Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы развития действия



 

Форма и содержание литературного произведения

 

Тема – материал, взятый писателем из действительности и положенный в основу произведения. Это могут быть события и явления, внешние по отношению к автору (война 1812 года, Петр I и его эпоха и др.), а также внутренние по отношению к нему (любовное чувство, тоска по родине, поиски смысла жизни и др.) Понятие «внешняя тема» применимо к эпическим и драматическим произведениям прежде всего, а «внутренняя тема» - к лирическим. Но нередко они переплетаются, переходят друг в друга. Если в произведении наряду с основной есть и другие темы, принято говорить о его тематике.

Тема берется из действительности не механически, в готовом виде. Жизненный материал, прежде чем стать темой произведения, проходит через воображение писателя, подвергаясь при этом разнообразной трансформации. Поэтому одна и та же тема, взятая в своем общем определении (гражданская война, судьба русской деревни, поэт и поэзия и др.), разрабатывается писателями, как правило, в различных своих аспектах. К примеру, тема маленького человека и города широко представлены в русской литературе (у Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Солженицына и т.д.), но каждый раз в своем оригинальном варианте. Тема растворена в сюжете, образах и других компонентах произведения.

Тема обусловлена исторически (например, тема сталинских репрессий), но бывают «вечные» темы, которые актуальны сквозь года и поколения (тема любви, добра и зла, отцов и детей)

Тем в произведении может быть несколько

 

Идея– это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые он изображает

Тема – то, на что смотрим. Идея – то, что думаем о том, на что смотрим

Проблема -это основной вопрос, поставленный в литературном произведении. Совокупность поставленных проблем называется проблематикой

Виды проблематики:

· Философская (поиск истины, смысла жизни, проблема смерти)

· Нравственно-этическая (вопросы нравственности, религия)

· Социально-политическая (общественные проблемы)

· Национально-историческая (проблема национальной судьбы, изображение национального характера)

 

Сюжет– последовательность событий, изображаемых в произведении

Фабула – фактическая сторона повествования, то есть события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности


Композиция- расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника

· Линейная композиция - события изображаются в хронологической последовательности

· Кольцевая композиция - построение текста, при котором финал возвращает (условно) к началу произведения: к тому же месту действия или исходной ситуации

· Рамочная композиция («рассказ в рассказе») - вид композиции в литературе, в которой события в завязке и события в кульминации и развязке одни и те же или совпадают по смыслу и действию

· Зеркальная композиция - основное произведение укладывается дополнительный рассказ от лица одного из его героев

Конфликт -противостояние образов и идей в художественном произведении.

Его виды:

а) между героем и обществом;

б) между отдельными героями;

в) между различными сторонами в характере и взглядах героя.

Конфликт лежит в основе сюжета и определяет его развитие

Этапы развития действия

• ПРОЛОГ – вступление к произведению, помогает создать у читателя нужное настроение и подготовить его к восприятию текста

• ЭКСПОЗИЦИЯ – отображение событий, обстановки, среды, способствующей возникновению конфликта

• ЗАВЯЗКА – событие, с которого начинается основное действие

• РАЗВИТИЕ – ход событий

• КУЛЬМИНАЦИЯ – эмоциональный пик произведения, наивысшая точка накала, решающее столкновение сил

• РАЗВЯЗКА – результат, итог происходящих событий

• ЭПИЛОГ – заключительная часть, иногда в ней изображается оценка происходящего; события, происходящие после окончания основного сюжета

 

Лирический герой– образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены. общий для всех или ряда произведений поэта образ, своего рода художественный «двойник» автора. Лирику нельзя рассматривать только как автобиографию поэта. Сущность лирического героя в том, что он, выражая собой индивидуально-неповторимый мир поэта, имеет в то же время общее значение. В лирике поэт воспроизводит не любое свое переживание, он «очищает» свои чувства от случайных элементов, добиваясь их типичности

Литературный герой– любой человек (животное), нарисованный, изображенный в произведении.


Образ автора- этo нe пpocтoй cyбъeктpeчи, чaщe вceгo oн дaжe нe нaзвaн в cтpyктypexyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния. Этo -кoнцeнтpиpoвaннoe вoплoщeниe cyти пpoизвeдeния, oбъeдиняющee вcю cиcтeмy peчeвыx cтpyктypпepcoнaжeй в иx cooтнoшeнии c пoвecтвoвaтeлeм, paccкaзчикoм или paccкaзчикaми и чepeз ниx являющeecя идeйнo-cтилиcтичecким cpeдoтoчиeм, фoкycoм цeлoго

Автор-рассказчик -является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем, себя называет в первом лице «я»

Автор-повествователь -внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и повествует о событиях со стороны



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.