|
|||
Технологическая карта урока открытия нового знания по литературе (8-й класс)
Технологическая карта урока открытия нового знания по литературе (8-й класс) Чеглова Владислава
| |||
Тема урока | Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | ||
Место урока по теме | продолжение знакомства с творческим наследием Н.В.Гоголя. | ||
Тип урока | Открытие нового знания | ||
Формы, приемы, методы | Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Методы: метод творческого чтения, эвристический. Приемы: эвристическая беседа, постановка проблемного вопроса, открытое обсуждение, анализ текста, обобщение информации, написание опорных конспектов. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению творческого наследия Н. В. Гоголя и применению знаний в анализе произведений. Создание условий для развития у учащихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, умение разрешать учебные проблемные ситуации, оценивать результаты деятельности); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач); коммуникативной (учиться грамотно излагать мысль, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата). | Обучающая – познакомить учащихся с литературным типом «маленького человека»; проследить традицию изображения «маленького человека» и чиновничества в русской литературе. Развивающая – развить навыки самостоятельной аналитической работы с текстом, повторить биографию поэта, научить аргументировать свои мысли, развить речь учащихся. Воспитательная – воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям.
| ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Понятие «маленького человека» | Выразительно читать произведение, находить нужный отрывок в тексте, разрешать проблемные учебные ситуации, грамотно и аргументированно излагать свою мысль. | ||
Компетенции | Педагогические технологии | Оборудование | |
Личностные УУД: освоение новых видов деятельности, приобщение к духовно-нравственным ценностям. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение строить речевые высказывания и создавать тесты разного рода; рефлексия. Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной и письменной форме,слушать и понимать речь других, владение навыками диалогичной речи. | Технология развития критического мышления | 1. Литература. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г. 2. Текст произведения и карточки с его фрагментами. 3. Карточки с заданиями. | |
Опорные понятия, термины: Литературный герой Тип литературного героя Образ | Новые понятия: «Маленький человек»
|
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап. Мобилизующий (4 мин.) | |||||
Мотивация обучающихся к учебной деятельности. | Организация работы; Вопросы учащимся для размышления: всегда ли мы справедливо строим суждения о людях? Есть ли среди нашего окружения люди, которые не получают должной поддержки и внимания? | Настраиваются на предстоящую работу. Принимают участие в беседе, отвечают на предложенные вопросы. | Общекультурная: постановка цели деятельности; Коммуникативная: строить понятные высказывания. | Самооценка готовности к уроку. | Включение в учебный процесс. |
II этап. Актуализация знаний (5 мин.) | |||||
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Проверка домашнего задания. | Повторить материал, необходимый для раскрытия нового знания. Предлагает заполнить карточки и вспомнить биографию писателя. А) дата рождения Гоголя (1 апреля 1809) Б) место рождения Гоголя (местечко Великие Сорочинцы, Полтавская губерния) В) образование Гоголя (1821-1828 гимназия в Нежине) Г) литературный дебют Гоголя (В 1829 году он издал под псевдонимом В.Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни) Д) успех или поражение «под псевдонимом»? (Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию.) Е) государственная служба Гоголя? (Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.) | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания (освоение биографических данных и справочного материала), задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. Несколько учеников озвучивают ответы, а остальные выполняют самопроверку. | Общекультурная: умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты; умение разрешать учебные проблемные ситуации; Коммуникативная: строить понятные высказывания. | Фронтальная и индивидуальная работа (с карточками). Самооценка | Активизация опорных знаний. |
III этап. Постановка учебной задачи (5 мин.) | |||||
Постановка цели деятельности, формирование темы в совместной деятельности с учителем. | Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку задач урока. Вопросы для обсуждения: А) найдем ли мы следы личного опыта писателя в повести? Б) сможем ли мы сказать о типичности героя повести (Башмачкина)? В) разбиваются ли судьбы «маленьких» людей о «громаду государства и столицы»? Ученикам предлагается в паре очертить круг проблем (1-3), отталкиваясь от названия повести. (зачитать несколько вариантов) | Отвечают на вопросы педагога, выявляют, какой из обсуждаемых вопросов подсказывает формулировку проблемы. Формулируют тему. | Общекультурная: умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения; Учебно-познавательная: нахождение, использование информации для постановки цели; Коммуникативная: умение точно и полно выражать свои мысли, высказывать свое мнение. | Участие в диалоге, ответы на вопросы. | Формулирование темы и цели урока. Планирование деятельности. |
IV этап. Открытие нового знания (10 мин.) | |||||
Формировать и развивать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, правила способа деятельности. | Излагает новый материал посредством деления класса на группы и формулирования решений «ситуационных задач»: 1) если бы вас регулярно отвлекали от любимого дела: А) как бы вы поступили? Б) как следует поступить? В) как поступил герой? (найдите в тексте) 2) если ваша любимая вещь испортилась: А) как бы вы поступили? Б) как следует поступить? В) как поступил герой? (найдите в тексте) 3) если у вас появилась долгожданная обновка: А) как бы вы поступили? Б) как следует поступить? В) как поступил герой? (найдите в тексте) 4) если бы у вас отняли дорогую вещь: А) как бы вы поступили? Б) как следует поступить? В) как поступил герой? (найдите в тексте) Организовывает повторение особо важных моментов (зачитывание фрагментов текста) для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. | Слушают объяснения учителя, ответы командиров групп, задают уточняющие вопросы. | Общекультурная: умение ставить цель деятельности, представлять результат). Учебно-познавательная: нахождение, использование информации для решения задач, умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативная: ответы на поставленные вопросы, диалог с учителем. | Фронтальная и групповая работа. | Подведение под понятие, целеполагание и освоение материала. |
V этап. Первичное закрепление (8 мин.) | |||||
Закрепить знание о средствах художественной выразительности. | Предлагает индивидуальные задания: А) составить портрет Башмачкина;Б) составить «словесный портрет» шинели;В) предположить, для чего введен в сюжет образ призрака. | Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. | Общекультурная: умение решать поставленные задачи). Познавательная: нахождение и применение информации для решения зада. Коммуникативная: точность передачи мысли, умение высказывать свою точку зрения и приводить аргументы. | Индивидуальная работа. Самоконтроль. | Самоанализ и самооценка собственных достижений по изучению нового материала. Понимание и запоминание материала. |
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин.) | |||||
Организация самостоятельного выполнения заданий каждым учеником, организация самопроверки своих решений учащимися по эталону. | Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. Учащимся предлагается разыграть или описать ситуацию (в зависимости от особенностей класса) «Мой друг/сосед/ родственник – Башмачкин. Как ему помочь?» | Выполняют самостоятельную работу, взаимоконтроль. | Общекультурная: умение разрешать учебно-проблемные ситуации, опираясь на изученный материал. Познавательная: нахождение и использование необходимой информации. Коммуникативная: точность передачи мысли, умение высказывать свою точку зрения и приводить аргументы. | Работа в группе. Самооценка и взаимооценка. | Умение применять полученные на уроке знания при выполнении заданий. |
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение (6 мин.) | |||||
Организовать включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного для введения в дальнейшем новых способов действий. | Устанавливается осознанность учебной деятельности. Предлагается составить цитатно-образную характеристику героев. | Используют полученную информацию для решения задач. Выполняют типовое задание по установленному алгоритму: Составляют таблицу цитат. | Общекультурная: оценивать результаты деятельности. Познавательная: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические заключения. | Выполнение заданий индивидуально. Самооценка. | Умение выделять в системе знаний изученную единицу. |
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока (1 мин.) | |||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Общекультурная: оценивать результаты деятельности. Познавательная: строить логические заключения, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативная: высказывать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. | Рефлексия деятельности, самооценка. | Самооценка результатов своей учебной деятельности. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|