![]()
|
|||
Структура художественного текстаСтруктура художественного текста Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей. Этапы развития сюжета | |||
Название этапа сюжета | Краткая характеристика | Пример | |
Экспозиция (пролог) | Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие.Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная. | В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты- девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви | |
Завязка | Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце. | Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце художественного произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" | |
Развитие действия | События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта. | Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим | |
Кульминация | Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. | Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала" | |
Развязка | Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации | Естественная развязка - "Вишнёвый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией – "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации – "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя | |
Послесловие (эпилог) | Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый). | Развёрнутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|