|
|||
Школьный ранец и его обитатели»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Экскурсияна открытии выставки «Школьный ранец и его обитатели» (о школьных принадлежностях и их истории) Ведущий: Когда вы пошли в школу, и собирали школьный портфель, вряд ли вы задумывались о том, сколько интересного вам могли бы рассказать ваши – школьные принадлежности. С виду они настолько просты и привычны, знакомые вам: ЛИНЕЙКИ, РЕЗИНКИ, КАРАНДАШИ, РУЧКИ, ТЕТРАДИ, КРАСКИ …. Все они имеют свою Историю, которая подчас очень занимательна. Линейками – гладкими обструганными дощечками – пользовались еще древние люди – египтяне при строительстве своих пирамид. Не обходились без линейки и русские писцы. В книгах ХVI века нередко встречается слово каркасы. Она представляла собой деревянную раму размером с лист, на которую туго натягивались нити. Положив на лист бумаги каркасу, писец проводил вдоль нитей костяной палочкой, выдавливая линии. Вот почему рукописи того времени поражают ровностью строк и четкими интервалами. Деревянные линейки с делениями – появились не так давно, после того, как в 1792 году по предложению Парижской академии наук за единицу длины был принят метр. – Известный английский ученый Джозеф Пристли, который открыл множество химических веществ, в 1770 году придумал приспособление, без которого теперь не обходится ни один школьник (ластик или резинка) Ластик из резины сделали. А резину – из каучука, который по латыни называют “гумми эластикум”. Отсюда пошло название “ластик”, что означает “упругий”, каучук. Кстати, варится он из тягучего сока тропического дерева гевеи. Еще один «феномен» под названием карандаш. История карандаша такова. Раньше художники рисовали серебряной палочкой, а школьники писали свинцовой. Но свинцовая палочка оставляла на бумаге серый, неясный след. Да и держать ее в руке было неудобно. Поэтому ее вкладывали в кожаную трубочку, а когда палочка стиралась, кожу на конце приходилось срезать. Кстати, до сих пор карандаш в переводе с немецкого языка обозначает “свинцовая палочка”. Чтобы карандаш появился на свет, необходим сибирский кедр. Благодаря ему карандаш не лохматится и не упрямится при заточке, а режется гладко и ровно. Правда, сейчас на фабриках начали выпускать синтетические карандаши разных цветов. В будущем они, возможно, заменят деревянные. Чтобы получился карандаш, нужно в палочку вложить графит. За графитом для карандашей едут на Урал, в горы. Приходится спускаться далеко под землю. Для того, чтобы графический стержень был прочнее и тверже, нужна еще и глина. В зависимости от количества глины карандаши бывают различных номеров. Начиная с XIV века, художники, по большей части, использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли серебряными карандашами. Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли. Однако графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле темную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые “карандаши” между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали их бечевкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый “Нюрнбергский товар” не пользовался хорошей репутацией. Современный же карандаш изобрел в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ. В конце XVIII века английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но, несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако еще более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твердости. В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм). Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти 2/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический стержень, который удерживается металлическими прижимами (цангами) – цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша. Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1 мм). История ручки не менее интересна. Прошли почти три тысячелетия, прежде чем ручка приняла современный вид. Три тысячи лет назад в Азии и древней Месопотамии писали заостренной палочкой-клином, выдавливая изображение на сырой глине. В древней Руси берестяные грамоты царапали “писалом” – металлическим или костяным инструментом, закругленным с одного конца и заостренным с другого. Закругление на конце писала служило для заглаживания ошибок, так как оно было заполнено воском. Подобными “канцтоварами” пользовались когда-то в древнем Риме, их пишущий инструмент был сделан из металла и тоже имел плоский коней для стирания ненужных записей. Назывался он “стиль” или “стилиус”. В это же время в Китае использовали стилусы из бронзы. История шариковой ручки. Армянские ученые по рисунку, датированному 1166 годом, восстановили шариковую ручку. Она была изготовлена из бамбуковой палочки и пустотелого шарика, наполненного чернилами, что еще раз подтверждает мысль: Все новое – это хорошо забытое старое;. Изобретение принципа работы шариковой ручки официально датируется концом 19-го века. В 1888 году патент получил Джон Лауд, в 1916 — Ван Вечтен Райзберг. Вед. -А знаете ли вы, на чем писали в глубокой древности? Мы говорим об Истории Тетради. – Еще до того, как изобрели бумагу, в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии писали на бамбуковых дощечках. А в древнем Вавилоне для этого использовали обожженные глиняные странички. В древней Индии писали на пальмовых листьях. Европейцы же использовали для письма выделанные шкуры животных. И первокласснику, и школьнику постарше понадобится множество вещей: тетради, письменные принадлежности, учебники, спортивная форма и т.д. Однако самая важная, сложная и ответственная покупка – школьный ранец До того, как появился ранец, у него было много предшественников.. Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Подобные модели пятидесятых годов можно найти и на старых школьных музейных фотографиях, эти модели были темных коричневых и черных цветов. Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям . Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины. Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец. Ранец - [нем. Ranzen]. Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения). В семидесятые годы им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150 – 200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине. Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным. Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо. «В эти годы детей в классе делили на «звездочки», и каждая звездочка выполняла в течение недели какое-нибудь поручение. Появился такой вид общественной работы: дежурная «звездочка» в понедельник проверяла порядок в портфелях и наличие в них необходимых школьных принадлежностей, а результаты проверки выставлялись в баллах в «Говорящий портфель» (был такой стенд в классе). Никому не хотелось получить «2», поэтому дети старались содержать портфели в порядке».4 Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета. Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. 5 У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно. На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели. С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки. Городской ранец ближайшего будущего может выглядеть иначе. «. В последнее время среди большинства приверженцев спортивного стиля получили распространение сумочки типа "ранец". Преимущества такого подхода очевидны - руки свободны, относительная "грузоподъемность" достаточно высока, а нагрузка практически не чувствуется. Несмотря на все очевидные достоинства, существуют возможности улучшения, что и было сделано. Новый ранец является жестким, что в некоторых случаях очень даже необходимо. Обращает на себя внимание большое количество статей под названием «Сколько весит школьный портфель». И действительно по утрам идя в школу, мы видим, как многим младшим школьникам бабушки или мамы несут в школу портфели. Не случайно в 1983 году в популярном детском киножурнале «Ералаш» сняли фильм под названием «Рекордный вес», где рекордсмен мира пытается поднять школьный портфель, который носит обыкновенный школьник, и у спортсмена это плохо получается. В то же время медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребенка не пройдет бесследно, в ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, испортит осанку, походку, а затем может привести к стойкому радикулиту. «Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% от массы тела ребенка. Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак». Рюкзак [нем. Rucksack].Заплечный мешок для вещей, употр. туристами. Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги. Да и сам этот предмет перестал быть только ученической принадлежностью. Появились дамские рюкзачки, спортивные. Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет. Согласно ГОСТy, школьный (ученический) ранец – это “кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине”. Ученический портфель, по тому же ГОСТу, плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке. - Разница между ранцем и рюкзаком – в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие – спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Рюкзаки всеми эти достоинствами не обладают – их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотненной спинкой. Стоит отметить, что в последнее время производители все чаще выпускают на рынок модели, представляющие собой своеобразный симбиоз ранца и рюкзака. Такой ход позволяет снизить вес изделия и предложить оригинальный, запоминающийся дизайн. Зачастую даже специалистам сложно сказать, что перед ними: ранец с мягким корпусом или рюкзак с ортопедической спинкой. Однако если спинка и дно изделия – жесткие, его можно смело покупать ребенку любого возраста. Главное, чтобы он отвечал трем основным требованиям к школьным ранцам. Вот что отличает действительно качественный школьный ранец:
Примерка ранца После того, как вы нашли ранец, отвечающий всем этим требованиям, не торопитесь к кассе. Сейчас самое время его примерить. Конечно, сделать ребенку сюрприз не получится, зато вы будете уверены, что ранец подойдет. Во время примерки обратите внимание на следующее:
Проверьте, можно ли, регулируя длину лямок, добиться такого положения ранца на спине у ребенка – оно является оптимальным. При этом учитывайте, что ребенку придется носить ранец и в рубашке, и в куртке, и в пуховике. У некоторых моделей, как у альпинистских рюкзаков, регулируется не только длина лямок, но и их расположение на корпусе ранца. Такие ранцы подходят для детей разного возраста и роста. Сейчас в наших магазинах можно найти ранцы самого разнообразного дизайна. С героями популярных мультфильмов, с котятами и щенками, с автомобилями и футбольными мячами – для мальчиков, с принцессами, куклами и цветами – для девочек. Выбирая ранец, думайте не только о его удобстве и качестве, но и о том, нравится ли он ребенку. Часто одна и та же модель выпускается сразу в нескольких дизайнах — определитесь с ней и предоставьте ребенку выбирать расцветку. Итак, хороший школьный ранец... весит менее 1 кг
“Пеналы” Что касается пеналов, то, поскольку ни одна из существующих конструкций не сможет нанести никакого вреда здоровью ребенка, требования, предъявляемые к пеналам, носят скорее эстетический характер.
Школьные принадлежности– это ручки, карандаши, тетрадки, резинки, пеналы и прочие канцелярские принадлежности. Начнем с главного – с ручки. Казалось бы, с тех пор как из употребления вышли чернильные перья и чернильницы-непроливайки, выбор ручки упростился. Главное требование к ручке – ее небольшой вес. Поверхность ручки должна быть ребристой, чтобы ее удобно было держать, и она не скользила. Второй по важности предмет после ручки – карандаш. Карандаши бывают двух видов: простые и цветные. Простые карандаши разделяются по жесткости грифеля. Жесткие и мягкие карандаши в зависимости от страны-производителя маркируются либо латинскими буквами “Н”, “В”, либо русскими “Т” и “М”. Степень жесткости или мягкости обозначается цифрами. Лучше, если корпус карандаша выполнен из пластика.. Поэтому нужно либо приобрести точилку, либо такие карандаши, которые выполнены по принципу ручки и грифель в них сменный. Современные тетради делятся на обычные и на тетрадки для старшеклассников. В последних собраны все необходимые сведения и формулы, которые вряд ли понадобятся первоклашке. Бумага в тетрадях должна быть качественной и не скатываться при письме ручкой. Обратите внимание, чтобы поверхность бумаги была плотной и ровной, и из нее не торчали многочисленные мелкие бумажные “волоски”. Такие же требования предъявляются и к альбомам для рисования.
Стихотворения, загадки, шарады, игры о школьных принадлежностях
|
|||
|