|
|||||||||
Расчет вала по номинальному крутящему моменту и связанному с ним изгибу. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2.2. Расчет вала по номинальному крутящему моменту и связанному с ним изгибу. |
| ||||||||
2.3. Выбор опасных сечений . |
|
|
|
|
|
| |||
2.4. Уточнение напряжений в опасных сечениях |
|
|
|
| |||||
2.5. Пределы выносливости детали в опасных сечениях |
|
|
| ||||||
2.6. Параметры динамических нагрузок и напряжений |
|
|
| ||||||
2.7. Средний ресурс детали |
|
|
|
|
|
| |||
2.8. Функция распределения ресурса (вероятности неразрушения) |
|
| |||||||
3. Анализ соотношения достигнутого и требуемого уровней ВБР элементов. |
| ||||||||
4. Разработка мер по сближению достигнутого и требуемого уровней ВБР элементов. | |||||||||
4.1. Снижение изгибающего момента на левой опоре. |
|
|
|
| |||||
4.2. Повышение предела выносливости путем выбора нового материала: |
|
| |||||||
4.3. Повышение диаметра . |
|
|
|
|
|
|
| ||
4.4. Подбор подшипников качения. |
|
|
|
|
|
| |||
5. Разработка выводов и рекомендаций по конструктивному |
|
|
| ||||||
исполнению выбранных элементов. |
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Определение требуемого уровня ВБР подсистем и выбранных |
|
| ||||||
элементов по условию заданной ВБР ТС. |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Структурная схема ТС |
|
|
|
|
|
| ||
ТС ▼ | Редуктор | двухступ. | цилиндр. |
|
|
| ||
Подсис |
|
|
| |||||
1уровня ► | П / с преобраз | П / с поддерж | П / с защиты |
|
|
| ||
движен. | валов и | смазки |
|
|
| |||
▼ | зацепл. |
|
|
| ||||
Подсис | _1.1 | _1.2 | _1.3 |
|
|
| ||
2 уров ► | Вал быстроход | Вал промежут | Вал тихоходн |
|
|
| ||
СБ | СБ | СБ▼ |
|
|
|
|
| |
Элемен. | 1;3;1 | 1;3;2 | 1;3;3 | 1;3;4 | 1;3;5 |
|
|
|
п/с 1.2 | Вал | Колесо | Подшипн | Подшипн | Шпонка |
|
|
|
3 уров► |
| зубчатое цилиндр. | правой опоры | левой опоры |
|
|
|
|
СБ - сборочная единица |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |||
1.2 Характеристики надежности заданной технической системы |
|
| ||||||
Выбор класса надежности таб.2.1 и значения вероятности безотказной работы для | ||||||||
заданной технической системы |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| Таблица 1.1 |
|
| |
Классы надежности изделий |
|
|
|
|
|
| ||
Кл. над |
|
| ||||||
P(t) | ≤ 0,9 | ≥ 0,9 | ≥ 0,99 | ≥ 0,999 | ≥ 0,9999 |
|
| |
|
|
| ||||||
Рассчитать интенсивность отказов λ ТС по формуле λ = (- ln Р(t))/t 2.6,(1): |
| |||||||
Заданная наработка t = | час | |||||||
Заданная ВБР системы Р(t) = | 0,86 |
| ||||||
|
| λ = (- ln | 0,86 | ) / | = 1,51E-05 | отк/час |
Исходя из характера работы ТС задать коэффициенты использования Кгод , Ксут , | ||||||||
относительную продолжительность включения ПВ, рассчитать годовую наработку tгод | ||||||||
по формуле tгод = 365 Кгод24 Ксут ПВ, час 2.5, (1): |
| |||||||
|
|
|
|
|
| Кгод = | 0,7 |
|
|
|
|
|
|
| Ксут = | 0,6 |
|
|
|
|
|
|
| ПВ = |
| |
tгод= 365 х 0,7 | х 24 | 0,6 | х | = | 3679,2 | час | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассчитать число отказов за календарный год эксплуатации nгод по | ||||||||
формуле λ tгод отказов/год, 2.4 (1): |
|
|
|
| ||||
nгод = | 1,51E-05 | х | 3679,2 | = | 0,055491 | отк/год | ||
Средняя наработка на отказ в часах |
|
|
|
| ||||
|
|
| To =1/λ = 1 / | 1,51E-05 | = | 66302,93 | час | |
Средняя наработка на отказ в годах |
|
|
|
| ||||
Toг = 1 / nгод = 1 / | 0,055491 | = | 18,02102 | год | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведенные и последующие расчеты по тому же алгоритму сведены в таб. 1.2 | ||||||||
Выбрать значения Р(t) на 0,05 больше и на 0,05 меньше заданной |
|
| ||||||
и рассчитать параметры λ и nгод для этих значений Р(t). |
|
|
| |||||
Из сравнения полученных значений nгод сделать вывод о приемлемости заданной Р(t) | ||||||||
или выбрать другое значение Р(t). |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица | .1.2 |
|
Класс | ВБР | Заданная | Коэфф | Коэфф | Относит | Годовая | Интенсив |
|
надеж |
| наработка | использ | использ | продолж | наработка | отказов |
|
ности |
|
| в год | в сутки | включен |
|
|
|
* | Р(t)* | t час* | К*год | К*сут | ПВ* | tгод час | λ 1/час |
|
0,86 | 0,7 | 0,6 | 3679,2 | 1,51E-05 | ◄выбор варианта | |||
0,81 | 0,7 | 0,6 | 3679,2 | 2,11E-05 |
| |||
0,91 | 0,7 | 0,6 | 3679,2 | 9,43E-06 |
| |||
* - метка исходных данных, выбираемых студентом |
|
|
|
Таблица анализа и оценки параметров надежности ТС(продолжение таб. 1.2) |
| |||||||
Ср.число | Ср.нараб. | Ср.нараб. |
|
|
|
|
|
|
отказов | на отказ | на отказ |
|
|
|
|
|
|
в год | в часах | в годах |
|
|
|
|
|
|
nгод 1/год | To, час | Тог, год |
|
|
|
|
|
|
0,055491 | 66302,93 | ◄выбор варианта |
|
|
|
| ||
0,077528 | 47456,11 | 12,9 |
|
|
|
|
|
|
0,034699 | 106032,5 | 28,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По параметру средней наработки на 1 отказ 18 лет заданный вариант приемлем и |
| |||||||
выбирается как основой для дальнейших расчетов (отмечен в таб. 1.2) |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Интенсивности отказов и ВБР подсистем и элементов |
|
| ||||||
Расчеты по 1 уровню структурной схемы п.1.1 исходят из анализа параметров системы: | ||||||||
Заданная наработка t = | час | |||||||
Выбранная ВБР системы Р(t) = | 0,86 |
| ||||||
Интенсивность отказов ТС λ = | 1,51E-05 | отк/час | ||||||
Эти параметры указаны в шапке таб. 1.3. |
|
|
|
|
| |||
Структурным единицам 1 уровня на основании катологов, ценников или экспертной | ||||||||
оценки студента назначаются стоимости восстановления в случаее отказа: |
| |||||||
1 - П/С преобразования движения С1 = | УЕ | |||||||
2 - П/С поддержания валов и зацеплений в проектном |
|
|
| |||||
положении С2 = | УЕ | |||||||
3 - П/С защиты и смазки С3 = | УЕ | |||||||
Весовые коэффициенты ai = (1/Сi) / Σ (1/Сi). Для П/С 1: |
|
| ||||||
a1 = (1/ | ) / ( 1 / | ) + ( 1 / | ) + |
|
| |||
|
|
|
| + ( 1 / | ) = | 0,137931 |
| |
Интенсивность отказов подсистем λi = λ ai . Для П/С 1: |
|
|
| |||||
|
| λ1 = | 1,51E-05 | х | 0,137931 | = | 2,08E-06 |
|
ВБР подсистем λi t) . Для П/С 1: |
|
|
|
|
| |||
| Р1(t) = EXP ( - | 2,08E-06 | х | ) = | 0,979412 |
| ||
Расчеты тех же параметров по тому же алгоритму для ПС2 и 3 в таблице 1.3. |
|
Метод стоимости восстановления Таблица 1.3 | ||||||||
Определение параметров надежности подсистем 1 уровня редуктора двухступенчатого | ||||||||
Задан. |
|
|
| |||||
нараб. |
| ВБРсис |
|
| ||||
ТС | t час |
| λ сис | Р(t), |
|
| ||
таб. 1.2 |
| таб. 1.2 | таб. 1.2 |
|
| |||
| 1,51E-05 | 0,86 | ссылка на предшеств.уровень | |||||
Стоим. |
| Весовой | Интенсив |
|
| |||
Подсисте | восстан. |
| коэф. | отказов | ВБР пс |
|
| |
1 уровня | Сi , УЕ | 1/Сi | ai | λi | Рi(t) |
|
| |
преоб.дв | 0,0001 | 0,137931 | 2,08E-06 | 0,979412 | ◄ |
| ||
под.вал | 0,000125 | 0,172414 | 2,60E-06 | 0,974331 |
|
| ||
защ.и см | 0,0005 | 0,689655 | 1,04E-05 | 0,901211 |
|
| ||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
Контроль | Сумма | Сумма | Сумма | Сумма | Произвед. |
|
| |
0,000725 | 1,51E-05 | 0,86 |
|
| ||||
|
| |||||||
Расчеты по 2 уровню структурной схемы п.1.1 исходят из анализа параметров подсистемы 1: | ||||||||
Заданная наработка t = | час | |||||||
ВБР П/С1 Р1(t) = | 0,979412 |
| ||||||
Интенсивность отказов П/С1 λ1 = | 2,08E-06 | отк/час | ||||||
Эти параметры продублированы в шапке таб. 1.4 ссылками на таблицу 1.3. |
| |||||||
Расчеты по 2 уровню структурной схемы выполняются по тем же алгоритмам, что и для | ||||||||
таблицы 1.3. |
|
|
|
| ||||
Метод стоимости восстановления Таблица 1.4 | ||||||||
Определение параметров надежности подсистем 2 уровня: п/система преобр. движения | ||||||||
Заданная |
|
|
| |||||
нараб. |
| ВБРсис |
|
| ||||
П/С | t час |
| λ сис | Р(t), |
|
| ||
1 ур. | таб. 1.3 |
| таб. 1.3 | таб. 1.3 |
|
| ||
| 2,08E-06 | 0,979412 | ссылка на предшеств.уровень | |||||
Стоим. |
| Весовой | Интенсив |
|
| |||
Подсис | восстан. |
| коэф. | отказов | ВБР пс |
|
| |
2 уровня | Сi , УЕ | 1/Сi | ai | λi | Рi(t) |
|
| |
1.1 | вал быст | 0,0005 | 0,496063 | 1,03E-06 | 0,989733 |
|
| |
1.2 | вал пром | 0,000286 | 0,283465 | 5,90E-07 | 0,99412 |
|
| |
1.3 | вал тихох | 0,000222 | 0,220472 | 4,59E-07 | 0,995424 | ◄ |
| |
|
|
| ||||||
Контроль | Сумма | Сумма | Сумма | Сумма | Произвед. |
|
| |
0,001008 | 2,08E-06 | 0,979412 |
|
|
Расчеты параметров надежности элементов на 3 уровне структурной схемы п.1.1 проводятся в таб. 1.5. по аналогии 1 и 2 уровнем.
Метод стоимости восстановления Таблица 1.5 | ||||||||
Определение параметров надежности элементов 3 уровня: п/с вал промежут.в сборе | ||||||||
Заданная |
|
|
| |||||
нараб |
| ВБРсис |
|
| ||||
П/С | t час |
| λ сис | Р(t), |
|
| ||
2 ур. | таб. 1.4 |
| таб. 1.4 | таб. 1.4 |
|
| ||
| 4,59E-07 | 0,995424 | ссылка на предшеств.уровень | |||||
Стоим. |
| Весовой | Интенсивн. |
|
| |||
Элементы | восстан. |
| коэф. | отказов | ВБР пс |
|
| |
3 уровня | Сi , УЕ | 1/Сi | ai | λi | Рi(t) |
|
| |
1.2.1 | вал | 0,000588 | 0,058513 | 2,68E-08 | 0,999732 | ◄ |
| |
1.2.2 | кол. зубч | 0,000769 | 0,076517 | 3,51E-08 | 0,999649 |
|
| |
1.2.3 | ПК прав | 0,004348 | 0,432485 | 1,98E-07 | 0,998018 | ◄ |
| |
1.2.4 | ПК лев | 0,004348 | 0,432485 | 1,98E-07 | 0,998018 | ◄ |
| |
1.2.5 | шпонка | 0,025 | 2,486791 | 1,14E-06 | 0,988659 |
|
| |
|
|
|
| |||||
Контроль | Сумма | Сумма | Сумма | Сумма | Произвед. |
|
| |
0,010053 | 4,59E-07 | 0,995424 |
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таб. 1.4 следует: чтобы ТС имела на заданную наработку t = | часов |
| ||||||
заданную ВБР | 0,86 | , вал должен иметь ВБР | 0,999732 |
|
| |||
|
| и подшипники (ПК) должны иметь ВБР по | 0,998018 |
|
|
2. Определение достигнутого уровня надежности элементов |
|
| ||||||
расчетным методом. |
|
|
|
|
|
| ||
2.1. Определение размеров передач, валов и нагрузок в зацеплении |
| |||||||
Передаточные числа ступеней редуктора: |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
тихоходной |
| = | 0,88 ( | 12,5 | ) ^ 0,5 = 3,11 |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
быстроходной uБ = u / uТ = | 12,5 | / | 3,11 | = | 4,02 |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диаметры начальных окружностей зубчатых пар: |
|
|
| |||||
быстроходной dw1=2aБ/(1+uБ) = 2 х | х ( 1 + |
|
|
| ||||
|
|
|
| + | 4,02 | ) = | 33,86 | мм |
dw2= dw1 uБ = | 33,86 | х | 4,02 | = | 136,12 | мм | ||
тихоходной dw3=2aТ/(1+uТ) = 2 х | х ( 1 + |
|
|
| ||||
|
|
|
| + | 3,11 | = | 48,66 | мм |
dw4= dw3 uТ = | 48,66 | х | 3,11 | = | 151,33 | мм | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент ширины шестерен принимается ψbd = | 0,6 |
| ||||||
Тогда ширина зубчатых колес (рис. 1): |
|
|
|
|
| |||
| b1= ψbd dw1 = | 0,6 | х | 33,86 | = | мм | ||
| b2= b1- (4..6) = | - | = | мм | ||||
| b3= ψbd dw3 = | 0,6 | х | 48,66 | = | мм | ||
| b4= b3- (6..8) = | - | = | мм | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стандартный угол зацепления α= | град | |||||||
Угол наклона зубьев передач принимается β= | град | |||||||
Частоты вращения валов: nБ = | об/мин | |||||||
| nПром = nБ /uБ = | / | 4,02 | = | 248,76 | об/мин | ||
| nТ = nБ /u = | / | 12,5 | = | об/мин | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициенты полезного действия в узлах трения редуктора |
|
| ||||||
на валу быстр. (ведущий редуктора): | подшипники качения | η пк = | 0,99 |
| ||||
на валу пром (промеж. редуктора): | передача цилиндр. | η цз = | 0,99 |
| ||||
|
|
|
| подшипники качения | η пк = | 0,99 |
| |
на валу тих ( ведомыйредуктора) | передача цилиндр. | η цз = | 0,99 |
| ||||
|
|
|
| подшипники качения | η пс = | 0,99 |
| |
Коэффициент полезного действия редуктора η= ηцз^2 ηпк^3 = | ||||||||
|
| = | 0,99 | ^ 2 х | 0,99 | ^ 3 = | 0,95 |
|
Крутящие моменты на валах: |
|
|
|
|
| |||
быстроходной Т Б = ТТ / u η = |
|
|
| |||||
= | / | 12,5 | х | 0,95 | = | Нм | ||
тихоходном |
|
|
|
| ТТ = | Нм | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Силы в зацеплени (рис. 2) тихоходной пары. |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};
|
||||
|