Таким образом, Древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная локально-историческая общность, образуемая на основе смешения различных этнических групп при значительном разнообразии их религиозных верований, соединения трех региональных хозяйственно-производственных структур (земледельческой, скотоводческой, промысловой) и, соответственно, трех типов образа жизни – оседлого, кочевого и бродячего;
Киевские князья в условиях разнообразия общественных структур не могли опереться, как, например, ахеменидские шахи на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бюрократической системой, как римские императоры или восточные деспоты. Поэтому в Древней Руси инструментом консолидации стало христианство.
Православие и государство |
Следовательно, «доминантной формой интеграции» в Древнерусской цивилизации, как и в Европе, выступало христианство. Однако в отличии от католической Европы православие в Древней Руси распространялось государством. При этом киевские князья рассматривали православие прежде всего как социально-нормативный институт регулирования общественной жизни и не искали опоры своей власти в духовно-нравственных аспектах православной веры.
Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, представлявший собой синтез формального и невежественного массового православия с языческой мистикой и практикой. Единой символической формой выражения этого порядка стал древнерусский язык.
Вместе с тем православие, хотя и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер, и в этом плане православие выполняло в Древнерусской цивилизации такую же функцию, как и католицизм в Западной Европе.
Эта автономность была обусловлена, во-первых, тем, что Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от Константинопольского патриарха и лишь в середине ХV в. обрела фактическую самостоятельность. Во-вторых, само государство – Киевская Русь – представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленных лишь единством княжеского рода. Распад этого единства в начале ХII в. привел к приобретению ими полного государственного суверенитета (период «феодальной раздробленности»).
Поскольку православие пришло на Русь из Византии, то Древнерусскую цивилизацию по многим духовным, ценностно-ориентационным чертам иногда рассматривают как «дочернюю» зону византийской культуры. Однако по большинству сущностных форм социально-политического устройства и жизнедеятельности древнерусская цивилизация была ближе к Европе. Это и дает основание некоторым историкам Древнерусскую цивилизацию называть еще и «славяно-европейской».
Русь и Европа |
Древнерусская цивилизация, также как и Европа, была обществом традиционным с эволюционным типом развития. С Европой ее объединяли такие общие черты, как: христианские ценности; городской характер «титульной», т.е. маркирующей все общество, культуры; преобладание земледельческих технологий материального производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»); отсутствие синдрома сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; существование общин с определенным правопорядком и собственным вождем, построенных на основе внутренней справедливости, без формализма и деспотии; высокий уровень милитаризованности и агрессивности политической идеологии и практики.
Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободский» характер русских городов, где основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством.
Православие захватывало все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее немногочисленных в то время европейский путешественников. Это было во многом обусловлено тем, что государство опиралось на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в церковных кругах).
Это привело к формированию того особого типа русского массового православия, которое называют «православием без христианства», формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой.
Русь и Восток |
Древнерусская цивилизация, помимо византийских и европейских влияний испытывала воздействие также культурных потоков, шедших со стороны половецкой степи, мусульманской Волжской Булгарии и Средней Азии. На Руси следы восточного воздействия просматривались прежде всего в военно-бытовой культуре аристократического слоя, в определенной символике престижности и некоторых чертах дружинного этикета.
Эти потоки воспринимались древнерусской ментальностью потому, что Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Востока: : долгое время (до середины ХI в.) отсутствовала частная собственность и экономические классы; господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань), при котором власть рождает собственность; существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные возможности социокультурной регенерации; эволюционный характер общественного развития.
Таким образом, несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политическое) связи Руси с Византией, Древнерусская цивилизация в целом в период своего становления и развития синтезировала некоторые черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также восточных принципов централизованной редистрибуции.
Субцивилизации Древней Руси |
Геополитический, а также экономический факторы предопределили появление в Древнерусской цивилизации нескольких субкультур: южной (киевской), юго-западной (галицко-волынской), северо-западной (новгородской) и северо-восточной (владимиро-суздальской). Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников – печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура была ликвидирована.
Юго-западная субкультура была в большей степени ориентирована на Восточную Европу (Литву и Польшу) и испытывала значительное влияние романских культурных традиций. В результате татаро-монгольского нашествия Юго-Западная Русь стала зоной активного славяно-православного и романо-католического синтеза, что привело к образованию Русско-Литовского государства, выступившего затем с претензией на общерусское политическое значение.
Новгородская субкультура была ориентирована на партнеров по Ганзейскому союзу, представлявших торговые островки европейской цивилизации. Если новгородцы и прибегали к наемникам, то это были, как правило, варяги. Новгородская субкультура, сохранившаяся в период татаро-монгольского ига и усилившая свое европейское своеобразие, деградировала после присоединения Новгорода к Москве в ХV в.
Специфика северо-восточной субкультуры была обусловлена в первую очередь начавшейся в середине ХII в. крестьянско-княжеской колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была крестьянской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по рекам, в поймах которых организовывалось интенсивное земледелие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство. Для такого хозяйства характерным была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.
Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем сведения леса под пашню. Технология земледелия на княжеских ополиях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интенсивной. Такая технология предполагала и иную поселенческую структуру: население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.
В таких условиях монгольское нашествие оказало отрицательное влияние прежде всего на процессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянской колонизации.
Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сражений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. Наступил период, возможно, максимальной независимости на Руси человека от власти.
Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие.
Экстенсивное подсечно-огневое земледелие, на котором базировалась эта колонизация, это – не просто определенная технология, но и особый образ жизни, формирующий специфический этнический характер и культуру. Лесное земледелие требовало глубокого понимания жизни леса, его гидрологии, микроклимата, особенностей почв, использования законов этой жизни в повседневной практике.
Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие строилась как система хозяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и крестьянам приходилось осваивать новый участок, переходя на новое место.
Население в лесах росло значительно быстрее, чем в городах. Подавляющее его большинство в ХII-ХIII вв. жило вдали от княжеского гнета, кровавых княжеских междоусобиц, от карательных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси в это время, наоборот, свободным делал человека «дух крестьянского мира».
Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации северо-восточных земель там сложилось как бы две Руси: Русь – «городская, княжеско-монархическая, христианско-православная» и Русь – «земледельческая, крестьянская, православно-языческая».
3.3. Восточные славяне в Vi-Iх вв.
Расселение и хозяйственная деятельность – Территориально-племенные объединения – Образование Древнерусского государства
Расселение и хозяйственная деятельность |
В I тыс. до н.э. распалась балто-славянская этническая общность и из нее выделись праславяне, ареал расселения которых включал часть Центральной и Восточной Европы, примерно на стыке территорий современных Польши, Белоруссии и Украины. В результате последующих миграций, которые осуществлялись преимущественно вдоль больших рек, этот ареал значительно расширился за счет освоения ими лесостепных и степных территорий.
В VI-VII вв. в славянском мире происходит постепенное выделение трех групп – западных, южных и восточных славян. К этому времени относится упоминание в византийских источниках об антах, под которыми одни ученые подразумевают всех восточных славян, а другие – лишь юго-западную их часть, наиболее часто вступавшую в контакт с Византией. Само слово «анты» чаще всего трактуется либо как «союзник» с учетом тюрского его происхождения, либо как «край» в переводе с иранского. Важным источником, показывающим географию расселения восточно-славянских племен во второй половины I тыс. н.э., их быт и нравы, является «Повесть временных лет» (начало ХII в.), авторство которой приписывается Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря.
Восточные славяне жили по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ, полуземлянок с глиняной или каменной печью без дымохода. Поселки составляли соседскую общину, основу которой составляли уже социально-экономические связи. Поселки-общины располагались «гнездами», удаленные друг от друга на десятки километров.
Основным занятием восточных славян было земледелие, в лесной части – подсечно-огневое, в лесостепной – «переложное». В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовались деревянная соха и рало с железным наконечником. Важной отраслью хозяйственной деятельности восточных славян являлось скотоводство, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что долгое время слово «скот» в древнерусском языке означало также «деньги». Большое значение имели также охота, рыболовство, бортничество.
К этому времени у восточных славян уже в качестве профессиональных занятий выделились ремесло и торговля. Их центрами стали города, укрепленные поселения, возникшие в племенных центрах или вдоль важнейших водных торговых путей, например, «из варяг в греки».
Территориально-племенные объединения |
В VI-VIII в. восточные славяне объединяются в территориальные союзы племен в первую очередь для защиты от внешней угрозы. Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие политико-управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Такими союзами, согласно «Повести временных лет, были на среднем и верхнем Днепре – поляне; в бассейне Западной Двины – кривичи; на берегах озера Ильмень и реки Волхов – словене; в Полесье между Припятью и Березиной – дреговичи; в верховьях Оки – вятичи; по Десне, Сейму и Суле – северяне; между Сожем и Ипутью – радимичи; по Тетереву и Ужу – древляне; на Волыни – дулебы; в Карпатах – хорваты; по Бугу и устью Дуная – уличи и тиверцы.
Политической основой этих союзов являлись институты «военной демократии», среди которых наряду с князем и дружиной большую роль играли вече и совет старейшин. Во времена военных конфликтов создавались народные ополчения.
Образование Древнерусского государства |
Дальнейшая интеграция этих союзов во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IХ в. нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на Юге поляне (с центром в Киеве) и на Северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров и привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство.
Процесс становления Древнерусского государства растянулся на несколько столетий и завершился примерно в середине IХ в. По своему характеру это был процесс не только социально-политическим, но и социоприродным. Он был обусловлен не только естественным стремлением общества к самоорганизации и упорядочиванию отношений между людьми, но и отношением общества с природой. Поэтому важную роль в древнерусском «этатогенезе» играли, с одной стороны, такие факторы, как становление производящей аграрной экономики, рост производительности труда, углублявшееся разделение труда, развитие меновой и денежной торговли. С другой стороны, такие факторы, как учреждение первичной бюрократии в лице княжеской и вечевой властей, возникновение социального неравенства. И, наконец, большую роль играл фактор военно-политические характера: необходимость защиты от внешних врагов, потребность во внешнеполитической экспансии.
Первоначально основными функциями государственных образований были Суд и Война и только позднее в связи с обострением социальных противоречий государство берет на себя функцию защиты интересов привилегированного слоя, не утрачивая при этом и функции защиты общенациональных интересов.
Возникновение государства у восточных славян было вызвано в первую очередь внутренними причинами. По сравнению с Западной и Южной Европой, где появление новых «варварских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, темпы образования государственно-политического объединения славянских племен были замедленным. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен, организация походов в Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений, – все способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Древней Руси все более приобретала характер раннесредневековой монархии.
Завершение процесса образования государства у восточных славян связывают с летописным рассказом о призвании варягов. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», описывая еще доваряжский период, приводит сведения о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве – родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян.
Призвание варягов Нестор описывает следующим образом. Издавна в земли новгородских славян, кривичей и соседних финских племен приходили варяги из-за моря и брали с них дань. И вот данники восстали и прогнали варягов за море, и сами стали «владеть землей» и ставить города. Но вскоре между ними начались усобицы, и не стало в их землях правды. И тогда решили они найти себе князя, который устроил бы у них справедливый порядок. Отправили за море послов и обратились к варягам-руси: «Земля наша велика и обильна, а устройства в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Вызвались три брата-варяга с дружинами. Старший брат, Рюрик, обосновался в Новгороде, средний, Синеус, – на Белоозере, младший, Трувор, – в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, и он сделался единодержавным князем на Севере.
Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили сделать набег на Византию. С небольшим числом воинов они спустились по Днепру и подошли к Киеву, земле полян. «Кому вы платите дань?» – спросили варяги. «Хазарам», – ответили киевляне. «Платите нам!» – сказали Аскольд и Дир. Киевляне согласились, и варяги стали управлять племенем полян.
После смерти Рюрика княжить в Новгороде стал его родственник Олег, который задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Захватив с собой малолетнего сына Рюрика Игоря, Олег в 882 г. двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Выманив обманом из города Аскольда и Дира, Олег убил их под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним Игорь, «Рюриков княжич». Киев понравился Олегу, и он сделал его столицей, назвав «Матерью городов русских». Отсюда Олег покорял другие славянские и неславянские племена, совершал походы на Византию. Летописец подчеркивает исключительную роль Олега в создание сильного государства, который вывел славянские племена из подчинения хазарам и установил путем договоров нормальные дипломатические и торговые отношения с Византией.
После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912- 945 гг.). Летопись рассматривает его в качестве сына Рюрика, хотя некоторые отечественные историки полагают, что это был князь славянского происхождения. Постепенно варяжская правящая династия на Руси была ассимилирована восточнославянской этнической общностью. Так, сын Игоря киевский князь Святослав (945-972 гг.) уже носил славянское имя.
В настоящее время вряд ли кто из серьезных ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объединении славянских и неславянских племен в IХ в. Разногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образования до варягов. Вопросы эти решаются в значительной мере в зависимости от представления о том, что такое государство.
Если не сводить государство только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилось во второй половине IХ – начале Х в., т.е. в «варяжский период». Однако, хотя государство у восточных славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились уже после того, как в восточнославянских землях вполне сложились предпосылки для возникновения государственных объединений. Летописное известие о призвании варягов, по-видимому, содержит гораздо больше действительных фактов, чем иногда думают, и поэтому не следует все это сводить к легенде. Однако приглашение варягов не означает, что они явились создателями Древнерусского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников (В.Ключевский). Поэтому роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.
3.3. Древняя Русь в х-хi вв.
Принятие христианства – Древнерусское общество – Внешняя политика – Культура
Принятие христианства |
До середины X в. на Руси господствовало язычество, поэтому власть первых древнерусских князей носила не только государственный, военно-политический, но и сакральный характер. Прозвище Олега «Вещий» свидетельствует о том, что, вероятно, князья одновременно являлись и жрецами. Первые упоминания о христианах на Руси появляются уже при князе Игоре, его жена княгиня Ольга стала первой христианкой в княжеской династии. Летопись описывает ее крещение во время посещения Царьграда (Константинополя), участие в котором принимал сам византийский император. Однако Древняя Русь еще долго оставалась языческой. Даже сын Ольги киевский князь Святослав, несмотря на настояния матери, отказался креститься и остался язычником.
По мере усиления военно-политической интеграции между княжествами на Руси и укрепления власти киевского князя росло единство Древнерусского государства. В условиях многобожия и многообразия языческих культов это привело к вопросу о том, какой из богов в языческой Руси должен стать главным.
В 980 г. киевский князь Владимир (980–1015 гг.) предпринял попытку провести религиозную реформу – «постановление кумиров». В Киеве был возведен единый пантеон из шести наиболее почитаемых у разных племен богов, причем главным из них сделал Перуна, основного божества полян. Такая попытка создания в Древнерусском государстве единой религии путем механического объединения различных языческих культов была обречена на неудачу. Единое государство нуждалось в единой идеологии, роль которой могла сыграть монотеистическая религия, основанная на вере в единого бога.
В соседних с Русью странах уже давно утвердились такие религии: ислам – в Волжской Булгарии, иудаизм – в Хазарии, христианство – в Византии. Приняли христианство такие славянские страны, как Польша и Чехия. Перед Древнерусским государством встала проблема выбора новой веры. «Повесть временных лет» подробно описывает сомнения князя Владимира и его старших дружинников (бояр), какой из вер надо отдать предпочтение. Отвергнув веру иудеев за потерю ими своей земли, а ислам за обременительные ограничения, князь предпочел восточное христианство, обряды которого по византийскому канону, как пишет летописец, произвели на него глубокое впечатление.
Предпочтение, которое было отдано на Руси православию, объясняется также и тем, что Римская католическая церковь признавала богослужебным языком только латынь, а Константинопольская православная церковь допускала возможность использования родного языка. Кроме того, римский папа, претендуя на ведущую роль в политике, требовал подчинения светской власти духовной, и поэтому возвышал католическую церковь как над государствами и империями, так и их королями и императорами. Восточная же церковь строила свою деятельность на основе «симфонии религиозной и светской власти»: Константинопольский патриарх, отстаивая приоритет духовной власти в вопросах веры, поддерживал своим авторитетом светскую власть. Выбор веры был предрешен и территориальной близостью Византии, экономическими и политическими связями с ней, культурным влиянием, а также примером Болгарии.
Летописные источники сообщают некоторые подробности, предшествовавшие «Крещению Руси». В 987 г. Владимир откликнулся на просьбу византийского императора Василия II о помощи в подавлении мятежа Варды Фоки, который пытался захватить императорский трон. За эту помощь император обещал отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну, но при условии обращения его в православную веру. Однако после подавления мятежа император не спешил выполнять свое обещание. Владимир захватил принадлежавший Византии Корсунь, крестился там и добился от императора выполнения своего обещания. Затем князь окрестил свою дружину, а по возвращению из похода – киевлян.
Новая религия на Руси утвердилась не сразу. В первую очередь она распространялась «сверху» среди горожан, часто путем насилия, встречая порой серьезное сопротивление с их стороны. Так, новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем», замечает летописец. Длительное время в русских землях существовало двоеверие. Население исполняло христианские обряды и тайно поклонялось прежним богам, отправляя языческие культы, несмотря на гонения властей и осуждение церкви. Крестьянство лесной полосы вообще очень долго сохраняло верность языческим обрядам. Это привело к тому, что русское православие впитало в себя многие черты язычества, а церковь освятила некоторые языческие праздники.
Принятие христианства сыграло большую роль в истории Древней Руси, в укреплении международного ее положения. Переход к монотеистической религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси, которая в определенной смысле стала напоминать византийскую. При главенстве светской власти устанавливается тесная взаимосвязь между ней и церковью. Это способствовало укреплению государственно-княжеской власти, что позволило династии Рюриковичей установить административный контроль над всей территорией Древнерусского государства. В условиях сложившегося на Руси разделения светской и духовной власти церковные православные иерархи, первоначально греческого и южнославянского происхождения, оказывают мощное влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права.
Важнейшим элементом политической жизни Византии было римское право, что делало ее своеобразным «правовым» государством средневековья, в котором церковь стремилась придать духовно-нравственный смысл формальным законам. С христианством на Русь пришла и светская византийская традиция правового оформления общественных отношений, и стремление православной церкви поставить нравственность выше закона. Церковь не только подданным внушала необходимость повиновения власти, но и от князя требовала осознания высокой ответственности за свой народ.
Христианская государственность больше внимания стала уделять вопросам внутренней жизни, законодательной и судебной деятельности, формированию христианской нравственности как у простого люда, так и в среде правящей элиты. В древнерусском менталитете культивируется стремление к добру, справедливости, правде, состраданию и взаимопомощи.
Наряду с государственной начинает складываться церковная юрисдикция. В ведение церкви передаются вопросы семейного права, а затем надзора за службой мер и весов.
Единая религиозная вера и церковная организация вели к все более прочной консолидации племен, осознанию своей общности, формированию древнерусской народности.
Принятие христианство из рук Византии, скрепленное браком с представительницей императорского дома, подняло международный престиж Древнерусского государства. Коренным образом изменился международный статус Древней Руси, отныне она прочно вошла в христианскую семью европейских народов. О возросшем престиже страны свидетельствуют многочисленные династические браки княжеского рода на Руси практически со всеми королевскими домами Западной, Центральной и Северной Европы. Принятие христианства изменило статус Руси в системе международных отношений, сделав ее цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.
Христианство оказало большое влияние на развитие древнерусской культуры. Принятие православия привело к тому, что Русь вошла в византийскую эйкумену и начала усваивать древнюю иудео-христианскую культуру. Вскоре после крещения широкое распространение на Руси получило славянское письмо, выросла грамотность населения, особенно в городах. Хотя письменность существовала и в дохристианскую эпоху, но с принятием православия в ее развитии начинается новый этап: зарождается образование, появляются повествования и летописания, создаются первые оригинальные произведения духовно-философского содержания. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Введя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве». Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры, она и сама оказывала сильное влияние, трансформируя византийское наследие в духе местных традиций.
Благодаря христианству на Руси появляются каменное зодчество, мозаика, иконопись и фреска, создаются архитектурные шедевры мирового уровня. Воспринимая от греков технику строительного мастерства, приемы росписи стен и камнерезного дела, древнерусские мастера переосмысливали их на основе вековых славянских традиций, а также народно-языческого мировосприятия. Синтез греческой христианской и языческой славянской традиций оказался чрезвычайно плодотворен для расцвета всех направлений культурной жизни древнерусского общества.
Огромное влияние оказывало православие на формирование менталитета древнерусского общества. В отличие от католического, он в большей мере был художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской власти. Православное мировоззрение – стремление к соединению Сущего и Должного, понимание смысла жизни не в мирском богатстве, а внутреннем духовном единстве, коллективном движении к лучшему будущему, социальной справедливости. Второстепенность рационалистических и политических элементов в познании мира славянским этносом и православия способствовала укреплению единства этой ветви христианства и общественного сознания древнерусского народа.
Таким образом, с введением христианства начинается трансформация Древнерусской цивилизации из языческой в православную, славяно-европейскую, христианскую.
Древнерусское общество |
Традиционное древнерусское общество, основу которого составлял эволюционный тип социального развития, было многоукладным. С одной стороны, Русь называли «Гардарикой» – страной городов, в которых большое развитие получило ремесленное производство и торговля. С другой стороны, Русь была страной аграрной, земледельческой, где наряду с пашенным широкое распространение получило подсечно-огневое земледелием.
Городские поселения у восточных славян появляются еще в догосударственный период. Они зарождались на родоплеменной основе вследствие территориального слияния нескольких соседских общин. Эти поселения носили аграрный характер и были тесно связаны с прилегающей округой (волостью). В таких «племенных» городах находился князь с дружиной, существовал совет старейшин, собиралось народное собрание (вече); жрецы, а позже православное духовенство исполняли культовые обряды. Это были «правящие» города с зачатками публичной власти.
В связи с образованием Древнерусского государства родоплеменные связи в Х–XI вв. окончательно уступают место территориальным, а города становятся военно-административными, торгово-ремесленными и социокультурными центрами, хотя многие горожане по-прежнему продолжали заниматься сельским хозяйством.
Отдельные города располагали собственными войсками, приглашали на службу князей, имели посольские связи с другими странами и, по существу, являлись городами-государствами. Наиболее крупные города являлись резиденциями княжеской власти. В Киеве находился великокняжеский престол.
В IX – начале XII в. во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский. В его облике постепенно утрачивались черты военного вождя, князь становился светским правителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда, организации торговли.
Князь правил вместе с дружиной, большую роль в которой играли наемники, вначале варяги, а затем в киевский период – «степняки» (представители соседских тюркских племен). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный (договорный) характер, однако в отличие от Западной Европы эти отношения на Руси юридическими актами не оформлялись. Во многом они еще были патриархальными: князь был «первым среди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов.
Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.
В период расцвета Древней Руси (конец Х – первая половина ХI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии, т.е. на Руси существовал родовой сюзеренитет. В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старейшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными междуусобными распрями
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|