Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Критический» период в жизни Канта



«Критический» период в жизни Канта

С 1770 года начинается «Критический» период творчества Канта. В этот год в возрасте 46 лет он поступает на желанную службу профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета. Долгое время он занимается преподаванием и ничего не выпускает на печать. «Почему Вы молчите, – спрашивал Канта вступивший с ним в переписку Лафатер, – почему пишут те, кто на это не способен, а не Вы, отлично владеющий пером?».В это время Кант отказался от своего абсолютного позитивизма, занимавшего главную роль в его раннем творчестве. Свои магистерские годы философ называет «догматическим сном». Руссо «исправил» в Канте моралиста, Юм повлиял на его теоретико-познавательные поиски, толкнул к пересмотру метафизических догм. Теперь философ бьется над трудом по теории познания, в основе которого проблема существования метафизики.  В своей конкурсной работе 1763 года затронул проблему подсознания, которая позже будет раскрываться в его «Критике…». Он считает, что роль «темных представлений» очень велика, «вполне вероятно, что как раз в самом глубоком сне душа более всего способна к разумному мышлению».Долгие годы Кант ничего не выпускал, лишь копил черновики. И наконец в сентябре 1781 года он закончил «Критику чистого разума» и в мае книга увидела свет. Критика Чистого разума.В названии своего труда Кант заложил основной объект, который он будет рассматривать. Интересно, что человек на этот раз является не субъектом, а объектом изучения, а именно его способность изучать и познавать. Канта интересует чистый разум, то есть способность познания с помощью априорных суждений. «Как возможно чистое знание? Чего я могу достигнуть посредством разума, если я не прибегаю к помощи опыта и к его данным?» — это один из вопросов который приводит к главной проблеме. В своем объяснении названия он раскрывает эту проблему: «Я разумею под этим (под критикой чистого разума) не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов». Поскольку Кант решил изучить область метафизики и возможность его существования, он обратил внимание на один из главных критериев, тормозящих или даже совсем препятствующих развитию этой области философии. Кант был против догматизма. Догматизм – разновидность метафизики, так как она изучает явление или предмет в отрыве от остальных, отрицает роль внутренних противоречий. Это философия, принимающая на веру какие-либо догмы, положения в качестве непреложных, не подлежащих изменению. Кант же приверженец критической философии. Еще со студенческих лет он говорил, что людям свойственно ошибаться, соответственно и их так называемым «непреложным истинам» меняться. Он сам, создавая очередную работу, писал, что тоже может ошибаться, как и все его предшественники. Интересна была его фраза в «Мыслях об истинной оценке живых сил»: «Истина, над которой тщетно трудились величайшие мыслители, впервые открылась моему уму. Я не решаюсь защищать эту мысль, но я не хотел бы от нее отказаться». Он уверен в своей истине, но уже понимает, что при тщательном рассмотрении не будет абсолютно прав. И уже позже в «критический период» своего творчества объясняет почему. Догматизм, по его мнению, присутствует во всей рационалистической философии от Декарта до Христиана Вольфа, так как философских учения создавались без предварительного исследования возможностей и предпосылок знания, исследования пределов познавательных способностей человека. Он предполагает, что человек не способен всецело познать истину и нужно сначала найти пределы нашей познавательной способности, изучить их. Кант называет свою философию критической и противополагает ее, с одной стороны, вольфианской – догматической, а с другой, юмовской – скептической. Не исследовав предварительно пределов познавательной способности, Вольф приписывал человеческому разуму силу познавать предметы, лежащие за границами чувственного опыта; без того же предварительного исследования, Юм отказывал человеческому разуму в способности иметь знания, восходящие над опытными данными. Наука — конструктивное и творческое создание человеческого ума. Следовательно, перед изучением той же природы нужно изучить человеческое сознание, его возможности и пределы. Кант своей первой задачей ставит исследование объема, границ и происхождения познания. Под чистым разумом он понимает разум, независимый от опыта, поэтому задается вопросом: «Как возможны знания априори?» Кант различал априорное, доопытное и апостериорное, послеопытное знание.Кант исходил из разделения способностей души на силы познания, воли и чувств. «Критика чистого разума» посвящена рассмотрению первой из трёх упомянутых способностей души – способности рационального познания.Философ создает учение о противоречиях разума, которые по своей сути неизбежны, когда человек рассуждает о всеобщем, выходящем за рамки его конечного опыта. Он пытается понять почему разум человека задает вопросы, ответа которым дать не в состоянии. В связи с этим Кант выдвигает понятие антиномии, которое означает, что противоречащие друг другу утверждения – тезис и антитезис - могут быть с равным успехом или оба доказуемы, или же оба недоказуемы. Разум становится антиномичным, когда пытается размышлять о понятиях, не имеющих предметного характера и вырабатываемых чистым или теоретическим разумом. К таким понятиям Кант относит понятия Бог, свобода, душа, «мир как целое» и др. В своей «Критике…» философ занимается вопросами гносеологии, как науки, изучающей процесс познания субъекта объектом. Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Критицизм – один из элементов гносеологии. Кант ставит вопрос о предпосылках знания, то есть о сфере трансцендентального и отрицает возможность адекватного познания мира. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», — пишет КантПонятие трансцендентального изначально характеризовало область отвлечённых умственных категорий (таких как вещь, сущее, истина, добро и т. п.), а позже было развито Кантом, который стал так называть то, что изначально присуще сознанию: не приобретено в процессе опыта, а, напротив, обусловливает и определяет возможность всякого опыта, то есть является своеобразной «сверхопытной данностью», данной человеку особым априорным (то есть «прежде всякого опыта») образом. Кант изначально отказывался принимать какой-либо другой источник опыта, кроме эмпирического; потом он пришёл к заключению, что построить философскую систему лишь на опытных данных невозможно, ему пришлось допустить, что есть нечто доступное познанию человека, хотя и не являющееся предметом опыта: априорные формы восприятия (пространство и время), трансцендентально-логические категории, идеи Бога, бессмертия души, добра (см. категорический императив), красоты и др. Так, согласно Канту, к области трансцендентального относятся, например, такие понятия как пространство и время, которые характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир.Термин «трансцендентный», который следует отличать от «трансцендентального» употреблялся в философии Канта для характеристики ноуменов, то есть вещей-в-себе, которые хоть и проявляются в мире феноменов в виде известных нам явлений, не могут тем не менее сами быть восприняты в чувственном (эмпирическом) опыте, об их существовании мы узнаём лишь умозрительно, то есть не опытным путём. Трансцендентальное (априорное) противостоит, с одной стороны, эмпирическому (опытному, апостериорному), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе. Кантом утверждается принципиальная непознаваемость мира: познанию доступны лишь явления, но нет никакой возможности узнать, что же лежит в их основе, чем являются вещи-сами-по-себе (они же — вещи-в-себе) на самом деле.Кантовская философия, по определению самого автора, есть трансцендентальная, в противоположность трансцендентной, т.е. «запредельной» - такой философии, которая берется рассуждать о вещах, которые не могут быть никак представлены ни в чувственности, ни в рассудке, ни в разуме, а являются предметом веры.«Трансцендентальная диалектика» это учение о разуме и его целях. Кант приводит к мысли, что человеческое познание ограничено горизонтом опыта. Его попытки выйти за пределы опыта естественны и неотвратимы, ибо отвечают духовным запросам человека, поскольку он человек. Оказавшись за горизонтом опыта, человеческий дух неизбежно впадает в ошибки. Тогда как, по мнению Канта, истина должна быть выстроена как логически непротиворечивое знание. Последняя часть «Критики чистого разума» перечисляет, сколько и какие именно иллюзии характерны для человеческого духа, пока он не войдет в пространство порядка. Различие между эмпирической, логической и трансцендентальной иллюзиями. Критическое изучение таких ошибок и есть, по Канту, диалектика.Кантом предлагается метод двойственного рассмотрения, который позволяет разрешать антиномии путем различения мира явлений и мира вещей в себе. Согласно данному методу, каждый предмет нужно рассматривать одновременно как элемент мира причинно-следственных связей (мир явлений) и как элемент мира свободы (мир вещей в себе). Кант пытается ограничить веру в безграничные возможности науки, стремление решить любую проблему научным методом. Кант справедливо замечает, что попытки научно обосновать бытие Бога, проблему бессмертия души, свободы, безграничности Космоса не отвечают требованиям научной доказательности и неизбежно приводят к антиномии. Антиномии чистого разума – неразрешимые противоречия, с которыми сталкивается разум человека, пытаясь выйти за собственные рамки (возможности) познания.Эти ошибки, возникающие в процессе создания науки с помощью внеопытных априорных знаний, приводят к возникновению следующих вопросов: 1) как возможна чистая математика? 2) как возможно чистое естествознание? 3) как, вообще, возможна метафизика? Первые два вопроса уже сами по себе предполагают, что чистая математика и чистое естествознание существуют и что, таким образом, могут быть науки без опыта. Относительно же метафизики сам вопрос, есть ли такая наука, не решен. При обсуждении этих вопросов и во всем своем дальнейшем исследовании Кант без всяких доказательств допускает, как нечто само по себе понятное и истинное, что всеобщность и необходимость в строгом смысле слова не могут возникнуть из опыта, что они независимы от опыта, возникают из человеческой души, опыт же может дать суждения лишь относительно всеобщие и необходимые. наше знание есть продукт обоих факторов: данных внешнего опыта и априорных, внутренне присущих сознанию элементов. Для открытия априорных элементов познавательной деятельности, Кант подвергает исследованию три части познавательной способности: чувственность, рассудок и разум, и в каждой находит такие априорные элементы.Трансцендентальная эстетика изучает априорные формы чувственного познания. В нем две априорные формы: пространство и время. Феномены изучаются в связи с этими формами. Ноумены (вещи в себе) не поддаются чувственному познанию, поскольку они существуют только априори. Подобно чувственности, рассудок также имеет свои априорные формы – 12 первоначальных форм суждений Как отдельные чувственные впечатления связываются и объединяются в чувственное воззрение пространством и временем, так отдельные бессвязные чувственные представления вырабатываются различным образом в понятия, а отдельные понятия, посредством умозаключений, приводятся к связи и единству в идеях.Формы суждения – это категории:1) количества:  всеобщность, множество, единство;
2) качества: реальность, отрицание, ограничение;
3) отношения: присущность – самостоятельность существования, причинность – зависимость, взаимодействие;
4) модальности: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайностьИз этих категорий выводятся основные положения применения чистого рассудка. На этих основах покоится как опытная, так и чистая наука. И этот синтез картины мира должен быть завершен разумом. Существуют 3 формы умозаключения. Их Кант называет чистыми «идеями».1) идея единства всего, существующего вне меня («идея объективного единства») – идея мира вообще;
2) идея единства всего, что во мне («идея субъективного единства») – идея души (или простого мыслящего существа);
3) идея единства, которое, по мысли Канта, охватывает и объединяет и то, и другое единство – идея Бога.Выведение категорий и идей, как априорных форм мышления, составляет предмет трансцендентальной логики Канта (аналитики и диалектики). Трансцендентальная логика (нем. Transzendentale Logik) — учение Канта о чистых правилах и понятиях рассудка, которые априори определяют наш опыт. Вторая часть Критики чистого разума. Трансцендентальная логика подразделяется на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику.Кант называет свою работу «Критика чистого разума», потому что разум, по мнению Канта, нуждается в критике, в указании на его возможности и на пределы этих возможностей. Разум, не подвергший себя такой «критике», неправильно относится к идеям. Это (неправильное) использование идей Кант называет «конститутивным»: разум может убедить себя в том, что он уже в общих чертах знает, что такое мир, что такое человек и что такое Бог, и, исходя из этого, полагаемого достигнутым знания, выстраивать «детали».Все априорные познавательные формы имеют применение лишь к миру явлений, к отражению опыта в сознании, но почти никогда не могут простираться на трансцендентное, т. е. на сами внешние источники опыта, на вещи в себе.Между тем, человек вынуждается к вопросу об этом внешнем источнике всем своим существом, вследствие чего метафизика оказывается не только возможной, но и действительной. Метафизика при этом не должна браться из опыта, все знания априори из чистого рассудка, чистого разума.Но как скоро разум переходит границы опыта, он впадает в заблуждение, так как идеям принадлежит только направительное значение, то есть направленное только на доказательство поставленной гипотезы, а не расширяющее наши знания. Допустим, заключение от идеи души к существованию души хотя и неизбежно, но тем не менее ошибочно. Попытка доказать реальность мира приводит к антиномиям, т. е. к возможности доказывать с одинаковою убедительностью два исключающие одно другое положения: например, что мир имеет начало во времени и границы в пространстве и не имеет их. Так же печально оканчивается попытка доказать реальность идеи о Божестве. Он считает, что все аналитические знания основываются на законе противоречия. Кант приводит читателей к тому, что в метафизику вливается диалектический способ познания – изучение явлений путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Рядом с положением вырастает контрположение, своеобразный антитезис, без которого тезис неполон, непонятен, ошибочен.Кант утверждает, что прежде, чем задать вопрос, начать что-то изучать, нужно понять, а возможно ли найти ответ? Допустим, общеизвестный вопрос всех философов «Что есть истина?» так же мучает Канта. Однако чтобы не дать глупого ответа, он формулирует вопрос по-другому. Как найти всеобщий критерий истины для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины «не может быть дан». Заключение.Таким образом, основной вывод кантовской «Критики чистого разума» состоит в том, что вне нас существует лишь неподвластная формам пространства и времени вещь в себе, а в чем она состоит, каковы её свойства – неизвестно. Этим уничтожается догматическая метафизика, хотя она и коренится в свойствах человеческого духа. Кант полагает, что действительной наукой является лишь критическая метафизика.Поскольку человек неизбежно задумывается о трансцендентальном, размышляет и создает чистые идеи, существование метафизики неизбежно. Однако догматическая метафизика изначально ошибочна, поэтому Кант предлагает сделать ее критической. Обращается к ней новым для нее диалектическим способом: способом тезисов и антитезисов. Кант превращает метафизику из догматической доктрины в философскую науку, основанную на гносеологии. Своей «Критикой чистого разума» и последующих трудов, он хочет попробовать поставить метафизику, и саму философию как науку на путь истинный, как прежде встали на него чистые математика и естествознание.Список литературы:Арсений Гулыга – «Кант»Кант – «Критика чистого разума»


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.