Практическая работа №1. Теоретическая часть
Практическая работа №1
Тема: «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением».
Цель:научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Теоретическая часть
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания. ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
· тематика хранящейся в них информации;
· форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
· доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
· принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, -архивной, научно-технической;
· источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
· назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
· форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
· вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
· субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
· субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
· субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
· субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
· учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
· учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
· научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
· дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
· системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
· электронные полнотекстовые библиотеки;
· электронные периодические издания сферы образования;
· электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
· электронные архивы выпусков.
Выполнение работы:
Задание №1
- Загрузите Интернет.
- В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
- Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
1. Федеральные образовательные ресурсы
| 2. Региональные образовательные ресурсы
|
4. Охарактеризуйте любые три.
Название
| Характеристика
| Федеральные образовательные ресурсы
| Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государсвенном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
| Региональные образовательные ресурсы
| Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.
| Учебное книгоиздание и образовательная пресса
| В разделе представлены информационные ресурсы, освещающие вопросы учебного книгоиздания для общего образования, ресурсы образовательного назначения, опубликованные в сети Интернет основными средствами массовой информации, издательствами учебной и научно-методической литературы, а также перечни сайтов крупных книготорговых предприятий и интернет-магазинов, в которых можно заказать и приобрести заинтересовавшие издания. Ресурсы раздела предназначены для администрации, методистов, школьных библиотекарей, учителей и учащихся образовательных учреждений, а также родителей и представителей общественности, интересующихся данной тематикой
|
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос
| Ответ
| 1) укажите время утверждения григорианского календаря
| 4 октября 1582 года
| 2) каков диаметр пылинки
| 0,005 мм
| 3) укажите смертельный уровень звука
| При уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и легких
| 4) какова температура кипения железа
| 2861 °C
| 5) какова температура плавления йода
| 113,5 °C
| 6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца
| 107 тысяч километров в час
| 7) какова масса Земли
| 6000х1018 тонн
| 8) какая гора в Австралии является самой высокой
| Пик Косцюшко
| 9) дайте характеристику народа кампа
| КАМПА (самоназвание ашанинка) - индейский народ общей численностью 50 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Перу.
| 10) укажите годы правления Ивана III
| 28.3.1462 года — 27.10.1505 года
| 11) укажите годы правления Екатерины II
| 28 июня (9 июля) 1762 — 6 (17) ноября 1796
| 12) укажите годы правления Ивана IV
| 1547 — 1584
| 13) укажите годы правления Хрущева Н.С.
| 1953-1964
| 14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед
| 1817 году
| 15) как в Древней Греции называли учителей арифметики
| Учителей арифметики в Древней Греции называли калькуляторами. В переводе с латинского это слово обозначает «счетчик».
| 16) кого в Древней Греции называли педагогами
| Педаго́г в Древней Греции — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста
| 17)Работа учителя не рекомендуется людям с какими заболеваниями
| Согласно этому Перечню заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, являются болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатиты B и C; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра; малярия; педикулез, акариаз и другие инфестации; сап и мелиоидоз; сибирская язва; туберкулез; холера; чума.
|
Задание №3.Ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?
| Информационные ресурсы это то откуда мы берём информацию ( газеты, книги , интернет , телевизор , радио и т.д)
| 2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.
| 1. содержание; 2. охват; 3. время; 4. источник; 5. качество; 6. соответствие потребностям; 7. способ фиксации; 8. язык; 9. стоимость.
| 3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
| Под образовательными информационными ресурсами понимают: учебники, учебную литературу, современные технологии по предоставлению образования
| 4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?
| Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства
| Задание №4.Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:
В ходе лабораторной работы я узнал о информационных ресурсах, их видах, а также научился пользоваться образовательными информационными ресурсами
|
| Оценка:
|