|
|||
Семинар 1.. Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.Семинар 1. Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.
Вопросы всем: 1. Что является предметом дисциплины «Концепции современного естествознания»? 2. Наука как феномен культуры. Структура науки и ее функции. 3. Предмет и задачи естествознания. Классификация естественных наук. 4. Критерии научности знания.
Сообщения (3-5 мин): 1. Наука, лженаука, паранаука и псевдонаука – определение, примеры, опасность. 2. Соотношение религии и науки в разные исторические эпохи. 3. Специфика научных знаний Древнего Востока, их практическая направленность. 4. Астрономия в древних цивилизациях. 5. Александрийский Мусейон (Мусей) как первый научный центр. Научные достижения Мусейона и их значение. История Александрийской библиотеки. 6. «Дом науки» халифа Мамуна (IX век) и его значение. Математика и астрономия мусульманского Востока в Средние века. 7. Болонский университет (XII-XIII век). Возникновение системы высшего образования. 8. Западная и Восточная средневековая наука в сравнении. Их особенности, вклад в современность. 9. Создание и краткая история Французской Академии наук, Лондонского королевского общества, Берлинской академия, Российской академии наук. Работа с первоисточниками: Ч.П.Сноу. Две культуры. – М, 1973. // Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с.
Какие два противоположных полюса духовного мира западной интеллигенции выделяет Ч.Сноу? Какие два полюса культуры выделяет Ч.Сноу? В чем специфика каждого из них? В чем значение гуманитарного образования для естественных наук? В чем состоит значение науки как средства взаимного понимания народов.
Литература Основная: Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1997. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2000. Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М., 1997. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999. Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с. Дополнительная: Кедров Б.М. Классификация наук. Т.1,2. М., 1989. Сноу Ч. Две культуры. М., 1973. или http://www.ido.edu.ru/ffec/philos/chrest/g13/snow.html Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии, №3, 2004, с. 44-49. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2005. Основы философии науки. Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.
|
|||
|