|
|||
Этапы развития действия
Форма и содержание литературного произведения
Тема – материал, взятый писателем из действительности и положенный в основу произведения. Это могут быть события и явления, внешние по отношению к автору (война 1812 года, Петр I и его эпоха и др.), а также внутренние по отношению к нему (любовное чувство, тоска по родине, поиски смысла жизни и др.) Понятие «внешняя тема» применимо к эпическим и драматическим произведениям прежде всего, а «внутренняя тема» - к лирическим. Но нередко они переплетаются, переходят друг в друга. Если в произведении наряду с основной есть и другие темы, принято говорить о его тематике. Тема берется из действительности не механически, в готовом виде. Жизненный материал, прежде чем стать темой произведения, проходит через воображение писателя, подвергаясь при этом разнообразной трансформации. Поэтому одна и та же тема, взятая в своем общем определении (гражданская война, судьба русской деревни, поэт и поэзия и др.), разрабатывается писателями, как правило, в различных своих аспектах. К примеру, тема маленького человека и города широко представлены в русской литературе (у Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Солженицына и т.д.), но каждый раз в своем оригинальном варианте. Тема растворена в сюжете, образах и других компонентах произведения. Тема обусловлена исторически (например, тема сталинских репрессий), но бывают «вечные» темы, которые актуальны сквозь года и поколения (тема любви, добра и зла, отцов и детей) Тем в произведении может быть несколько
Идея– это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые он изображает Тема – то, на что смотрим. Идея – то, что думаем о том, на что смотрим Проблема -это основной вопрос, поставленный в литературном произведении. Совокупность поставленных проблем называется проблематикой Виды проблематики: · Философская (поиск истины, смысла жизни, проблема смерти) · Нравственно-этическая (вопросы нравственности, религия) · Социально-политическая (общественные проблемы) · Национально-историческая (проблема национальной судьбы, изображение национального характера)
Сюжет– последовательность событий, изображаемых в произведении Фабула – фактическая сторона повествования, то есть события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности Композиция- расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника · Линейная композиция - события изображаются в хронологической последовательности · Кольцевая композиция - построение текста, при котором финал возвращает (условно) к началу произведения: к тому же месту действия или исходной ситуации · Рамочная композиция («рассказ в рассказе») - вид композиции в литературе, в которой события в завязке и события в кульминации и развязке одни и те же или совпадают по смыслу и действию · Зеркальная композиция - основное произведение укладывается дополнительный рассказ от лица одного из его героев Конфликт -противостояние образов и идей в художественном произведении. Его виды: а) между героем и обществом; б) между отдельными героями; в) между различными сторонами в характере и взглядах героя. Конфликт лежит в основе сюжета и определяет его развитие Этапы развития действия • ПРОЛОГ – вступление к произведению, помогает создать у читателя нужное настроение и подготовить его к восприятию текста • ЭКСПОЗИЦИЯ – отображение событий, обстановки, среды, способствующей возникновению конфликта • ЗАВЯЗКА – событие, с которого начинается основное действие • РАЗВИТИЕ – ход событий • КУЛЬМИНАЦИЯ – эмоциональный пик произведения, наивысшая точка накала, решающее столкновение сил • РАЗВЯЗКА – результат, итог происходящих событий • ЭПИЛОГ – заключительная часть, иногда в ней изображается оценка происходящего; события, происходящие после окончания основного сюжета
Лирический герой– образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены. общий для всех или ряда произведений поэта образ, своего рода художественный «двойник» автора. Лирику нельзя рассматривать только как автобиографию поэта. Сущность лирического героя в том, что он, выражая собой индивидуально-неповторимый мир поэта, имеет в то же время общее значение. В лирике поэт воспроизводит не любое свое переживание, он «очищает» свои чувства от случайных элементов, добиваясь их типичности Литературный герой– любой человек (животное), нарисованный, изображенный в произведении.
Образ автора- этo нe пpocтoй cyбъeктpeчи, чaщe вceгo oн дaжe нe нaзвaн в cтpyктypexyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния. Этo -кoнцeнтpиpoвaннoe вoплoщeниe cyти пpoизвeдeния, oбъeдиняющee вcю cиcтeмy peчeвыx cтpyктypпepcoнaжeй в иx cooтнoшeнии c пoвecтвoвaтeлeм, paccкaзчикoм или paccкaзчикaми и чepeз ниx являющeecя идeйнo-cтилиcтичecким cpeдoтoчиeм, фoкycoм цeлoго Автор-рассказчик -является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем, себя называет в первом лице «я» Автор-повествователь -внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и повествует о событиях со стороны
|
|||
|