Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСОВАЯ РАБОТА. по МДК.02.03 «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования» . оглавление



 

Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Слободской колледж педагогики

и социальных отношений»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по МДК.02.03 «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

на тему:

 

«Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования» 

 

                                                             Захарова

                                                                                  Анастасия Андреевна

 

Специальность 44.02.01 -

Дошкольное образование

 

Курс В-32

Форма обучения:

очная

 

Руководитель:

Маркова

Альбина Викторовна

 

 

Дата защиты курсовой работы:

Оценка за защиту курсовой работы:

Председатель ПЦК:

 

 

Слободской


 

оглавление

Стр.

Введение....................................................................................................... 3

1. Техническое творчество детей старшего дошкольного возраста....... 7

2. Использование Лего в практике детского сада.................................. 13

3. Опыт работы педагогов- практиков по развитию Лего-конструирования детей старшего дошкольного возраста.............................................................. 18

Заключение................................................................................................ 24

Словарь...................................................................................................... 28

Список литературы................................................................................... 28

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

В своем исследовании мы остановимся на техническом творчестве.

Проблемой технического творчества занимались: Л.В, Арамачева, О.В. Груздева, Е.Ю. Дубовник, А.С. Злаказов, Л.Г. Комарова, Т.В. Лусс, Е.Н. Лихачева, Л.А. Парамонова, Е.В.Фешина, Н.В. Шайдурова

Техническое творчество — это процесс, в ходе которого: происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности; развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение; формируется интерес к изобретательству; воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение; растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд. Развитие технического творчества возможно на занятиях конструированием. Термин «Конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала; из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо- продуктивной деятельности ребенка которое способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашены в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Актуальность:Лего-конструирование является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию образовательных областей, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Проблема исследования: можно ли Лего-конструирование считать эффективным средством развития технического творчества у дошкольников.

Цель: выявить значение Лего-конструирования для развития технического творчества старших дошкольников

Объект: процесс развития технического творчества у дошкольников.

Предмет: формы, методы и приемы развития технического творчества.

Задачи:

1.Познакомиться с особенностями технического творчества детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить методы и приемы развития технического творчества.

3. Проанализировать опыт работы педагогов – практиков по развитию технического Лего-конструирования детей дошкольного возраста.

дошкольного

Теоретические основы: проблемой развития технического творчества детей старшего возраста занимались: Л.В. Арамачева, О.В. Груздева, Е.Ю. Дубовник, они изучали развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, ТВ. Лусс – формирование навыков конструктивно- игровой деятельности у детей с помощью Лего; Е.Н. Лихачева Л.А. Парамонова Н.В. Шайдурова рассматривали развитие ребенка в конструктивной деятельности, разрабатывали организацию нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ методической литературы, анализ передового педагогического опыта

Теоретическая значимость:раскрыта педагогическую сущность процесса развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования и обоснованаа роль Лего- конструирования в качестве важного условия развития технического творчества детей.

 


1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Отечественные психологи и педагогики Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Е.С.Полат в своих исследованиях дает понятие технического творчества - вид деятельности дошкольников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны для дошкольников [22].

В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова исследовали проблему творчество и дали первыми его определение. Техническое творчество - это процесс, в ходе которого: происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности; развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств); формируется интерес к изобретательству; усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.; воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение; формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями; растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд [2].не соответствие

Конструирование – это очень интересное и увлекательное занятие. В работе с детьми можно использовать различные виды конструкторов, учитывая их возрастные особенности. Интерес детей к этому конструктору не затихает уже много десятилетий, с момента его появления в Дании в 1949 году. «Лего» объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Конструктор «Лего» имеет преимущества по сравнению с металлическими и деревянными конструкторами:

1. Большое количество разнообразных деталей: кирпичики, кубики и т. д.

2. Крепление деталей происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.

3. Дети имеют свободу в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей.

4. Детали прочные, лёгкие, яркие, привлекают внимание детей. И самое главное они не токсичны и безопасны.

Включение «Лего»-технологии в образовательный процесс ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области, определённые ФГОС ДО. Конструкторы «Лего» соответствуют требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде, а также тематике сюжетно-ролевых и творческих игр детей дошкольного возраста, позволяют решать широкий круг учебно-игровых задач.

Работая с конструктором, В. Брофман определила, что можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Модель можно переносить с места на место, её можно переделывать, конструируя каждый раз новые формы или элементы декораций (например, гараж, депо, ангар). Это даёт полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором [3].

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первым уровнем общего образования в Российской Федерации и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста [25].

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наиболее актуальной задачей является достижение нормативно заданного уровня качества образования, в связи с чем, современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, режим инновационной деятельности. Введение ФГОС ДО требует от педагогов внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе [19].

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество.

Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.

Техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и явлениям природы, и способствует формированию мотивов к получению новых знаний и выбору профессии, развитию творческих способностей. Основой организации технического творчества является создание проблемной ситуации, формулировка задач конструкторского характера. Основными компонентами технического творчества являются:

- техническое мышление;

- пространственное воображение и представление;

- конструкторская смекалка;

- умение применять знания в конкретной проблемной ситуации

Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, на навыки конструктивно-модельной деятельности. Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию конструктивно-модельной деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

- «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического творчества);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части ознакомления с современными профессиями людей, развитие элементарных математических представлений).

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования наибольшую актуальность приобретает принцип интеграции образовательных областей, который:

- способствует формированию у дошкольников целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

- у детей формируется познавательный интерес, отражаются знания из различных областей, переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

- интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений [19].

О.В. Дыбина предполагала, что принцип интеграции, таким образом, способствует развитию личности и обеспечивает гармоничное вхождение ребенка в социум. Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. Для развития технического мышления у дошкольников, самое главное - создать у дошкольников установку на творческий поиск [6].

В развитии технического творчества дошкольника основную роль играет овладение детьми способами конструирования. (Конструирование (от лат. const-ruo — строю, создаю) - процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:

Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором [6].

Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева, пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост. Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах.

Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный конструктор из блоков, соединяющихся между собой посредством «прирощенных» цилиндров, классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества [6].

Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию. Электронные (различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники [6].

 Таким образом, техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Поэтому, техническое творчество эффективно влияет на развитие старших дошкольников.


2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО В ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО САДА

 

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие детского творчества у старших дошкольников. Л.В. Куцакова считает, что одна из задач развития детского творчества – обогащение опыта детей, то активно используются объяснительно-иллюстративные методы. В их составе выделяются словесные и наглядные методы. Словесные методы – это беседа, рассказ воспитателя. Наглядные методы – наблюдение, показ фотографий, картинок, иллюстраций, репродукций, слайдов, видеофрагментов, демонстрация опытов, детское экспериментирование.

Развитию детского творчества старших дошкольников способствуют практические методы, с помощью которых в разных видах деятельности детей решаются следующие задачи:

 1. Формирование умений и навыков деятельности. Дети осваивают новые способы работы с разными материалами, изображения предметов и образов окружающего мира, нетрадиционные техники;

2. Формирование творческой активности детей предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности в выборе сюжета, композиции, цвета; поощрение поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач; использование адекватных образу средств выразительности; умение отстаивать свою точку зрения [13].

Детское творчество старших дошкольников неразрывно связано с игрой. Поэтому для его развития необходимо использовать игровые методы. По мнению Е.А. Яковлевой, «различные виды игр дают ребенку материал для развития творческого потенциала». Д.Б. Эльконин, отмечая воспитательное влияние дидактических игр на развитие детского творчества, писал: «Каждая дидактическая игра, если она по силам ребенку-дошкольнику, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». С помощью игровых методов, – отмечает Н.И. Иванова, – происходит обучение в процессе собственной самостоятельной и активной деятельности ребенка, направленной на «открытие» им нового знания». По наблюдениям Л.А. Парамоновой, в процессе применения игровых методов реализуется принцип: креативности, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало дошкольников, приобретение ими собственного опыта активной творческой деятельности [21].

В развитии детского творчества А. Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение со старшими дошкольниками возникшей в любой деятельности (игровой, изобразительной, трудовой) проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем.

Для развития детского творчества старших дошкольников как выяснила Л.Г. Дюбко, используются различные приемы. Прием — это 1) способ педагогических действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы, которые составляют основу творческого решения любой проблемы, называют эвристическими.

В психолого-педагогической литературе находим приемы развития творческого воображения старших дошкольников. Это объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Объединение (агглютинация) – это когда фантастическая идея можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект (сфинкс, единорог, избушка на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа, и предметы) [7].

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи – отмечает Ишмакова М.С., -так как вначале мы подводим ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т. д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе [9].

В старшей группе, когда дети 5-6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи «на глаз», у них развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Освоение Лего-конструктора велось последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе.

В группе добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы – «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Формы организации занятий могут быть самые разные – отмечает Давидчук А.Н.: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям, таким образом, использование конструктора у детей в старшей группе – открывает широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. Конструктор Лего позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструкторы данного типа довольно разнообразны, но, исходя из общих признаков, можно их классифицировать:

1. По возрастным категориям. Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет подходящим конструктором будет Лего серии Дупло (Duplo). Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных. Также интересны для детей старшего возраста, наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft».

2. По половому различию. В наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы, супергерои. Причем все герои Лего – это не просто фигуры, а персонажи, у каждого из которых есть свой стиль, история, оружие и прочее.

3. По тематике. Большинство наборов Лего посвящено определенной тематике: например, транспортной, для собирания дорог и машин, а также строительной, растительной, животной, супергеройской. Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора. Отдельно стоит выделить и наборы Лего – настольные игры.

4. Вид материала. В серии игрушек Лего есть твердые и мягкие детали, а также твердые игрушки со специальной шершавостью на поверхности для развития тактильных ощущений у детей. Обращая внимание на качество, посмотрите швы у твердых деталей и прочность у мягких. Также конструктор можно понюхать, он не должен иметь резких запахов и слишком ярких цветов.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

- пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла;

- определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла;

- создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития [6].

Таким образом, анализ исследований выявил, что в педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие детского творчества у старших дошкольников. Что также детское творчество старших дошкольников неразрывно связано с игрой. Чтобы развить пред-инженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.

 

 


3. ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Мы ознакомились с опытом работы педагогов – практиков, работающих по проблеме практиков по развитию Лего-конструирования детей старшего дошкольного возраста Ольшанского, Д. В, работающего в старшей группе детского сада №1 п. Бреды. Педагог считает, что одним из приоритетов работы дошкольного образования является развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Данные приоритеты требует постоянного поиска новых наиболее эффективных технологий, обеспечивающих развитие этих способностей без ущерба физическому и психическому здоровью ребенка. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий.

Большинство Лего игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью. В своих исследованиях Н.М Розикова выявила, что работа с Лего –деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из Лего, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Играя в «Лего» с детей получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии. Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета [20].

 В рамках дополнительного образования в части основной образовательной программы «Детство» нашим педагогическим коллективом МКДОУ «Детский сад общервазвивающего вида п. Борово» разработана программа «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора Лего и робототехники». Емельянова, И. Е. исследовала что игра с Лего - конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к. с помощью игры малыши учатся жить в обществе, социализируются в нём и знакомятся с профессиями: строитель, инженер, техник, конструктор и т.д. Поэтому не случайно Лего-технология и робототехника является одним из приоритетных направлений ФГОС, так как является:

- средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающие интеграцию образовательных областей: речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие;

- образованием, воспитания и развития дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формированием познавательной активности, способствующей воспитанию социально-активной личности, формирующей навыки общения и сотворчества;

- объединением игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляющей ребенку возможность экспериментировать, созидать и творить свой собственный мир, где нет границ.

При планировании совместной деятельности отдаю предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Изучая количество скреплений на других деталях, также действуем вместе, ребята сами закрывают горизонтальные кнопочки и считают их, а затем закрывают вертикальные и тоже пересчитывают.

Совместная деятельность педагога и детей курса робототехника и Лего-контруирования направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребёнка, его творческого потенциала. Поэтому, мои занятия основаны на принципе сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом [8].

Проблема социально-личностного развития дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающим миром особо актуальна на современном этапе. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что в настоящее время, «век всеобщей компьютеризации» приносит обществу не только новые инновационные разработки, но и откладывает негативный отпечаток на подрастающее поколение: дети стали меньше общаться «в живую», компьютерные игры заменили малышам и подросткам настоящих друзей, а виртуальная жизнь несет отнюдь не правильные нормы социального поведения. В результате, педагоги констатируют у дошкольников проблемы, связанные не только с неумением организовывать коммуникативные контакты, отсутствие готовности выслушать и принять иную точку зрения, но и затруднения в осуществлении планирования и самоанализа собственной деятельности. В связи с чем вопросы социального развития дошкольников выходят на первостепенное место, возникает потребность в создании условий для развития успешной социализации дошколят. Один из основных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации, ФГОС ДО, также указывают на необходимость создания в ДОУ таких условий, которые бы обеспечили полноценное социальное развитие детей, открыли возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видам деятельности. Данные факторы подтолкнули коллектив к поиску новых инновационных форм и методов работы с дошкольниками, способствующих их социализации и расширению социальных контактов с окружающим миром, предоставляющих возможность для творческой инициативы и самореализации дошкольников. В результате анализа и отбора инновационных технологий, коллектив учреждения остановил свой выбор на внедрение в работу с детьми технологии «Лего-конструирования и робототехники», позволяющей успешно создать такие условия.

Сущность данной практики состоит в том, что Лего-конструирование и робототехника выступает средством всестороннего развития дошкольников, при этом являясь идеальной формой работы, позволяющей педагогу сочетать образование, воспитание и развитие в конструктивной игровой деятельности. Также нельзя не отметить, что внедрение данной технологии позволило расширить спектр дополнительных образовательных услуг, предоставляемых учреждением.

Таким образом, на наш взгляд, представленная практика имеет право назваться лучшей, так как не только обеспечивает условия для взаимодействия с окружающим миром, в котором и происходит социализация дошкольников, обеспечивает формирование у дошкольников мотивации к развитию и обучению, но и имеет практическую значимость для развития Ямальского региона, так как способствует:

- предоставляет возможность преемственности между образовательными учреждениями поселка и социумом;

- способствует созданию партнерских отношений с родителями и удовлетворённости родителей качеством дошкольного образования

   Левина А.А. работающая в детском саду под №5 в п. Добка считала, что Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Конструктор Лего в ДОУ на сегодняшний день одно из самых востребованных средств обучения. Он идеально вписывается в условия преемственности дошкольного и начального школьного образования; отвечает требованиям ФГОС и соответствует основным направлениям концепции развития математического образования в России.

Образовательная робототехника, как весьма перспективная учебная среда, делающая упор на обучение практической и прикладной математике, набирает всю большую популярность, как в дополнительном, так и в общем образовании. Однако, потенциал конструктора Лего, как средства обучения, не ограничивается развитием математических и креативных способностей ребенка.

Разрабатывая программу и систему работы с детьми, имеющими трудности социализации, обязательно знакомим дошкольников с правилами работы в микрогруппе. Такая форма работы принципиальна, и является основным отличием от просто конструирования в свободной деятельности или деятельности воспитанников во время занятий.

Степень успешности группового взаимодействия во многом зависит от регламентируемых в группе правил. Руководствуемся основным набором правил для дошкольников:

- каждый участник группы должен внести свой вклад в создание проекта;

- случайную поломку необходимо исправить;

- если тебе необходима деталь, которая находится у другого участника группы, умей с ним договориться (забирать деталь силой запрещено);

- не помещай д



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.