Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар 1.. Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.



Семинар 1.

Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.

 

Вопросы всем:

1. Что является предметом дисциплины «Концепции современного естествознания»?

2. Наука как феномен культуры. Структура науки и ее функции.

3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их различие и взаимосвязь.

4. Предмет и задачи естествознания. Классификация естественных наук.

5. Критерии научности знания.

6. Понятие научной парадигмы. Как влияет смена научной парадигмы на развитие науки?

 

Сообщения:

1. Глобальные естественнонаучные революции в развитии науки.

2. Интерналистская и экстерналистская модели развития науки.

3. Кумулятивная, революционная (Т. Кун), анархистская (П.Фейерабенд) модели развития науки, методология научно-исследовательсктх программ И.Лакатоса.

4. Научный метод: его возможности и границы. Принципы верификации и фальсификации.

5. Наука, паранаука и псевдонаука.

6. Математика Древнего Египта и Древнего Вавилона.

7. Развитие античной механики в Александрийском мусейоне. На след.

8. Основные принципы физики Аристотеля. 201 на след

9. Алхимия как предпосылка возникновения химии. – на хим.

10. Математика и астрономия мусульманского Востока в Средние века.

 

Работа с первоисточниками:

Ч.П.Сноу. Две культуры. – М, 1973. // Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987 (О соотношении гуманитарного образования, естествознания и западной культур, Наука как средство взаимного понимания народов) // Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с.

 

Какие два противоположных полюса духовного мира западной интеллигенции выделяет Ч.Сноу?

Какие два полюса культуры выделяет Ч.Сноу? В чем специфика каждого из них?

В чем значение гуманитарного образования для естественных наук?

В чем состоит значение науки как средства взаимного понимания народов.

    Литература

Основная:

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1997.  

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2000.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М., 1997.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999.

Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с.

Дополнительная:

Кедров Б.М. Классификация наук. Т.1,2. М., 1989.

Сноу Ч. Две культуры. М., 1973. или http://www.ido.edu.ru/ffec/philos/chrest/g13/snow.html

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987.

Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии, №3, 2004, с. 44-49.

Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2005.

Основы философии науки. Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.

Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. // Вопросы философии 1995, №4.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М,, 1996.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.