|
|||
Профессиональная деятельность педагога – шаги в Десятилетие детства
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Радуга» г. Петровска Саратовской области
РМО специалистов ДОУ
Профессиональная деятельность педагога – шаги в Десятилетие детства
«#СИДИМ ДОМА или дистанционное обучение дошкольников в семье во время самоизоляции»
Подготовила: учитель – логопед МБДОУ д/с № 16 «Радуга» Титкова Наталья Владимировна
г. Петровск сентябрь 2020 г. «#СИДИМ ДОМА или дистанционное обучение дошкольников в семье во время самоизоляции»
Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить свое отношение к ней. Дейл Карнеги. Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны. Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с речевыми расстройствами и другого рода, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина. Безусловно, неоспоримым помощником в современном мире является интернет. Грамотное применение информационных технологий позволяет доступно и в нужном формате преподносить информацию для детей и их родителей. Но коррекционное обучение дошкольников в условиях самоизоляции – сложный и, на первый взгляд, малоэффективный процесс. Существующие образовательные платформы для дистанционного обучения, как правило, на платной основе и подходят для школьного возраста. Дошкольные платформы интересны и разнообразны, но не имеют конкретной логопедической направленности. Они требуют определенной технической подготовки не только специалиста, но и родителей, как посредников своих малышей. Не у всех родителей имеется постоянный доступ в интернет. Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.
Существуют два вида режима: Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с заказчиком. Родители, в большинстве своем не педагоги, поэтому методические рекомендации надо давать четкие и понятные. Учитывать условия, в которых сейчас пребывают дети.
Передо мной встала главная задача: Как мотивировать родителей на продолжение занятий с ребенком и помощь им в усвоении учебного материала в полном объеме в новых условиях? Для этого в корректной форме до них была донесена информация о невозможности скорого продолжения коррекционных занятий в саду. Родителям разъяснили, что период активного развития речи приходится на дошкольное детство, а запас времени остается небольшой. Уже к школе все речевые функции (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическая сторона, связность, словарный запас) должны быть скорректированы и сформированы. Иначе все речевые ошибки перейдут на письмо и отразятся на грамотности ребенка. Поскольку без квалифицированной помощи специалиста некоторые речевые нарушения не проходят самостоятельно, а дефект может только укорениться, важно не прерывать общение с логопедом. В связи с этим стала очевидна необходимость в продолжении коррекционных занятий согласно учебному плану и переход на дистанционный режим. В настоящее время наша работа в таком формате осуществляется следующим образом. Все задания носят рекомендательный характер. Родителей проинформировали, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не посещал сад, закрепить исправленные речевые навыки. В начале каждой недели я давала рекомендации по домашнему заданию на всю текущую неделю в соответствии с коррекционной программой и учебным планом. Рекомендации включают в себя: - подбор упражнений и видеоматериала для ежедневной артикуляционной гимнастики; - план беседы родителей с ребенком и ссылки на развивающие фильмы и мультфильмы по изучаемой лексической теме; - набор дидактических игр и упражнений на развитие лексико-грамматической стороны речи в рамках изучаемой темы; - стихи и чистоговорки для заучивания; - интересные игры и задания на развитие памяти, внимания, логики, простые и удобные в использовании дома; - печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических навыков (в pdf формате); - подбор материала для ознакомления с художественной литературой (сказок, рассказов, известных произведений детских авторов в аудиоформате); - на выбор и по желанию ребенок выполняет рисунок, поделку или аппликацию на заданную тему. Настоятельно советую равномерно распределить учебную нагрузку на неделю, приступать к занятиям в хорошем настроении, следить за правильным звукопроизношением, хвалить и поощрять ребенка за старания. В качестве обратной связи родители выкладывают в нашу группу или мне лично короткие видеофрагменты занятий со своими детьми, фото их рисунков и поделок. Очень информативными являются видео со стихами и обучением чтению. Это дает возможность специалисту, анализируя услышанную речь ребенка, дать советы родителям по исправлению звукопроизношения и небольшие задания по отработке неавтоматизированных звуков. При регулярном и доступном общении в таком формате у родителей сложились более доверительные отношения со специалистом. Они охотнее стали консультироваться по психологическим особенностям своего ребенка и трудностям в обучении. Неоценим вклад воспитателей группы, они всегда открыты к общению с родителями и детьми. В своих комментариях поощряют старания детей, радуются их успехам, поддерживают стремления к новым достижениям в учебе и хорошим результатам. Юмор, добрые слова, поздравления с детскими днями рождений и текущими праздниками создают атмосферу позитива и доверия в групповом общении, мотивируют родителей больше и охотнее делиться опытом и креативными идеями собственной образовательной деятельности с детьми дома. Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на «удаленке» не заменит реального общения логопеда с воспитанниками, где специально организованные условия и благоприятная развивающая среда детского сада способствуют более эффективному развитию и коррекции языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь нашим детям и дальше познавать окружающий мир, учиться и развиваться. Я рада, что несмотря на трудности и непривычный сейчас уклад жизни помогаю взрослым разделить с ребенком его интересы, провести время с пользой! Проведение дистанционных занятий – принципиально творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методико – дидактическую и информационно – коммуникационную базу на основе ИКТ.
|
|||
|