|
||||||
Дополнительное образование детей
Министерство образования и науки Челябинской области Международная академия наук педагогического образования Национальная ассоциация организаций дополнительного профессионального педагогического образования Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Международная федерация центров обучения методам Некоммерческое партнерство «Центр содействия распространению методов активного воспитания»
Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности
Материалы IV Международной научно-практической конференции
Челябинск, 14–15 ноября 2019 года
Челябинск ЧИППКРО 2019 УДК 371.8 ББК 74.200.58 Д68
ISBN 978-5-503-00340-6
В сборнике представлены статьи, отражающие основные положения научно-прикладных исследований, опыт работы ученых и практиков образовательных организаций, представителей общественности Российской Федерации, Белоруссии, Франции. Содержание статей представляет различные научно-исследовательские и практико-ориентированные аспекты развития дополнительного (внешкольного, неформального) образования детей и молодежи в контексте современной социокультурной и экономической ситуации.
УДК 371.8 ББК 74.200.58
Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. Материалы публикуются в авторской редакции.
© ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2019 Содержание
Аглиуллина А. М. Воспитание национального самосознания на занятиях кружка музыки................................................................ 9 Андросова М. С. Потенциал и перспективы неформального образования в Республике Беларусь...................................................................... 12 Анисина З. Д. Гражданско-патриотическое воспитание старших подростков в условиях дополнительного образования....................................... 15 Асхадуллина А. Т., Яхина Г. Р., Хусаенова Р. Ф., Зиганшина Р. К., Сайгафарова Ж. В. Развитие кадрового потенциала системы педагогического образования: выявление и преодоление компетентностных дефицитов в учреждениях дополнительного образования.............. 19 Бабичева Н. В., Дьячкова Т. В., Каверина О. В. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: от идей к воплощению................................................ 23 Белоусова Н. В., Белугина-Риммер О. Н. Музыка и живопись как синтез видов искусств на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Живопись по ткани»........................................................................ 27 Божко О. С., Жеребцова Е. Ю., Скрипкина О. М. Обновление деятельности клуба «Кинолог» в современных условиях................................................................... 30 Бруцкая Л. А., Собянина Н. А. Инновационное обновление содержания и техник сквозной вышивки 32 Буравлева В. П., Матвеева Г. К. Из опыта организации школьных комплексных экспедиций на особо охраняемые природные территории................................. 34 Валитова И. С. Воспитание традиционных ценностей у обучающихся в условиях деятельности детских общественных объединений....... 38 Водичко А. А., Фокина О. В. Успех ребенка через наставничество в исследовательской деятельности обучающихся..................................................................................... 45 Габбасова Ф. Р., Гильмутдинова Р. М., Альмухаметова Л. М. Социально-педагогическое сопровождение адаптационного процесса обучающегося в системе дополнительного образования 52 Гатауллина Е. В., Моисеева В. В. Воспитательный потенциал дополнительного образования и его возможности в профилактике социально опасных явлений среди подростков................................................................. 55 Гетун А. Н., Власенко Е. В., Малютин С. П. Информационная среда и профессиональная жизнь педагога........ 58 Голованов В. П. Личностный потенциал современного дополнительного образования детей............................................................................. 61 Горанова П. В. За границами аудиторий: социально-образовательный проект как механизм создания интегрированной образовательной среды..................................................................... 69 Горпинич Т. А. Роль интеграции дополнительного образования в пространстве общеобразовательной школы (на примере авторского проекта «Бессмертный полк фронтовых писем» г. Севастополь).................................................. 72 Гуляева Л. А. Опыт работы по организации деятельности молодежного трудового отряда............................................................................... 75 Гундарева М. В. Успех ребенка – успех педагога........................................................ 78 Данилейко С. М., Шушарина Г. С. Обеспечение качества дополнительного образования как компонента эффективности системы управления....................... 83 Евстратенко О. Г., Дерибезова Л. М. Значение отчетного концерта в творческой жизни студии классического танца «Вдохновение»................................................................................... 89 Еманова С. В. Роль психолого-педагогического сопровождения в повышении эффективности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования: региональный опыт........................................................................... 92 Ерофеева И. В. Проблемные вопросы оценки качества образования в организации дополнительного образования детей....................... 97 Жукова А. Н. Доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов... 101 Журба Н. Н. Развитие личности ребенка в условиях диалогового общения..... 103 Задонская Т. А., Зиганшина Д. Р., Исхакова А. Р., Назмутдинова Ф. Г., Сагитова С. И. Организация и проведение открытых занятий в ходе профессиональной деятельности педагога: опыт профессиональной рефлексии................................................ 110 Идиатуллина Л. Е., Шушарина Г. С. Применение технологии модерации в деятельности педагога дополнительного образования........................................ 114 Казанцева Е. А., Еманова С. В. Формирование профессиональных компетенций педагога дополнительного образования как условие социально-личностного развития обучающихся........................... 118 Казанцева Ю. В. Алгоритм написания статьи для творческого конкурса или печатного издания в рамках туристско-краеведческой деятельности 123 Калмыкова Е. В., Сабирова О. В., Романова Л. В., Ищанова Х. С. Тенденции развития современного дополнительного образования..................................................................................... 128 Клерико Ж.-Б., Шаварош Б. Действовать через культуру и образование для справедливого, равного для всех, социального, устойчивого общества.............................................. 135 Клименко О. А. Опыт использования метода совместного рисования в развитии детей с расстройствами аутистического спектра......... 138 Ковальчук О. А. Мониторинг качества образовательного процесса в системе дополнительного образования....................................... 142 Кондакова Ю. В. Практика дистанционного обучения детей-инвалидов в БОУ ДО г. Омска «Городской дворец детского (юношеского) творчества» 145 Конева Л. А. Обновление содержания педагогической технологии «Коллективное творческое дело»................................................... 148 Кочутина Н. А., Антонова И. Н., Кисляков А. В. Система оценки качества образования в учреждении дополнительного образования........................................................ 152 Кравцова Т. Н. Натурный рисунок как эффективное средство патриотического воспитания подростков 10–12 лет...................................................................... 158 Кудряшова Е. И., Кунгурцева Е. В., Прудникова А. Ю., Чулакова Д. Р. Вокальная студия как пространство профессионального самоопределения воспитанников.................................................................................. 160 Кустовская Е. А., Пильщиков М. Г. Успешная социализация личности учащихся в условиях хореографического коллектива........................................................................................ 163 Луценко И. М., Лямцева Е. В. Наставничество как форма организации учебной деятельности на занятиях атлетической гимнастикой.................... 166 Магазова Л. Н. Из опыта проектирования дополнительных общеразвивающих программ в учреждении дополнительного образования................................... 171 Маркова М. Е., Гумарова Т. Г., Васильева Т. И. Организационно-методический аспект реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы профильной смены «Люди, эмоции, маски».............. 174 Махмутова Г. А., Журавлева Н. Ф., Конопельцев А. Г., Миндубаев А. М., Гусманова В. Ю. Применение ИКТ при реализации индивидуальной образовательной траектории при обучении шахматам................. 181 Мащенко Т. В. Дополнительное образование – ресурс развития детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование навыков социализации в окружающем мире................................. 184 Мухаметзянова Е. Н. Специфика работы концертмейстера в учреждении дополнительного образования........................................................ 187 Нигаматуллина Э. Н. Реализация национально-регионального компонента в детском саду.................................................................................. 190 Перевозников А. С. Технологические подходы к воспитанию юного дзюдоиста......... 195 Петрова Я. А. Коррекция плоскостопия с помощью адаптированного классического тренажа.................................................................... 198 Пономарева В. В. Интеллектуальные игры: опыт работы объединения «Эрудит»... 200 Попова И. Н. Специфика развития дополнительного образования в эпоху перемен и неопределенности.............................................. 203 Приданникова Т. В., Байгузина О. В., Кинева Е. Л. Формирование «прорывных» компетенций как условие профессионального самоопределения обучающихся...................................................... 209 Романова Л. В., Рамазанова З. И. Воспитание межэтнической толерантности посредством хореографии.................................................................................... 215 Сальникова В. И. Психологическая подготовка юных шахматистов......................... 217 Серегина И. Т., Кузнецова О. В., Ребикова Ю. В. От профессиональных проб к профессиональному выбору: из опыта работы с педагогическим отрядом в МБУ ДО «ДТДиМ»....................................................................... 220 Сибирякова Н. М., Новицкая А. Н. Социально-культурный проект «Играем в театр» как форма инновационного подхода в работе с детьми-инвалидами....................................................................... 227 Скачкова И. О. Использование методов фольклорной арт-терапии в работе с детьми с особенностями развития................................. 229 Смагина Е. Н. Дополнительные общеобразовательные программы – дидактическое условие развития нравственно-ценностной сферы личности обучающегося...................................................... 233 Сокольская М. А., Еманова С. В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения в практике дополнительного образования..................................... 240 Сырейщикова Ю. М., Бессонова Е. В. Самообразование как необходимое условие профессионального роста педагога................................................ 245 Тарасова И. Б., Титченко О. Ф. Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в рамках реализации научно-прикладного проекта «Создание в Кыштымском городском округе образовательного технопарка FabLab»........... 248 Титлянова Г. Н. Системный подход в работе с молодыми кадрами в условиях учреждения дополнительного образования................ 252 Титова С. С. Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности: на примере курса «Музыка» («Сольфеджио», «Фортепиано», «Медиаконтент и мультимедиатехнологии»)................................. 259 Федоткина Н. М., Кришталь Ю. А. Изучение востребованности программ дополнительного образования детей среди родителей дошкольников...................... 268 Хамидуллина Г. З., Хамидуллина Г. З. Модель этнокультурного воспитания младших школьников средствами фольклорного музыкального творчества в дополнительном образовании...................................................... 271 Харланова Е. М. Дополнительное образование детей в системе непрерывного образования............................................................. 274 Хомутников В. С., Чистякова О. Ю., Хомутникова Е. А., Брызгалова О. Н. Анализ программы курса дополнительного образования детей и молодежи «Информационные технологии»...................... 278 Хоц А. Ю. Формирование навыков работы с текстом у подростков в объединении «Школа журналистики» «Детско-юношеского центра г. Челябинска»..................................................................... 283 Чирков И. А. Воспитательный потенциал групповых форм работы во взаимодействии с младшими школьниками.............................. 288 Шайхиева М. А. Технология развития профессиональных компетенций педагога в условиях организации дополнительного образования..................................................................................... 296 Шакирова В. Ф., Казачихина О. Н., Шамсутдинова Э. С., Андриянова О. Н. Взаимодействие программ дополнительного и общего среднего образования в развитии инновационного потенциала учащихся...................................................................... 302 Шилков Д. А., Задорин К. С. Основания для проектирования рабочих программ интегрированных курсов на базе образовательных организаций общего и дополнительного образования................. 305 Шубина О. Н. Совершенствование качества движения как основы развития всего спектра жизненных проявлений............................ 308 Шурхаева О. А. Методы индивидуального подхода к учащимся в объединении декоративного и изобразительного направления...................................................... 313 Шустова И. Ю., Демакова И. Д. Основы деятельностно-ценностного воспитания............................ 316 Щербаков А. В., Осипов П. В., Патрушина Л. И., Ишкаева С. М. Летний палаточный лагерь «Тургояк» – пространство для развития детей и педагогов...................................................... 327 Ярмакеева С. А., Сунгатуллина Ф. Г. К проблеме реализации системного подхода при проектировании дополнительных общеобразовательных программ: экспертное мнение......................................................... 335
Сведения об авторах.......................................................................... 341
|
||||||
|