако такое суждение — тоже выдумка невежественных людей. Действительно, если на разных письмах написан один и тот же адрес, все они придут к одному адресату, даже если их опустили в разные почтовые ящики. Это так. Но если на письмах написаны разные адреса, они придут к разным адресатам. Подобным же образом, если все поклоняются только Сваям Бхагавану Шри Кришне и, поклоняясь Ему, обретают шуддха-бхакти, то они очистятся и смогут достичь Бхагавана. Эта последовательность замечательно описана в «Бхагавад-гите». В наши дни мы можем услышать множество лозунгов, которые идут вразрез с заповедями писаний. Истинные шастры совсем не поддерживают такие идеи, как «служение даридра-нараяне» (служение Богу в образе бедных и нуждающихся людей), «джаната-джанардан» (обычные люди и есть Бог) и «джива хи шива» (душа — это Шива). Если бедные и нуждающиеся люди — это Господь Нараяна, то кто тогда богатые и почтенные люди, совершавшие в прошлых жизнях благочестивые поступки? Что сказать о праведных, учёных и благородных людях? Почему они тоже не могут быть «Нараяной»? Все, кто следует теории «даридра-нараяна», — безбожники с дурными самскарами в сердце (впечатлениями из прошлых жизней). Они не имеют никакого отношения к чистой атма-дхарме (вечной религии души). Люди рассуждают о даридра-нараяне, но до сих пор еще ни одна джива не смогла стать Бхагаваном. По своей изначальной природе атма (душа) и Параматма (Высшая Душа, Бог) занимают разное положение. Дживатма ничтожно мала, подвержена влиянию майии не в силах изменить участь, которую она заслужила своей деятельностью. Параматма же, наоборот, является Повелителем майи, Творцом и Хранителем вселенной. Как можно дживу и Параматму считать одним и тем же? Люди, которые следуют столь порочной и глупой теории, лишь демонстрируют собственное невежество. Они полностью заблуждаются. Те, кто заявляет, что джива, обретя гьяну и освобождение, становится Шивой, — тоже безбожники. На стадии материальной обусловленности они называют Махадева Шанкара (Шиву) Отцом, а Бхавани (супругу Шивы) — Матерью. Однако достигнув освобождения и «став» Шивой, они собираются считать Бхавани своей женой. Поэтому разгневанная Бхавани в образе Дурги срубает таким наглецам головы и надевает себе на шею гирлянду из их голов. Свидетельство об этом есть во многих местах писаний. Услышав столь блестящий ответ Шрилы Ачарьи Кешари, некоторые из присутствовавших учителей обратились к нему с идеей. Они предложили пригласить главного свамиджи и других санньяси из Матха «Миссии Рамакришны», что находится в Белуре (Калькутта), и на основе писаний обсудить эти же темы вместе с ними. Преподаватели сказали, что могут пригласить свамиджи прямо на следующий день. На это Ачарья Кешари ответил: «Услышав мое имя, он никогда не согласится прийти». И все же Шрила Гурудев принял их предложение и три-четыре дня ждал этих санньяси из «Миссии Рамакришны», но потом стало известно, что те и в самом деле отказались участвовать в дискуссии.
|
|||
|