![]()
|
|||
Тест «Достаточно ли внимания уделяете вы своему ребенку?»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться. Л. Венгер Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь. Школа проводит тестирование весной — летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему. Детям, воспитывающимся в речевом детском саду, требуется дополнительная помощь и со стороны специалистов, и со стороны родителей. Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения: · устанавливать причинно-следственные связи; · сравнивать, анализировать, группировать; · действовать произвольно; · действовать по образцу; · общаться со сверстниками; · и желания быть школьником, «взрослым». В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5—6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть, опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, — то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду. Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома. Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям. Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней. Важно правильно подобрать школу для ребенка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость ишкольные неврозы. Тест «Достаточно ли внимания уделяете вы своему ребенку?» С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно. 1. Все ли вам нравится в своем ребенке? 2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит? 4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? 5. Поправляете ли вы речь малыша? 6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? 7. Хвалите ли вы малыша? 8. Смеетесь ли вместе с ним? 9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку? 10. Часто ли обнимаете ребенка? 11. Играете ли вместе? 12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги? 13. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему? 14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша? 15. Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком? 16. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры? 17. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги? 18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот? 19. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки? 20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры? Ключ: «Да, почти всегда» — 4 балла. «Иногда», «может быть» — 2 балла. «Нет, почти никогда» — 0 баллов. Сложите полученные баллы. Если сумма: от 80 до 60 баллов — вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно; от 60 до 30 баллов — очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни? меньше 30 баллов — стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.
|
|||
|