Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар 1.. Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.



Семинар 1.

Естествознания в системе культуры. Введение в методологию и историю науки.

 

Вопросы всем:

1. Что является предметом дисциплины «Концепции современного естествознания»?

2. Наука как феномен культуры. Структура науки и ее функции.

3. Предмет и задачи естествознания. Классификация естественных наук.

4. Критерии научности знания.

 

Сообщения (3-5 мин):

1. Наука, лженаука, паранаука и псевдонаука – определение, примеры, опасность.

2. Соотношение религии и науки в разные исторические эпохи.

3. Специфика научных знаний Древнего Востока, их практическая направленность.

4. Астрономия в древних цивилизациях.

5.  Александрийский Мусейон (Мусей) как первый научный центр. Научные достижения Мусейона и их значение. История Александрийской библиотеки.

6. «Дом науки» халифа Мамуна (IX век) и его значение. Математика и астрономия мусульманского Востока в Средние века.

7. Болонский университет (XII-XIII век). Возникновение системы высшего образования.

8. Западная и Восточная средневековая наука в сравнении. Их особенности, вклад в современность.

9. Создание и краткая история Французской Академии наук, Лондонского королевского общества, Берлинской академия, Российской академии наук.

Работа с первоисточниками:

Ч.П.Сноу. Две культуры. – М, 1973. // Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с.

 

Какие два противоположных полюса духовного мира западной интеллигенции выделяет Ч.Сноу?

Какие два полюса культуры выделяет Ч.Сноу? В чем специфика каждого из них?

В чем значение гуманитарного образования для естественных наук?

В чем состоит значение науки как средства взаимного понимания народов.

 

    Литература

Основная:

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1997.  

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2000.

Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М., 1997.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999.

Хрестоматия по учебному курсу «Концепции современного естествознания». Часть I. Физика / Сост. Г.В., Богомолова, Л.Ф. Остроухова – Курган: Изд-во Курганского гос.-та, 2006. – 148 с.

Дополнительная:

Кедров Б.М. Классификация наук. Т.1,2. М., 1989.

Сноу Ч. Две культуры. М., 1973. или http://www.ido.edu.ru/ffec/philos/chrest/g13/snow.html

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987.

Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии, №3, 2004, с. 44-49.

Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2005.

Основы философии науки. Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.