|
|||
МБУК «ЦБС Адлерского района г.Сочи»МБУК «ЦБС Адлерского района г.Сочи» Библиотечный Интернет-форум «Код Победы – единство» Информация о событии
Предлагаем вашему вниманию материалы о строительстве военного аэродрома в Адлерском районе г.Сочи в 1941 году.
Лето 1941 года. Началась война. 8 июля 1941 года председатель горсовета А. Белоус пригласил инженера И.Г. Шевкуненко и поставил задачу – построить в Адлере аэродром для авиации Черноморского флота. Единственное ровное место было в Адлере на землях овощеводческого совхоза «Черноморец». В августе 1941 года овощи были убраны, и всё трудоспособное население было привлечено к земляным работам по расчистке местности. К работе приступили с большим энтузиазмом. В основном это были женщины, старики, подростки из Сочи и Адлера. Они корчевали деревья и кустарники, готовили земляное покрытие к строительству взлетно-посадочной полосы. Машин не было никаких, лишь несколько лошадей с повозками. С реки Мзымта возили, носили камни, засыпали болотистые участки. В то же время топографический отряд Краснодарского управления землеустройства под руководством Лесникова Александра Леонидовича проводил инженерную подготовку и устройство дренажной сети, множество водосточных каналов и ручейков, проходящих через все поле совхоза. На строительство аэродрома было отпущено 2 месяца. Аэродром был построен за 50 дней. Собственно, это была не стройка, а битва. Санитарки, медсестры, старики, женщины, дети, бойцы истребительного батальона, натирая на руках мозоли, вгрызались в каменистый грунт, выкорчевывали пни, засыпали ямы, разравнивали бугры, прокладывали дренажи, с помощью труб уводили под землю воды реки Мзымта. Жара в то лето стояла неимоверная, многие очень тяжело переносили её, но никому и в голову не приходило прервать работы, окунуться в море. Душные ночи тоже не приносили облегчения. Ночь пролетала быстро. Ни свет ни заря люди снова брались за свои инструменты. Все это делалось само собой, без каких-либо команд. Никого подгонять не требовалось. В короткие обеденные перерывы комиссар Шулятьев сообщал фронтовые новости. Они были малоутешительными. Люди становились более суровыми, глотали жидкие щи — и снова за работу. И так изо дня в день. И вот, 24 июля 1941 года аэродром принял первый боевой самолет ВВС. Это был ПО-2, прилетевший из Краснодара (лётчик И.Н. Школьников). 1 сентября 1941 года аэродром принял уже боевой самолет ВВС Черноморского флота. Этот день и является днём рождения аэропорта Адлер. На Адлерском аэродроме базировалось более 20 авиаполков. В основном это были штурмовики, 502-й Таманский штурмовой авиаполк. Но были и истребители, бомбардировщики, разведывательные, санитарные и особые авиаполки, которые летали к крымским партизанам. За ночь они делали несколько перелетов, в Крым везли снаряжение и продовольствие, а от них везли раненых. Главное направление боевых действий — туапсинское. Аэродром сыграл большую роль в битве за Кавказ. Многочисленные попытки вражеской авиации вывести аэродром из строя не увенчались успехом. 18 августа 1988 года на здании старого аэровокзала была установлена памятная доска: «В период Великой Отечественной войны с 8 июля по 1 сентября 1941 года героическими усилиями сочинцев построен Адлерский аэродром для защиты Черноморского побережья Кавказа».
Зав. методико-библиографического отдела Е.М. Мазурова
|
|||
|