Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Михаил Щепкин – основоположник русского сценического реализма



 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Свердловский областной медицинский колледж»

(Новоуральский филиал)

 

Название учебной дисциплины: ОУД.02. «Литература»

Курс: I группа 192

Сроки освоения: 11.09.2020

Тема занятия: Журнал «Современник» и его роль в общественном движении. Публицистическаяи и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Малый театр. М.С. Щепкин- основоположник русского сценического реализма.

Литература:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

http://rusplt.ru/wins/mihail-schepkin-osnovopolojnik-28723.html

 

Евгеньев-Максимов В., «Современник» в 40-50-х годах, Л., 1934;

Евгеньев-Максимов В., «Современник» при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936;

Козьмин Б.П., Журнал «Современник» - орган революционной демократии. Журнально-публицистическая деятельность Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, М., 1957;

 

В эпоху, когда жил и творил Чернышевский, изменился характер и тип русской интеллигенции, ибо изменился ее социальный состав. Если в 40-е годы она состояла в основном из дворян, то в 60-е она стала разночинной. Феномен общественного мнения - достижение 60-х годов, его еще не было в 40-е - время свободно мыслящих одиночек, объединявшихся в небольшие кружки. Разночинцы сыграли в российском обществе роль закваски, вызвав могучее брожение, которое в конце концов привело к революции. Большинство разночинцев с детства знали, что такое унижения, голод и нужда. Некрасов с сочувствием изобразил быт студента и разночинцев:

Интересно отметить, что немало интеллигентов этого нового поколения вышло из духовного сословия. Сыновья священников, бывшие семинаристы Чернышевский и Добролюбов стали нигилистами и глашатаями революционных идей.

Чернышевский был не только идейным вождем разночинной интеллигенции, он сделал неоценимый вклад в нравственный капитал эпохи. Современники единодушно отмечают высокие нравственные качества этого <нигилиста> и <утилитариста>. Он с героическим смирением вынес каторгу и ссылку. Этот апологет практической пользы и популяризатор теории <разумного эгоизма> говорил: я борюсь за свободу, но я не хочу свободы для себя, чтобы не подумали, будто я борюсь из корыстных целей.

Круг интересов Чернышевского был чрезвычайно широк: он изучал философию, естественные науки, политическую экономию, историю, знал европейские языки. Однако культурный уровень Чернышевского, как и у большинства разночинцев, был гораздо ниже уровня культуры и образования идеалистов 40-х годов. Таковы во все времена неизбежные издержки процесса демократизации! Однако единомышленники Чернышевского прощали ему и отсутствие литературного таланта, и скверный язык его публицистических и философских статей, ибо не это было главным. Его мысль, облеченная в тяжеловесную и малоизящную форму, заставляла задуматься лучшие умы не только в России, но и в просвещенной Европе. Маркс специально занялся русским языком, чтобы прочесть работы Чернышевского по экономике...Разночинцы 60-х годов не признавали свободной творческой игры избыточных сил, их <реализм> был беден, их сознание было предельно сужено и сосредоточено на том, что представлялось им главным. Их характерной чертой становится аскетизм, унаследованный всеми следующими поколениями революционеров. Борцы за всеобщее счастье, которые вдохновлялись идеями Чернышевского, были безбожниками и при этом аскетами, они сознательно отказывались от надежд на потустороннюю жизнь, а при этом в земной жизни выбирали лишения, тюрьмы, преследования и смерть. В глазах радикально настроенной молодежи эти люди выгодно отличались

«Современник» - Русский ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге с 1847 по 1866 годы. Издатели - Н.А.Некрасов и И.И.Панаев. В 1847 году и в 1-й половине 1848, когда идейным руководителем «С.» стал В.Г.Белинский (официальным редактором был А.В.Никитенко), в журнале сотрудничали А.И.Герцен («Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова», «Письма из “Avenue Marigny”»; приложением к журналу вышел целиком его роман «Кто виноват?»), И.С.Тургенев (очерки из «Записок охотника», пьеса «Где тонко, там и рвется», рецензии), И.А.Гончаров («Обыкновенная история»), Д.В.Григорович («Антон Горемыка»), В.П.Боткин («Письма об Испании»), П.В.Анненков («Письма из Парижа»); печатались стихи Н.А.Некрасова, Н.П.Огарева; переводы романов Жорж Санд, Ч.Диккенса, Г.Филдинга и др. Статьи Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ “Москвитянину”» пропагандировали революционно-демократические идеи, реалистическую эстетику, творчество писателей натуральной школы. Смерть Белинского (1848), эмиграция Герцена (1847) были тяжелой потерей для «С.».

В годы политической реакции 1848-1855 журнал жестоко преследовался цензурой. Но и в этот период «С.» отстаивал принципы «гоголевского направления». В журнале опубликованы «Детство», «Набег», «Отрочество» Л.Н.Толстого; «Три встречи», «Два приятеля», «Муму», новые очерки из «Записок охотника» и рецензии Тургенева; «Рыбаки» и «Похождения Накатова» Григоровича; «Три страны света» Некрасова и Н.Станицкого (А.Я.Панаевой). В «Литературном сборнике» (приложение к журналу) в 1849 году напечатан «Сон Обломова» Гончарова. В отделе поэзии опубликованы стихи Некрасова, А.Н. Майкова, А.К.Толстого, А.А.Фета, Я.П.Полонского. В 1850 году в статье «Русские второстепенные поэты» Некрасов перепечатал стихи Ф.И.Тютчева, отнеся автора к истинным поэтическим талантам.

Новый период в истории «С.» совпадает с общественным подъемом в стране, окончанием Крымской войны, крестьянской реформой, с общим процессом вытеснения дворян разночинцами в освободительном движении. В «С.» развертывается деятельность Н.Г.Чернышевского (с 1853), Н.А.Добролюбова (с 1856); в журнале были опубликованы все их основные произведения. Добролюбов с 1858 года наряду с Чернышевским и Некрасовым становится редактором журнала. Происходит идейное размежевание внутри редакции; несмотря на попытки Некрасова удержать таких писателей, как Л.Толстой, Тургенев, Григорович, они покидают журнал, напуганные революционным образом мыслей новых сотрудников, а также кажущимся «утилитаризмом» в вопросах эстетики. Уход видных писателей-реалистов не мог не сказаться на художественном уровне журнала.
«С.» ведет резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, становится трибуной революционных просветителей 60-х годов. Основной тон критическому и публицистическому отделам «С.» задают статьи и рецензии Чернышевского и Добролюбова. Программной для журнала стала работа Н.Г.Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855-1856).

К исходу 1858 года «С.» - по преимуществу журнал политический, хотя беллетристика и литературная критика по-прежнему занимают в нем много места. Отчетливо проводится мысль о том, что крестьянство – главная революционная сила общества. В период подготовки крестьянской реформы 1861 года «С.», как и другие журналы, уделял большое внимание обсуждению условий отмены крепостного права. Критика феодально-крепостнического общества, обсуждение проблем         Большую роль в «С.» играл сатирический отдел «Свисток» (всего 9 выпусков; 1859-1863), создателем и основным автором которого был Добролюбов. В сатирических фельетонах, стихотворных пародиях «Свистка» он развернул борьбу против либерализма и «чистой поэзии», уводивших читателя от злободневных общественных вопросов.
Смерть Добролюбова в 1861 году, приостановка «С.» в июне 1862 на восемь месяцев и арест Чернышевского были сильным ударом по журналу. Некрасову удалось в январе 1863 года возобновить издание, но потери были невосполнимы, и «С.» не удалось подняться на прежнюю высоту. В новую редакцию вошли, кроме Некрасова, М.Е.Салтыков, М.А.Антонович, Г.З.Елисеев, А.Н.Пыпин. Вскоре Салтыков, во многом не согласный с Пыпиным, Антоновичем и Елисеевым вышел из редакции (1864), а его место занял Ю.Г.Жуковский, писавший эклектические статьи преимущественно на экономические темы

В публицистике и критике четкая идейная линия проявлялась не всегда. Наряду с циклом Салтыкова «Наша общественная жизнь» и его рецензиями все большее место занимают статьи Елисеева, который недоверчиво относился к революционным формам борьбы.

Все же в трудных условиях спада революционного движения и наступления реакции «С.» оставался лучшим демократическим журналом эпохи. Редакция, и прежде всего Некрасов, вела мужественную борьбу с цензурой. Положение особенно осложнилось после принятия нового закона о печати (апрель 1865 года), отменявшего предварительную цензуру. В июне 1866 года журнал был закрыт.

Михаил Щепкин – основоположник русского сценического реализма

228 лет назад родился выдающийся русский актер Михаил Семенович Щепкин

Михаил Семенович родился 6 ноября (по старому стилю) 1788 года в селе Красном Курской губернии в семье крепостных. Отец его был камердинером графа Волькенштейна.

Учиться грамоте Миша начал четырех лет отроду по Псалтири и Часослову. В семилетнем возрасте увидев оперу «Новое семейство» в постановке домашнего театра своего барина, был сильно поражен театральным действием и «заболел» сценой.

Десяти лет был отдан в Суджанское народное училище, здесь он сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии Александра Сумарокова «Вздорщица».

Обучение Михаил продолжил в курском губернском училище, в него он поступил сразу в 3 класс.

В Курске на талантливого юношу обратил внимание Ипполит Богданович, автора повести «Душенька». «Учись, учись, это и в крепостном состоянии пригодится», - поощрял он увлечение Щепкина книгами.

Через товарища по училищу Михаил познакомился с владельцами Курского театра Барсовыми. И в 14 лет сыграл на сцене этого театре роль в пьесе «Несчастье от кареты», а спустя три года в драме «Зоя». Играть в «Зое» ему пришлось совершенно случайно, актер Арепьев накануне спектакля пропил свое платье и не мог выйти из трактира. Михаил в три часа выучил его роль, спас спектакль от провала, а себе обеспечил место в труппе.

После закрытия театра Барсова состоял в труппе Штейна и Калиновского, она гастролировала по югу России, в 1818 году перешел Полтавский театр, которым управлял драматург Иван Котляревский. Котляревский специально для Щепкина написал две роли в пьесах «Москаль-Чаривник» и «Наталка-Полтавка».

В 1821 году Щепкин был освобожден от крепостной зависимости. Год спустя он получил приглашение от управляющего московским Императорским театром Кокошкиным в труппу этого театра. На столичную сцену он вступил уже опытным артистом с многолетней практикой.

Здесь он играл в спектаклях «Горе от ума», «Ревизоре», «Венецианском купце», «Комедии ошибок», «Бедность не порок» и многих других.

Это был самый блестящий период театральной деятельности актера. Щепкин по выражению Погодина, являлся «достойным помощником, дополнителем и истолкователем великих мастеров сцены, от Шекспира и Мольера до наших отечественных писателей — Фонвизина, Капниста, Грибоедова, Гоголя, Шаховского, Загоскина и Островского». Гениальному исполнению Щепкина равно были доступны иноземные характеры и чисто русские.

Дружбой с актером дорожили Пушкин, Гоголь, Белинский, Грановский и Кудрявцев.

Скончался Михаил Семенович 11 августа 1863 в Ялте.

Домашнее задание: законспектировать лекцию (основные положения)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.