Косвенная речь
Виды грамматических ошибок
| Примеры ошибок
| Правильный вариант/правило
| Ошибки в управлении
-неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом
| * Оплатить за проезд
Скучаю по вам
*согласно приказа,
по приезду
| Благодаря
Согласно
вопреки
По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.)
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Смешение конструкций главного и придаточного предложений
| *МГУ завершило прием
*Кресло-кровать стояла
*Пришел добрый врач Иванова.
Никто, даже отличники, не решили.
*Те, (кто опоздал), не посмотрелфильм.
| Гл.слово-м.р.
Гл.слово-ср.р
Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.
Никто не решил
Те не посмотрели, кто опоздал.
| Ошибки в построении предложения с однородными членами
1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления
2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами
3. Употребление двойных союзов в искаженном виде
4. Избыточность союзных средств
5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов
6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.
7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.
|
* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.
*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.
* Живые ветви непригодны не толькодля разведения огня, а такжедля его поддержания.
*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.
*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.
*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.
* Нашлась /потерявшаяся вчера/собака и (которую разыскивали соседи)
|
Подбор (чего?)
Наблюдение(над чем?)
не только для разведения, но и для поддержания.
Не только, но и
Как , так и
и т.п.
но//тем не менее
НА стадионах
Двух мальчиков и трех девочек
Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!
| Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
-разорван определяемым словом
- неправильное согласование причастия с определяемым словом
|
*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/
Мы увидели бревна, плывущих по воде
|
Бревна, /плывущие по воде/
| Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
-деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо
|
* Листая альбом, мне попались две фотографии
|
Листая альбом, я увиделдве фотографии.
| Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.
|
*В романе «Капитанской дочке»Пушкин отразил события 18 века.
*В «Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.
|
В романе «Капитанская дочка»..
В «Капитанской дочке»…
| Ошибка в построении сложного предложения
-с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)
-употребление составных союзов в искаженном виде
-избыточность союзных средств
|
* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.
* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.
* Он спросил, что где его вещи.
* Я не знаю, чтосможем лимы найти общий язык
|
Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно
Перед тем как
Для того чтобы
Вмето того чтобы
Прежде чем
С тех пор как
По мере того как
Подобно тому как
Виду того что
Вследствие того что несмотря на то что
Он спросил, гдеего вещи.
Я не знаю, сможем лимы найти…
|
Косвенная речь
Прямая речь
| Средство связи при замене на косвенную
| Косвенная речь
| Повествовательное предложение
* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.
| что
|
*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.
| Побудительное предложение
*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».
| чтобы
|
* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»
| Вопросительное предложение
«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.
| ли
|
*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.
| В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь
| Примеры ошибок
| Косвенная речь
| Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».
| Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.
| Он сказал, что он сделает эту работу для меня.
| Он сказал: «Приходи пораньше».
| Он сказал, что приходи пораньше.
| Он сказал, чтобы я пришел пораньше.
| Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»
| Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.
| Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.
| Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»
| Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?
| Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.
| 5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь
| Косвенная речь
| Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»
| Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.
|
1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:
*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).
2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:
*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).
3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Гдетут разыскать хозяйственную часть?»).
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).
4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь
| Примеры ошибок
| Косвенная речь
| Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».
| Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.
| Он сказал, что сделает эту работу для меня.
| Он сказал: «Приходи пораньше».
| Он сказал, что приходи пораньше.
| Он сказал, чтобы я пришел пораньше.
| Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»
| Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.
| Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.
| Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»
| Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?
| Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.
| 5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь
| Косвенная речь
| Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»
| Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.
|
|