|
|||
Семинар 1.. Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.Семинар 1. Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.
Вопросы всем: 1. Что является предметом дисциплины «Концепции современного естествознания»? 2. Наука как феномен культуры. Структура науки и ее функции. 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их различие и взаимосвязь. 4. Предмет и задачи естествознания. Классификация естественных наук. 5. Критерии научности знания. 6. Понятие научной парадигмы. Как влияет смена научной парадигмы на развитие науки?
Сообщения: 1. Глобальные естественнонаучные революции в развитии науки. 2. Интерналистская и экстерналистская модели развития науки. 3. Кумулятивная, революционная (Т. Кун), анархистская (П.Фейерабенд) модели развития науки, методология научно-исследовательсктх программ И.Лакатоса. 4. Научный метод: его возможности и границы. Принципы верификации и фальсификации. 5. Наука, паранаука и псевдонаука. 6. Математика Древнего Египта и Древнего Вавилона. 7. Развитие античной механики в Александрийском мусейоне. На след. 8. Основные принципы физики Аристотеля. 201 на след 9. Алхимия как предпосылка возникновения химии. – на хим. 10. Математика и астрономия мусульманского Востока в Средние века.
Работа с первоисточниками: Ч.П.Сноу. Две культуры. – М, 1973. // Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987 (О соотношении гуманитарного образования, естествознания и западной культур, Наука как средство взаимного понимания народов) // Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с.
Какие два противоположных полюса духовного мира западной интеллигенции выделяет Ч.Сноу? Какие два полюса культуры выделяет Ч.Сноу? В чем специфика каждого из них? В чем значение гуманитарного образования для естественных наук? В чем состоит значение науки как средства взаимного понимания народов. Литература Основная: Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1997. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2000. Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М., 1997. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999. Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с. Дополнительная: Кедров Б.М. Классификация наук. Т.1,2. М., 1989. Сноу Ч. Две культуры. М., 1973. или http://www.ido.edu.ru/ffec/philos/chrest/g13/snow.html Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии, №3, 2004, с. 44-49. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2005. Основы философии науки. Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. // Вопросы философии 1995, №4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М,, 1996.
|
|||
|