Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание по дисциплине «Конституционное право» для группы «4119Юриспруденция» на 04.09.2020г.



Задание по дисциплине «Конституционное право» для группы «4119Юриспруденция» на 04.09.2020г.

Задание 1. Изучить лекцию.

Лекция. Порядок принятия в состав Российской Федерации новых субъектов и образование новых субъектов в Российской Федерации.

План

1.Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта.

2.Процедура принятия в Российскую Федерацию нового субъекта ( на примере Крыма).

3.Процедура образования новых субъектов в Российской Федерации.

 

Вопрос 1.

Часть 2 статьи 65 Конституции РФ устанавливает, что принятие в РФ и образование в составе её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. А это свидетельствует о том, что система российского федерализма является открытой и допускает изменение структуры федеративных связей путём принятия новых субъектов и преобразования статуса существующих субъектов

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ « О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта РФ» установлены основные условия и процедура принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ.

Цели объединения субъектов РФ:

1) обеспечение сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территории соответствующих округов;

2) ускорение социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышение уровня жизни населения, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территории округов;

3) эффективное осуществление государственной власти;

4) организация местного самоуправления с учётом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом;

5) дополнительные гарантии для коренных малочисленных народов.

Существует две основные процедуры:

1. принятие в состав РФ;

2. образование нового субъекта РФ.

     Принятие в РФ и образование в её составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, но при этом должны соблюдаться принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

 

    Вопрос 2.

    Принятие в РФ нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

    Данная процедура осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными ( межгосударственными) договорами РФ, выше указанным специальным ФКЗ, а также федеральными конституционными законами о принятии в РФ нового субъекта.

    Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключённым РФ с данным иностранным государством.

   В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

   В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.

   Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является иностранное государство.

   Президент РФ после поступления указанного предложения уведомляет о нём Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

   Рассмотрение предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом « О международных договорах Российской Федерации».

   Международным договором, которым регулируются вопросы принятия в РФ, могут быть урегулированы следующие вопросы:

1) наименование и статус нового субъекта РФ;

2) порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространение на них в полном объёме правового статуса гражданина РФ;

3) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

4) действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ;

5) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ.

По отдельным вопросам, связанным с принятием в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, РФ и данным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора ( например Постановление Конституционного Суда от 19 марта 2014 г. № 6-П « По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов». В случае, если Конституционный Суд РФ признаёт не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции РФ, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом « О международных договорах РФ».

Одновременно в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта.

Проект федерального конституционного закона о принятии в РФ в качестве нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов власти РФ. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для иностранного государства международного договора.

Изменения в части 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Рассмотрим эти процессуальные вопросы на примере образования в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

 Так Федеральным конституционным законом РФ от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ « О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в РФ были образованы два новых субъекта Федерации – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

А начиналось всё с того, что 27 февраля 2014 года Верховный совет Автономной Республики Крым объявил о проведении всекрымского референдума о статусе автономии и расширении её полномочий.

11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. В соответствии с декларацией в случае решения народов К рыма в результате референдума войти в состав РФ Крым будет объявлен суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к РФ с предложением о принятии на основе соответствующего межгосударственного договора в состав РФ в качестве нового субъекта РФ.

Референдум был проведён в назначенный день, 16 марта 2014 года.. По официально опубликованным данным, на территории Республик Крым 96, 77% проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня – « За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ», в Севастополе – 95.6%. 17 марта 2014 года результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Городским советом Севастополя.

17 марта 2014 года Президент РФ начал процедуру принятия и в соответствии со ст.6 ФКЗ « О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» уведомил Правительство РФ, Госдуму РФ и Совет Федерации РФ о предложениях Государственного Совета Крыма и Законодательного Собрания Севастополя о принятии в РФ и образовании новых субъектов. Затем В.В. Путин одобрил проект договора о принятии Крыма в состав РФ. В Георгиевском зале Кремля в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Президент РФ выступил с обращением в Федеральному Собранию РФ.

18 марта был подписан межгосудартсвенный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав РФ, в соответствии с которым в составе РФ образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания.

18 марта в Конституционный Суд РФ поступил запрос Президента РФ о проверке соответствия Конституции РФ подписанного договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Запрос был принят к рассмотрению без проведения публичных слушаний.

19 марта Конституционный Суд РФ признал соответствующим Конституции РФ договор о присоединении Крыма.

19 марта Президент РФ внёс на ратификацию в Госдуму договор о вступлении Крыма в состав РФ и поправку в Конституцию о создании новых субъектов Федерации.

20 марта Госдума РФ, а 21 марта Совет Федерации РФ ратифицировали данный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав РФ.

21 марта принят Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ « О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно ст.6 Договора о принятии в РФ Республики Крым до 1 января 2015 года на территории Крыма «действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территории Республик Крым и города федерального значения Севастополя. »

Интерес представляет и процесс создания Союзного государства России и Беларуси. Договор между рФ и Республикеой Беларусь « О создании Союзного государства» был подписан 8 декабря 1999 года, ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 года №25-ФЗ, то есть до принятия и без учёта положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ», поскольку в тексте Союзного договора речь идёт не о вхождении Белоруссии в состав РФ на правах отдельного равноправного с другими субъекта РФ на правах отдельного равноправного с другими субъекта Федерации, а о создании государства, в которое войдут Беларусь и РФ в целом. Тем самым может быть создана система, похожая на Союз ССР, где РСФСР также представляла собой сложное федеративное образование.

 

Вопрос 3.

Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом « О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части. Кроме названного Закона образование в составе РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе РФ нового субъекта.

Этот процесс может быть осуществлён в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.

Изменение наименования субъекта РФ, предусмотренное в ч.2 ст.137 Конституции РФ, не влечёт за собой образования в составе РФ нового субъекта РФ включается в текст ст.65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.

Инициатива образования в составе РФ нового субъекта подлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ.

Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц ( руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ. Оно должно быть обоснованным и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе РФ нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:

1) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами РФ;

2) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе РФ нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на текущий год, если образование в составе РФ нового субъекта не предполагает перераспределения бюджетных средств текущего года;

3) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта РФ;

4) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ;

5) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

      Президент РФ уведомляет о полученном предложении об образовании в составе РФ нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ. В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Вынесение вопроса об образовании в составе РФ нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов РФ с различиями в его формулировке не допускается.

Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и законами заинтересованных субъектов РФ о референдуме.

В случае если вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, инициатива образования в составе РФ нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами РФ не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта представляются Президенту РФ.

Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесён в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом РФ.

Данный проект должен содержать положения, определяющие наименование, статус, границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (субъектов) РФ, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:

1) формирование органов государственной власти нового субъекта РФ;

2) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в состав РФ нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

3) правопреемство нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами РФ иностранными государствами, международными организациями;

4) функционирование территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных судов на территории нового субъекта РФ;

5) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ на  территории нового субъекта РФ;

6) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта РФ.

      Федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном ст.108 Конституции РФ.

       Изменения ч.1 ст.65 Конституции РФ, определяющей состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

       В соответствии с данным порядком до настоящего времени было произведено несколько процедур образования новых субъектов.

1. Образование Пермского края с декабря 2005 года( наименования прекративших существование с 1 декабря 2005 года в качестве субъектов РФ Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004г. №1-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми Пермяцкого автономного округа.

2. Преобразование Красноярского края с 1 января 2007 года( наименования прекративших существование с 1 января 2007 года в качестве субъектов РФ Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2007г. №6-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа .

3. Образование Камчатского края с 1 июля 2007 года( наименования прекративших существование с 1 июля 2007 года в качестве субъектов РФ Камчатской области и Корякского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006г. №2-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа.

4.  Преобразование Иркутской области с 1 января 2008 года( наименования прекратившего существование с 1 января 2008 года в качестве субъекта РФ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 30декабря 2006г. №6-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа .

5. . Образование Забайкальского края с 1 марта 2008 года ( наименования прекративших существование с 1 марта 2008 года в качестве субъектов РФ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключения из ч.1 ст.65 Конституции РФ на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007г. №5-ФКЗ « Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа .

         Прекратившие своё существование автономные округа тем не менее получили статус административно- территориальных единиц соответствующего субъекта РФ с особым статусом, Тем самым, с одной стороны, гарантии прав коренных малочисленных народов сохраняются в том же объёме, а с другой – устраняются проблемы организации власти в сложносоставных регионах.

             

Задание 2. Определиться с темой курсовой работы, составить план и подготовить материалы для первой главы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.