|
|||
М. МусоргскийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Прочитать текст, сделать конспект. Ответить на вопросы, выделенные красным цветом. Музыкальная живопись Мусоргского Рассвет на Москве-реке» — знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора XIX в. Модеста Петровича Мусоргского (1839— 1881). Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора — открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни.
М. Мусоргский «Эта гениальная музыка... — говорил Д. Кабалевский, — будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности... сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжёлые удары церковного колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения...»
Фортепианная сюита «Картинки с выставки» создана М. Мусоргским под впечатлением от посмертной выставки произведений его друга, архитектора и художника В. Гартмана. Музыкальные образы «Картинок...» ярки и живописны: «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры»), «Балет невылупившихся птенцов», «Лиможский рынок» («Большая новость»), «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»), «Богатырские ворота» («Во стольном городе во Киеве») и др. Десять пьес «Картинок...» объединены общей музыкальной темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается, приобретая характер новых «картинок»-образов. Тему «Прогулки» композитор назвал интермедами (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный, срединный). М. Мусоргский, шутя, записал в своём дневнике: «Моя физиономия в интермедах видна!»
|
|||
|