|
|||
Праздничная культура жителей южных деревень Республики Коми»
Конкурс студенческих проектов
«РОССИЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ» Эссе «Праздничная культура жителей южных деревень Республики Коми»
Выполнила: Студент 3565 группы Института истории и права ФГБОУ ВО «СГУ имени Питирима Сорокина» Зарницына Анна Сергеевна Адрес эл. почты: anyazarnicyna2015@gmail.com
В любом уголке России имеются свои традиции, когда в определенном месте собирается огромное количество людей, движимых одним порывом, вдохновением, и начинается действо, называемое традиционный праздник. В гуляниях, общих играх, танцах и песнях раскрываются обычаи и обряды родного края. Однако, в настоящее время в эпоху засилья эфира и масштабного увлечения молодежи образцами массовой культуры, большая часть духовного наследия, к сожалению, может быть утрачена. И вследствие этого разрушается духовная связь с культурными ценностями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиций приобретает важный характер. Народные праздники необходимо поддерживать и изучать. Из года в год мы празднуем Рождество, Пасху и т.д. и совсем не задумываемся, как же их проводили наши предки, в чем заключается смысл, происхождение этих праздников?! А ведь это является важной вехой истории своего народа. В наследии летских коми, проживающих в южных деревнях Республики Коми, важное место занимают праздники, обряды и обычаи, приуроченные к определенным датам и временным периодам календаря. По содержанию они представляют собой сложное явление, связанное с происхождением и хозяйственно-культурным развитием народа. Известно, что возрождение традиций календарных праздников связано с экономическими и социально-политическими изменениями в стране конца 1980-х гг., которые привели к подъему этнического самосознания, стремлению познать свои национальные истоки. Календарные праздники вернулись в быт населения. В работе я постараюсь осветить годовой цикл праздников, традиции проведения которых сохраняется в южных селах Прилузского района Республики Коми до наших дней. При этом необходимо выделить, что будет использована классификация на основе обычного деления года на весну, лето, осень и зиму, включая в каждое время года 3 месяца. Начнем с осеннего цикла праздников. Осенний период считается сытым, разгульным, временем сравнительного отдохновения от летних трудов, переходом с осеннего положения на зимнее. Летские коми в течение всей осени наблюдают за целым рядом явлений, характеризующих приближение зимы. Это, например, борьба летнего тепла с зимним холодом. Как доказательство, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый 14 октября, важный предсказатель для будущего времени. Приматами в этот день считаются ветры, – глядя по тому, откуда они дуют, определяют, будет зима холодная или теплая, снежная или бесснежная. Тем самым, жители стараются угадать будущее по самым разнообразным приметам, между которыми на первый план можно поставить опадение листвы с деревьев, отлет птиц и другие явления из жизни животного мира, далее выпадение снега, туманы, инеи, замерзание рек и т. п. С окончанием уборки урожая осень незаметно переходит в зиму. Холодная земля, утренний иней на крышах, лужи, застланные ледком по утрам, – все это первые вестники надвигающейся зимы. Зимние обряды призваны обеспечить не только новый урожай, но и благополучие семей в течение всего года. Например, с 7 по 19 января – время Святок. В настоящее время главный сохранившийся элемент Святок летских коми – это магический обряд обходного характера – колядование. Взрослые и дети, наряженные в вывернутую наизнанку верхнюю одежду, с разукрашенными лицами ходят по домам. Как правило, ряженые поют песни, рассказывают стихотворения, танцуют. Хозяева благодарят гостей угощениями и деньгами. В самом южном селе Республики Коми, в Прокопьевке, есть величайшее достояние – Рождественские игрища, – это игра со своеобразными шуточными песнями и хороводами. Рождественские игрища на протяжении двухсот лет являются ярким примером сохранения северно-русской календарной обрядности, характерной для контактных зон коми русского пограничья. Игрища состоят из нескольких частей, которые взаимосвязаны друг с другом и логически переходят от одной части к другой: ряженье, гадание, молодежные посиделки с играми. О празднике этой местности были сняты полноценные сюжетные фильмы телевизионными каналами «Россия 1», «Юрган». Местные жители села Прокопьевка берегут и чтят культурное наследие своих предков, прославляют село на всю Республику и за ее пределами. Хранительницы этого праздника, участницы коллектива «Коми анъяс» («Коми женщины»), активисты ветеранского движения, выступают в роли исполнительниц обрядовых песен и игр, вовлекая молодежь. Так старшее поколение передает собранный материал молодым людям. 19 января летские коми отмечают последний из рождественских праздников – Крещение. В настоящее время в этот день для подростков проходит развлекательная программа «Наши бабушки гадали», посвященная святочным обрядовым традициям. Как и раньше, среди жителей сёл много желающих искупаться в крещенском прорубе. Люди набирают освященную воду в емкости, умывают детей. Считается, что крещенская вода помогает от недугов. Например, если младенец ведет себя капризно, то для решения проблемы его умывают имеющейся в емкости водой. На этом зимний цикл праздников завершается. Далее сельчане ждут проводы зимы. Праздник Масленицы открывает весенний период гуляний. В настоящее время на площади села Летка проводят гуляние-проводы Масленицы, которое посвящено всей масленичной неделе. Как правило, на этом празднике организовывают конкурсы состязательно характера (петушиные бои, лазание на столб, гиревое соперничество, канат). Из обрядового момента сохранилось сжигание ярко наряженного чучела, что символизирует прощание с холодом. Таким образом, летчане не вкладывали в масленичные обряды религиозное содержание, считая это веселым предвесенним гулянием. Вербное воскресенье является одним из праздников, составляющих весенний цикл. В Летке, по-прежнему, верба является оберегом для дома. Жители ходят в церковь и освещают символ этого праздника. Вербу хранят в красном углу дома, рядом с иконами. Работники Дома культуры в этот день проводят мероприятия с детьми, знакомят их с историей возникновения праздника, традициями, связанными с вербными веточками. Пасха как главный праздник церковного календаря предваряется Великим Четвергом, который насыщен обрядово-магическими действиями очистительного характера. У летчан сохранилась традиция в этот день наводить дома порядок, делать перестановку. Пересчитать вслух все имеющиеся деньги, означает притянуть достаток в дом. Сохраняется и обряд приготовления «четверговой соли»: соль крупного помола смешивают с ржаной мукой и обжаривают на сковороде, пока не потемнеет. Затем в течение года ее можно использовать в качестве оберега от сглаза. Следующий праздник православного календаря – Светлое Христово Воскресенье. Главными символами Пасхи были и остаются крашеные яйца, которыми принято обмениваться. Также в церкви, в период пасхальной службы, происходит освящение куличей, крашеных яиц, пасхи. Работники Летского Дома культуры проводят для ребят игровую программу «Пасхальные забавы». После Пасхального цикла следует Троицкий (летний). Обязательным символом празднования Троицы считается береза и её побеги. Жители верят, что берёза является священным деревом, олицетворяющим богиню любви, плодородия. Троицкий цикл включает в себя праздник Перескачки. В настоящее время в селе Слудка Прилузского района идёт большая работа по сохранению уклада жизни коренного населения, и «Перескачка» является праздником именно этого села. Традиционно накрывается большой стол с разнообразными угощениями: выпечка, варёные яйца, хмельной квас, зелень и т. д. После угощения люди катают яйца, играют. Первым делом из котла вытаскивают кости, оставшиеся после приготовления мяса. И кому достанется самая большая кость, тот будет более удачливым в предстоящем году. Среди летних праздников летских коми выделяются Иванов день и предшествующий ему день Аграфены-Купальницы. Накануне Купальницы вечером принято мыться в бане, париться свежим березовым веником вперемешку с цветущей купальницей. В Иванов день осуществляется сбор трав, обладающих лечебными свойствами. В настоящее время праздник Ивана Купала летчане отмечают немногочисленными группами или в рамках фестиваля «Летка гöра», где представлены несколько тематических площадок. По традиции девушки плетут венки из разных трав и затем пускают их по воде, так они загадывают свою судьбу. Таким образом, можно заметить, что у летских коми актуализировались праздники и обряды, направленные на обеспечение благополучия семьи в хозяйственной деятельности. При этом, праздничные и обрядовые традиции летских коми разнообразны. Например, село Прокопьевка Прилузского района входит в пограничную зону Республики Коми и Кировской области и является контактной территорией коми и русских. Именно это во многом определило локальную специфику обрядовой жизни этого села, как и всего летского круга деревень. Тесные хозяйственно-экономические и культурные контакты местных жителей с русскими селами соседнего Вятского края также отразились в ярко выраженном двуязычном характере летской фольклорной традиции. Как уже было отмечено, в настоящее время возрождаются народные гуляния в дни православных праздников. Средства массовой информации, работники Летского дома культуры ведут активное разъяснение истории и местной специфики этих праздников. Закономерно, что идея возрождения национальной культуры связывается с сохранением и развитием родного языка и фольклора. Сегодня в Республике Коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, организовывая национальные фестивали и праздники. Важно подчеркнуть, что как показывает современная действительность, традиции не только сохраняются в памяти старшего поколения жителей, но и продолжают существовать среди людей молодого возраста. Традиции летских коми сохраняются в ограниченном количестве, некоторые вновь возрождаются с целью вызвать интерес людей к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим.
|
|||
|