|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты измерений дискретности приводаСтр 1 из 2Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет" Институт информационных технологий Кафедра Технологической информатики и информационных систем
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТАНКА С ЧПУ МОД.СТР125-ВФ3 С ШАГОВЫМ ПРИВОДОМ (электронный вариант)
Методические указания к лабораторной работе для студентов, обучающихся по специальностям «Технология машиностроения», «Металлорежущие станки и станочные комплексы», «Проектирование технических и технологических комплексов»
Хабаровск 2007 УДК 621.9.06-529
Исследование технических характеристик станка с ЧПУ мод.СТР-125ВФ3 с шаговым приводом. Методические указания к лабораторной работе для студентов, обучающихся по специальностям 12.01, 12.02, 12.09, 21.01 /Сост. В.М. Давыдов. -Хабаровск: Тихоокеанский государственнный университет. 2007.
В методических указаниях описаны конструктивные особенности станка с ЧПУ мод.СТР-125ВФ3. По здаданию преподавателя студент должен исследовать технические характеристики станка. Указания предназначены для выполнения студентами лабораторных и практических работ.
Печатается в соответствии с решением кафедры “ТИИС” и методического совета института информационных технологий
Рецензент: ОАО «Завод энергомаш»
ã Тихоокеанский государственный университет, 2007
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: - изучение конструктивных особенностей станин с ЧПУ; - получение практических навыков по определению технических характеристик станка с ЧПУ с шаговым приводом.
1. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА СТАНКА СТР-125МЗ
Кинематическая схема (рис. 1) состоит из четырех автономных передач: главного привода, привода подач по осям Z и X, привода планшайбы револьверной головки. В цепи главного привода вращение от электродвигателя 1 (N=2 кВт, n=63-3000 об/мин) на рабочий шпиндель 6 передается через клиноременную передачу со шкивами 2,3 (с передаточным отношением i=1) на промежуточный шпиндель 5 и упругую втулочно-пальцевую муфту 4. Управляющая программа в УЧПУ Н22-1М задается в импульсном виде по двум координатам. Каждый импульс программы несет информацию о единичном перемещении. Управляющие импульсы преобразовываются в угол поворота шагового двигателя модели ШД-5Д1М. Вал шагового двигателя по координате Z(X) соединен через кулачковую муфту 8(17) с входным валом редуктора для усиления крутящего момента. В свою очередь редуктор через зубчатые колеса 9(18) и 10(19) приводит во вращение ходовой винт ставка 11(22) и гайку 12(20). Гайка 12(20) состоит из двух полугаек, на одной из которых имеется зубчатый венец, соединенный с винтом 13(21). При вращении винта 13(21) происходит поворот одной полугайки относительно другой. За счет этого реглируется величина зазора или обеспечивается необходимый натяг в передаче. Ручное перемещение суппорта по координате Z осуществляется через вал 27 и зубчатые колеса 14 и 15. Ручное перемещение суппорта по координате Х осуществляется через мл 28. Поворот планшайбы револьверной головки осуществляется от электродвигатели 23(N=8 Вт, n.=88 об/мин) через зубчатые колеса 24 и 25.
2. ШАГОВЫЙ ПРИВОД ПОДАЧ
Привод с шаговым двигателем (ШД) можно разделить на две группы: привод с силовым шаговым двигателем, привод c шаговым серводвигателем. Шаговые двигатели с электронным коммутатором осуществляют преобразование унитарного кода в угол поворота вала. Каждому импульсу управления соответствует поворот вала на фиксированный угол, называемый шагом. Величина шага определяется конструкцией ШД и способом переключения его обмоток. Скорость вращения и суммарный угол поворота вала пропорциональны соответственно частоте и числу поданных импульсов управлений. На рис. 2 показан простейший шаговый двигатель с тремя парами полюсов на статоре 1-1, 2-2, 3-3. Если питать током обмотки полюсов 1-1, четырехполюсный ротор занимает положение, показанное на рис.2,а, а при питании полюсов 1-1 и 2-2 ротор повернется в положение. показанное на рис.2,б. отработав шаг 150. При отключении обмотки 1-1 ротор повернется против часовой стрелки еще на 150 (рис.2,в) и т.д.
Рисунок 2. Принцип работы шагового двигателя: а -питание обмоток полюсов 1-1; б - питание обмоток полюсов 1-1 и 2-2; в - питание обмоток полюсов 2-2
Уменьшить шаг двигателя можно, увеличив число полюсов или разместив на общем валу несколько пар статоров и роторов. Шаговый двигатель ШД-5Д1М состоит из трех одинаковых статоров с явно выраженными полюсами и трех роторов, находящихся на одном валу. Полюса каждого из роторов сдвинуты по отношению к полюсам двух других роторов на треть полюсного деления. Полюса роторов могут быть выполнены в виде постоянных магнитов или иметь специальную обмотку возбуждения, магнитодвижущая сила которой создает постоянный магнитный поток. Такие двигатели называются активными. Если ротор двигателя выполнен в виде цилиндра с зубцами, то шаговые двигатели называются реактивными. При подаче на обмотки первого статора постоянного напряжения ротор двигателя поворачивается, и полюса первого ротора занимают соосное положение со статором. При этом полюса втopoгo и третьего роторов действуют так: один отстает, а другой опережает полюса своих статоров на 1/3 полюсного деления. При отсутствии тока в обмотке первого статора, но при протекании тока через обмотку второго статора ротор повернется на 1/3 полюсного деления, т.е. на один шаг. Теперь соосными со статором станут полюса второго ротора и т.д. Величина шага ШД-5Д1 шестиконтактной коммутации управляющих импульсов составляет 1,50. Наряду с такими достоинствами, как простота системы, надежность работы, простота отладки, шаговые приводы управления обладают рядом недостатков. Вследствие импульсного характера возбуждения обмоток и неравномерного вращения поля в воздушном зазоре ротор ШД испытывает возмущения с частотой следования управляющих импульсов. Причиной этого является девиация управляющей частоты, возникающая на выходе интерполятора где собственная круговая частота колебаний ротора w0 определяется по формуле где Ммах,- опрокидывающий момент двигателя; Jр и Jм - моменты инерции ротора и нагрузки, приведенные к валу двигателя. Возмущающие воздействия на привод подач с частотой, равной собственной частоте привода, могут возникать не только при управляющей частоте, равной резонансной и кратной ей, но и при других частотах. Конструкция ШД-6Д1М содержит демпфер, сглаживающий пульсации скорости. Частотой приемистости fn называют такое максимальное значение частоты, при котором разгон из состояния покоя происходит без потери импульсов. Для холостого хода fn рассчитывают по формуле Одним из существенных недостатков шаговых приводов является необходимость в высокой точности изготовления кинематических звеньев. Действительно, так как шаговая система обеспечивает лишь поворот выходного вала реактора жестко связанного с ним ходового винта на определений угол, то неточность винта, а также наличие зазоров в паре "винт-гайка" приводит к ошибке в преобразовании углового перемещения винта в поступательное движение исполнительного органа станка, и следовательно, к неточности в изготовлении детали. Поэтому шаговые приводы нашли применение, в основном, для автоматизации станков небольшого размера с позиционирования исполнительных органов до 1 м, в которых можно обеспечить высокие точности изготовления передач, а также исключить зазоры в кинематических передачах. Шаговые двигатели и привод подач являются наиболее ответственными элементами станков с ЧПУ, поэтому их проверке уделяют особое внимание. При этом проверяют легкость вращения ШД, величину дискретности привода, частоту приемистости, соответствие кода подачи ее численному значению и другие параметры.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Для заданной .координаты провести расчет дискретности привода. 2. Установить индикаторную стойку с микрометром часового типа по заданной координате и отработать 10 шагов (табл. 1). Таблица 1. Результаты измерений дискретности привода
3. Построить зависимость кода подачи и ее численного значения и времени позиционирования на длине, заданной преподавателем (рис.3). Рисунок 3. Зависимость кода подачи (Fl..., F2...) и времени ее отработки на участке
4. Найти по заданной координате частоту приемистости привода подач. 5. Определить значение величины подачи, задаваемой на панели станка (табл. 2). Таблица 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|