|
|||
Основные проблемы античной философии. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основные проблемы античной философии.
1. космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; 2. мораль (софисты) 3. метафизика (Платон) 4. методология (Платон, Аристотель) 5. эстетика 6. проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика.
2 вопрос (20 баллов) Сознание и бессознательное: что в большей степени определяет психическую жизнь человека?
Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.
Бессознательное : 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями: 1) непосредственное эмоциональное чувствование; 2) идентификация; 3) заражение эмоциональное; 4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом (субсенсорном) восприятии, в непроизвольном запоминании и в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Однако, сознание и бессознательное не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Предполагают, что в сферу сознания попадает информация, представляющая трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т. е. всего того, чем располагает сознание. Но как только решение найдено, вновь включается в работу «автопилот» (бессознательное), а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций. 3 вопрос (20 баллов) К. Маркс и Ф. Энгельс полагали: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». Как Вы полагаете, применимы ли к современному обществу представления о классовой борьбе? В чём заключаются сильные и слабые стороны марксистского подхода к истории?
Рассматривая понятие «классовая борьба» представляет собой столкновение интересов и противодействие классов общества. Классовая борьба представляет собой основное содержание и движущую силу истории всех антагонистических классовых обществ. Источником Классовой борьбы является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всем многообразии ее форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов», - так характеризовали Маркс и Энгельс основные фазы Классовой борьбы до возникновения капитализма. Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат - первый из угнетённых классов, Классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт Классовую борьбу под руководством своей политической партии, которая вооружает его научным пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления. Классовая борьба может исчезнуть только с исчезновением самих классов, т. е. в коммунистическом обществе. Все попытки устранить Классовую борьбу в других общественно-экономических формациях являются действиями реакционных классов по установлению Классового сотрудничества. То есть в рамках современного общества, где социальное неравенство- совершенно очевидное понятие (Число россиян, живущих за чертой бедности, достигло 21 млн. или 14,3% и 10% самых богатых россиян владеют более чем 80% национального богатства страны), классовая борьба вполне ожидаемое явление. Об этом повествует известная «Капитал в XXI веке» книга французского экономиста Тома Пикетти, посвящённая экономическому неравенству в Европе и Соединенных Штатах, начиная с XVIII века.
Марксизм возник в 1840-х гг. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) пытались выяснить условия и указать пути освобождения трудящихся от эксплуатации и всех форм социального гнета. Они стремились наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение рабочих от собственности и власти, разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное и гармоничное развитие личности. Теория К. Маркса задумывалась как наука, однако его идеи превратились в идеологию, стали обоснованием программы политических действий. В XX в. обнаружились узость и ограниченность формационного подхода к истории. Они проявились в основном в абсолютизации роли материально-технической сферы жизни общества как детерминанты прогресса. Эта сфера действительно оказывает значительное, во многом определяющее воздействие на общественные процессы. Вместе с тем она испытывает на себе существенное, а нередко и решающее влияние множества нематериальных факторов -доминирующих в обществе настроений, воли элит и лидеров, деятельности политических партий и т. д. Марксистская концепция общественного развития создавалась на основе анализа исторического опыта западноевропейского региона и механически экстраполировалась на все человечество. Поэтому она нередко оказывалась в явном противоречии с развитием различных стран и регионов, не учитывались их цивилизационные характеристики. В России, например, не было рабовладельческой формации. Слабым местом марксизма является недооценка роли личностного фактора в общественном развитии. Взгляд К. Маркса на историю носит в значительной степени обезличенный характер. В этом смысле он - прямой продолжатель гегелевского понимания истории. Разница в том, что у Гегеля сущность истории сводится к движению Мирового духа, а у К. Маркса - к развитию экономического базиса, т. е. производственных отношений. По отношению же к базису все остальные сферы жизни (политика, религия, искусство, мораль), согласно марксизму, носят производный характер. Аргументом против марксистской «пятичленки» формаций являются и нынешние модернизационные процессы в странах СНГ и Восточной Европы. Они доказывают несостоятельность представлений об эсхатологическом крахе капитализма и мессианском торжестве коммунизма. Наконец, трансформация индустриального общества в постиндустриальное и информационное со всей очевидностью демонстрирует ограниченность марксистских представлений о направленности исторического процесса.
|
|||
|