Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 131-136.



Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 131-136.

 

Деятельность Двенадцати разнесла славу об Иисусе по всей Галилее. Известия о Нем дошли до царя Ирода. Речь идет об Ироде Антипе, который, строго говоря, не был царем. Ирод Антипа - правитель Галилеи и Иереи, сын царя Ирода Великого и одной из его жен, самаритянки. По завещанию царя Ирода Великого после его смерти в 4 г. до РХ Иудея была разделена между тремя его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. Римский император Август предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода. Таким образом, Ирод Антипа получил титул тетрарха (четвертовластника). Евангелисты именуют его просто Ирод, отличая его, разумеется, от его отца Ирода Великого.

Кто же Он такой, этот Иисус, о котором все говорят? Марк приводит разные мнения. При этом никому из современников не приходило в голову признать в Иисусе Мессию. Основной причиной этого непризнания было поведение самого Иисуса. Все то, что Он делал: исцелял больных и одержимых, поучал толпы людей, не стремился к политической власти, заботился о презираемых в обществе людях - всё это могли ожидать от пророка, но никак не от Мессии. Мессия должен был выглядеть и вести себя иначе. Например, быть таким, как Симон или Афронг, появившиеся на сцене истории после смерти Ирода Великого. Вот что о них сообщает Иосиф Флавий:

Существовал тогда также один из служителей царя Ирода, некий Симон, человек красивый, огромного роста и крайне сильный, пользовавшийся доверием царя. Основываясь на беспорядочном состоянии дел, этот человек осмелился возложить на себя царский венец. Он собрал себе толпу приверженцев, которые в своем безумии провозгласили его царем, и считал себя вполне достойным, этого высокого сана...

Вместе с тем даже некий Афронг, человек, не блиставший ни знатностью рода, ни личной доблестью, ни обилием денежных средств, всего-навсего простой пастух, отличавшийся, впрочем, огромным ростом и недюжинной физической силой, решился домогаться царской власти. <...> Он надел на себя царский венец...[1]

 

Всякий, кто претендовал на мессианство, неизбежно должен был войти в политику, претендуя на царский трон или произведя перед глазами всего народа знамения своего мессианства, то есть чудеса, подобные совершенным некогда Моисеем. Читаем далее у Иосифа Флавия:

Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение[2].

Несколькими годами позже произошло следующее:

Еще более злым бичом для иудеев был лжепророк из Египта. В Иудею прибыл какой-то обманщик, который выдал себя за пророка и действительно прослыл за небесного посланника. Он собрал вокруг себя около 30 000 заблужденных, выступил с ними из пустыни на так называемую Елеонскую гору, откуда он намеревался насильно вторгнуться в Иерусалим, овладеть римским гарнизоном и властвовать над народом[3].

Разумеется, ничего похожего на все это иудеи в Иисусе не видели. Поэтому они и не связывали с Ним свои мессианские упования. Евангелист Марк приводит три бытовавших мнения об Иисусе.

Услышав о чудотворце, Ирод Антипа, человек с нечистой совестью, прежде всего подумал, что это пришел убитый им Иоанн Креститель, чтобы отомстить ему: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. <...> Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых».

«Другие говорили: Это Илия». В свое время Бог восхитил Илию на небеса, и перед концом этого мира он вернется. Об этом последние слова Малахии, последнего из ветхозаветных пророков: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением Дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4:5-6).

«А иные говорили: Это пророк, или как один из пророков». Такое ожидание было основано на обещании Бога, данном Moисею: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, ־ Его слушайте. <...> Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Вт 18:15-18).

«Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил;

он воскрес из мертвых» (Мк 6:16). Написав эти слова, евангелист счел уместным здесь же рассказать о кончине Иоанна Крестителя. Уже в начале своего Евангелия он упоминал о его аресте (Мк 1:14). Теперь он воспроизводит широко распространенный в народе рассказ о трагической истории, которая произошла в крепости Махерон на восточном берегу Мертвого моря. Эта крепость стояла на вершине высокой скалы и была окружена пропастями - символ страха Ирода за свою власть.

«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу», или, если переводить буквально, «Ирод послал взять Иоанна и связать его в темнице». Далее указывается причина ареста и заключения: «за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: Не должно тебе иметь жену брата твоего».

В семье царя Ирода Великого были очень странные и запутанные отношения. Сам Ирод был женат многократно и имел 15 детей от 10 жен. К концу своей жизни он стал безумно подозрительным и убивал одного за другим членов своей семьи: жен, сыновей... Уже смертельно больной Ирод казнил своего первенца и наследника Антипатра. Император Август по этому случаю произнес нравственный приговор самому Ироду - ставшее знаменитым изречение с игрой слов: «Лучше быть свиньей (греч. «хюс») Ирода, чем его сыном («хюйос»)!»

Сын Ирода Великого Антипа соблазнил свою невестку и потом женился на ней, на жене своего единокровного брата Филиппа (не путать его с другим братом - тетрархом Филиппом). Тем самым он не только преступил все нормы приличия и морали, но и нарушил Закон, гласивший: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев 18:16). Из-за этого прелюбодейного брака Иоанн Креститель публично укорял его. Чтобы голос его не был слышен, Ирод Антипа и велел заключить его в крепостную темницу.

Несмотря на порицания Иоанна Крестителя, «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Но жена Ирода Иродиада была не столь совестливой, и ее ненависть к Иоанну была столь сильна, что она желала во что бы то ни стало убить его. Роль Иродиады в расправе над Иоанном Крестителем напоминает желание злой царицы Иезавели уничтожить пророка Илию (3 Цар 19:2). Этот библейский эпизод дополнительно подчеркивает символическую связь Иоанна с Илией. Долгожданная возможность представилась Иродиаде на пиру по случаю дня рождения Ирода. Марк в красках рассказывает историю, которая передавалась в народе из уст в уста. В этой мрачной истории замешана дочь Иродиады (ее имя, по сообщению Иосифа Флавия, было Саломея[4]), сама Иродиада и безвольный Ирод Антипа, не посмевший отказать Саломее в ее безумной просьбе теперь же принести ей «на блюде голову Иоанна Крестителя». Так через «усекновение главы» был убит великий пророк Иоанн Предтеча.

Евангелист Марк изобразил то, что говорили обо всей этой трагической истории в народе. Согласно Иосифу Флавию, правда, Иоанн Креститель был казнен по политическим причинам, а не потому, что он обвинял Ирода Антипу и Иродиаду в прелюбодеянии.

Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивоечувство к Предвечному и собираться для омовения. <...> Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен[5].

 

Даже если мы точно не знаем о причинах казни Иоанна, само его убийство Иродом не вызывает сомнений. Для Марка важно упомянуть в Евангелии о его кончине пророка, так как далее, сразу после Преображения, Иисус говорит об Иоанне Крестителе как об Илие, предтече Мессии: «Говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели» (Мк 9:13). Так поступают люди с теми, кого Бог посылает в мир как своих вестников. В лучшем случае, им отдают последние почести их ученики: «Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе».

 

 


[1] Иосиф Флавий, Иудейские древности, 17, 10, 6-7.

[2] Там же, 20, 5, 1.

[3] Иосиф Флавий, Иудейская война, 2, 13, 5.

[4] Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18, 5, 4.

[5] Там же, 18, 5, 2.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.