|
|||
Задание по дисциплине «Конституционное право» для группы «4119Юриспруденция» на 04.09.2020г.Задание по дисциплине «Конституционное право» для группы «4119Юриспруденция» на 04.09.2020г. Задание 1. Изучить лекцию. Лекция. Порядок принятия в состав Российской Федерации новых субъектов и образование новых субъектов в Российской Федерации. План 1.Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. 2.Процедура принятия в Российскую Федерацию нового субъекта ( на примере Крыма). 3.Процедура образования новых субъектов в Российской Федерации.
Вопрос 1. Часть 2 статьи 65 Конституции РФ устанавливает, что принятие в РФ и образование в составе её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. А это свидетельствует о том, что система российского федерализма является открытой и допускает изменение структуры федеративных связей путём принятия новых субъектов и преобразования статуса существующих субъектов Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ « О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта РФ» установлены основные условия и процедура принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ. Цели объединения субъектов РФ: 1) обеспечение сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территории соответствующих округов; 2) ускорение социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышение уровня жизни населения, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территории округов; 3) эффективное осуществление государственной власти; 4) организация местного самоуправления с учётом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом; 5) дополнительные гарантии для коренных малочисленных народов. Существует две основные процедуры: 1. принятие в состав РФ; 2. образование нового субъекта РФ. Принятие в РФ и образование в её составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, но при этом должны соблюдаться принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
Вопрос 2. Принятие в РФ нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Данная процедура осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными ( межгосударственными) договорами РФ, выше указанным специальным ФКЗ, а также федеральными конституционными законами о принятии в РФ нового субъекта. Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключённым РФ с данным иностранным государством. В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является иностранное государство. Президент РФ после поступления указанного предложения уведомляет о нём Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Рассмотрение предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом « О международных договорах Российской Федерации». Международным договором, которым регулируются вопросы принятия в РФ, могут быть урегулированы следующие вопросы: 1) наименование и статус нового субъекта РФ; 2) порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространение на них в полном объёме правового статуса гражданина РФ; 3) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; 4) действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ; 5) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ. По отдельным вопросам, связанным с принятием в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, РФ и данным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора. После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора ( например Постановление Конституционного Суда от 19 марта 2014 г. № 6-П « По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов». В случае, если Конституционный Суд РФ признаёт не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции РФ, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом « О международных договорах РФ». Одновременно в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта. Проект федерального конституционного закона о принятии в РФ в качестве нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов власти РФ. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для иностранного государства международного договора. Изменения в части 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ. Рассмотрим эти процессуальные вопросы на примере образования в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Так Федеральным конституционным законом РФ от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ « О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в РФ были образованы два новых субъекта Федерации – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. А начиналось всё с того, что 27 февраля 2014 года Верховный совет Автономной Республики Крым объявил о проведении всекрымского референдума о статусе автономии и расширении её полномочий. 11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. В соответствии с декларацией в случае решения народов К рыма в результате референдума войти в состав РФ Крым будет объявлен суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к РФ с предложением о принятии на основе соответствующего межгосударственного договора в состав РФ в качестве нового субъекта РФ. Референдум был проведён в назначенный день, 16 марта 2014 года.. По официально опубликованным данным, на территории Республик Крым 96, 77% проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня – « За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ», в Севастополе – 95.6%. 17 марта 2014 года результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Городским советом Севастополя. 17 марта 2014 года Президент РФ начал процедуру принятия и в соответствии со ст.6 ФКЗ « О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» уведомил Правительство РФ, Госдуму РФ и Совет Федерации РФ о предложениях Государственного Совета Крыма и Законодательного Собрания Севастополя о принятии в РФ и образовании новых субъектов. Затем В.В. Путин одобрил проект договора о принятии Крыма в состав РФ. В Георгиевском зале Кремля в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Президент РФ выступил с обращением в Федеральному Собранию РФ. 18 марта был подписан межгосудартсвенный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав РФ, в соответствии с которым в составе РФ образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания. 18 марта в Конституционный Суд РФ поступил запрос Президента РФ о проверке соответствия Конституции РФ подписанного договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Запрос был принят к рассмотрению без проведения публичных слушаний. 19 марта Конституционный Суд РФ признал соответствующим Конституции РФ договор о присоединении Крыма. 19 марта Президент РФ внёс на ратификацию в Госдуму договор о вступлении Крыма в состав РФ и поправку в Конституцию о создании новых субъектов Федерации. 20 марта Госдума РФ, а 21 марта Совет Федерации РФ ратифицировали данный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав РФ. 21 марта принят Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ « О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно ст.6 Договора о принятии в РФ Республики Крым до 1 января 2015 года на территории Крыма «действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территории Республик Крым и города федерального значения Севастополя. » Интерес представляет и процесс создания Союзного государства России и Беларуси. Договор между рФ и Республикеой Беларусь « О создании Союзного государства» был подписан 8 декабря 1999 года, ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 года №25-ФЗ, то есть до принятия и без учёта положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ», поскольку в тексте Союзного договора речь идёт не о вхождении Белоруссии в состав РФ на правах отдельного равноправного с другими субъекта РФ на правах отдельного равноправного с другими субъекта Федерации, а о создании государства, в которое войдут Беларусь и РФ в целом. Тем самым может быть создана система, похожая на Союз ССР, где РСФСР также представляла собой сложное федеративное образование.
Вопрос 3. Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом « О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части. Кроме названного Закона образование в составе РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе РФ нового субъекта. Этот процесс может быть осуществлён в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ, предусмотренное в ч.2 ст.137 Конституции РФ, не влечёт за собой образования в составе РФ нового субъекта РФ включается в текст ст.65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта подлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц ( руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ. Оно должно быть обоснованным и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе РФ нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются: 1) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами РФ; 2) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе РФ нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на текущий год, если образование в составе РФ нового субъекта не предполагает перераспределения бюджетных средств текущего года; 3) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ; 4) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ; 5) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании в составе РФ нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ. В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе РФ нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и законами заинтересованных субъектов РФ о референдуме. В случае если вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами РФ не ранее чем через год. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта представляются Президенту РФ. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесён в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом РФ. Данный проект должен содержать положения, определяющие наименование, статус, границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (субъектов) РФ, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы: 1) формирование органов государственной власти нового субъекта РФ; 2) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в состав РФ нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года; 3) правопреемство нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами РФ иностранными государствами, международными организациями; 4) функционирование территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных судов на территории нового субъекта РФ; 5) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ; 6) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ. Федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном ст.108 Конституции РФ. Изменения ч.1 ст.65 Конституции РФ, определяющей состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ. В соответствии с данным порядком до настоящего времени было произведено несколько процедур образования новых субъектов. 1. Образование Пермского края с декабря 2005 года( наименования прекративших существование с 1 декабря 2005 года в качестве субъектов РФ Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004г. №1-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми Пермяцкого автономного округа. 2. Преобразование Красноярского края с 1 января 2007 года( наименования прекративших существование с 1 января 2007 года в качестве субъектов РФ Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2007г. №6-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа . 3. Образование Камчатского края с 1 июля 2007 года( наименования прекративших существование с 1 июля 2007 года в качестве субъектов РФ Камчатской области и Корякского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006г. №2-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. 4. Преобразование Иркутской области с 1 января 2008 года( наименования прекратившего существование с 1 января 2008 года в качестве субъекта РФ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 30декабря 2006г. №6-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа . 5. . Образование Забайкальского края с 1 марта 2008 года ( наименования прекративших существование с 1 марта 2008 года в качестве субъектов РФ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007г. №5-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа . Прекратившие своё существование автономные округа тем не менее получили статус административно- территориальных единиц соответствующего субъекта РФ с особым статусом, Тем самым, с одной стороны, гарантии прав коренных малочисленных народов сохраняются в том же объёме, а с другой – устраняются проблемы организации власти в сложносоставных регионах.
Задание 2. Определиться с темой курсовой работы, составить план и подготовить материалы для первой главы.
|
|||
|